Надо Знать

добавить знаний



Ориген



План:


Введение

Ориген

Ориген ( греч. Ωριγένης , лат. Origenes Adamantius ; Ок. 185, Александрия - ? 254, Тир) - греческий христианский теолог, философ, ученый. Один из восточных церковных писателей. Основатель библейской филологии. Автор термина "богочеловек".

Был учеником неоплатоники Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию Ориген возглавил школу и был ее наставником в 217 - 232 годах.

Выступал сторонником идеи конечного спасения всего сущего (апокатастасисе). До наших дней не дошла его главный труд Гекзапла - колоссальный по объему сравнительный анализ вкладов Ветхого Завета с целью установления критически выверенного текста.

Учение Оригена, явленное собой первый системное изложение идей христианства в философском контексте, сделало значимое влияние на творчество последующих мыслителей: Евсевия Памфила, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других.


1. Биография

Ориген родился в христианской семье в Александрии. Его отец был катехетом, а также преподавал грамматику. Именно он был первым учителем сына и привил ему большую любовь к Священному Писанию, научил задумываться над значением, которое оно имеет для человека.

После начальной домашнего образования Ориген вступил в Александрийской катехетичнои школы, где под руководством Климента Александрийского углублял свои знания. После мученической смерти отца на плечи 17-летнего Оригена лег груз заботиться о судьбе матери и шестерых младших братьев и сестер. Он вынужден был оставить учебу, продать родительскую библиотеку, а зарабатывал на жизнь лекциями по грамматике. Смолоду Ориген жил очень аскетической жизнью: ходил босиком, не пил вина, спал без постели, употреблял мало пищи.

Около 202 - 203 гг Оригена был назначен учителем Александрийской катехетичнои школы на место Климента. Он преподавал гебрайской язык, исправлял перевод Священного Писания. Тогдашний епископ Александрии Димитрий поручил молодому (он 18 лет) Ориген руководство школой, при нем достигла наибольшего расцвета. На его лекции приходили христиане, еретики, а также язычники. Ориген хорошо понимал, что должен постоянно пополнять свою теологическую, а особенно философскую образование, ведь в его школу часто вступали люди, которые имели серьезные философские знания.

Ориген также много путешествовал. Отправился в Рима, чтобы увидеть старинную Римскую Церковь, побывал в Аравии. Путешествия помогали Ориген углублять знания Священного Писания, лично знакомиться с местами, описанными в Библии.

Однако Ориген имел сложные отношения с церковной иерархией. В 230 г. епископ Александрии Димитрий послал его к Афины. А после того, как во время путешествия Оригена другой архиерей рукоположил его в священники, предстоятель Александрийской Церкви не только не признал Оригенових рукоположения, но и запретил ему возвращаться в родные края. Ориген до конца жизни оставался в изгнании, продолжал свою деятельность в Кесарии Палестинской и Антиохии. В 250 г., во время преследований христиан кесарем деки, 70-летнего Оригена был заключен и подвергнут пыткам. Вскоре после освобождения Ориген умер. Это произошло в 254 или 255 г. в Кесарии или Тире, точно не известно.


2. Учение

Ориген пошел путем сочетания элементов христианства с платонизмом. Александрийский ученый написал большое количество богословских сочинений. Трактат "О начала" (написан примерно 230 p. гречески) известен как первая попытка дать систематическое изложение всех "истин" христианства.

На это изложение большое влияние принципы неоплатонизма. Дело в том, что Ориген прошел обучение в философской школе Аммония Саккаса, который имел решающее влияние на известного философа Плотина. Философский подход Оригена к трактовке Библии оказался прежде всего в аллегорическом толковании многих ее положений. Именно Ориген был первым христианским теологом, который обосновывал нематериальность Бога, совершенство и вечность которого, по его мнению, с необходимостью требуют именно такого представления. Другая решающая свойство Бога, также впервые приписана ему Оригеном, состоит в его бесконечности. В Библии нет такого толкования, но оно, по сути, вытекает из положений негативной теологии, которая требует возражения относительно Бога всех возможных предикатов. Используя, вслед за Филоном, эти положения, Ориген приблизил понятие Бога в неоплатонистського понятие абсолюта, но вместе с тем сохранил и библейские определение Бога как отдельной личности, которая способна быть хорошей, влюбленной в человечество. Бесконечность божественного существа следует из ее нематериальности: то, что бестелесное, не может иметь каких-то границ.

