Надо Знать

добавить знаний



Османская Греция


Герб Греции

План:


Введение


Османская Греция, или Туркократия - период истории Греции, начавшийся от восторга османами Константинополь 1453 года и продолжался до 1821 года - начале Греческой национально-освободительной войны.


1. Завоевание

После падения Константинополя 1456 турки захватили Афинское герцогство, взяли Фивы