Вечность Бога, доказывал философ-богослов, предусматривает и вечность процессов творения. Бог каждый раз создает мир, ограниченный в пространстве, но поскольку любой мир имеет не только начало, но и конец - также ограничен божественной волей во времени - за ним Бог создает новый мир и этот процесс не имеет конца, ибо создание имеет трансцендентальную суть. Наш мир, однако, имеет существенное отличие от других, созданных Богом миров, ибо именно в нем божественный Логос предстает в образе человека (существа, способного самостоятельно творить добро и зло), и этим Бог проявил свою спасительную функцию - предоставил возможность стать неограниченным пространством и время сущностью. Человек по своим делам имеет возможность стать бессмертным, присоединиться к вечному творения мира.

Приписывая духам свойство иметь свободу воли, Ориген пытается снять с Бога ответственность за зло, которое царит в мире, становится в следующих христианских учениях классической формуле теодицея (боговиправдання). Падение духов имело решающее влияние на судьбы мира, но Бог не позволяет ему вечно пребывать во зле. Через Христа, носителя божественного Логоса, Бог перед всеми существами открывает возможность спасения, которой никто не может потерять, пока не продаст душу сатане, потому что каждый, пытаясь вернуться в лоно верховного отца (так называемый окатарсис), помогает в творении лучшего мира. Возвращение к Богу, к духовной полноты бытия составляет новый этап в бытии мира. Ориген достаточно оптимистичен в своих рассуждениях, поскольку считает, что даже сатана при определенных обстоятельствах может спастись (при условии возврата Богу всех потерянных им душ).

С точки зрения взаимоотношений христианского вероучения и философии процесс возвращения к Богу гностицистський характер, ибо Ориген связывает этот процесс с совершенствованием человеческого познания. Здесь философия рассматривается как наилучший путь к христианскому вероучению.

Учение Оригена в ряде положений оказалось непригодным для ортодоксальной церкви. Впоследствии оригенизм был официально осужден церковным собором.


3. Произведения Оригена

Ориген вывел христианское богословие на уровень развитой науки. Богословская наследие его огромно. Вспоминают о написанных им две, шесть или даже восемь тысяч произведений. Святой Иероним упоминает 800 названий произведений мыслителя. Это число выглядит обоснованным, если посчитать все комментарии к книгам Старого и Нового Заветов, многочисленные проповеди, письма, а также теологические труда. Он писал так много, что иногда нанимал 20 переписчиков. В тех его трудах, которые сохранились, можно найти две трети всего Нового Завета в цитатах. Ориген признавал 27 книг Нового Завета в той форме, как мы их имеем.

Больше сохранилось экзегетических работ Оригена. Он составил комментарии ко всем книгам Священного Писания. Весьма значительна также его апологетичная наследие. "Против Кельса", апология в восьми книгах, - лучшее произведение этого религиозного писателя. В нем он разоблачает нападки языческого философа Кельса (248 г.) на христианство.

Ориген- богослов направил свое внимание на рассмотрение догматических проблем. "Об основах" - его самый большой по объему богословский произведение, где изложены основы христианского вероучения. Ориген оставил после себя также аскетические труды, в частности трактат "О молитве", где он освещает молитвенной жизни христианина, делая особый упор на молитве Господней "Отче наш". Тема нравственного богословия представлена ​​трактатом "привлечет к мученичества" (235 г.).

Заложив основы христианского богословия, Ориген, однако, не избежал существенных ошибок. Он признавал предсуществовании душ, возможность спасения всех грешников и даже демонов. Ложными являются его взгляды на отношение лиц Пресвятой Троицы, он так преуменьшил роль Святого Духа. Что касается морали, то чрезмерная строгость его аскетического подхода привела к ошибочному пониманию фрагмента Евангелие от Матфея на тему безбрачия ради Царствия Божия.

Эти и другие ошибки стали причиной того, что Оригена было осуждено как еретика - за императора Юстиниана (543 г.) и на соборе в Константинополе ( 553 г.). Однако определяющая роль Оригена в становлении христианского богословия обусловила смягчения общей оценки его наследия в последующие эпохи. Мнения Оригена и часть его трудов дошли до наших времен и до сих пор является источником вдохновения для богословов.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам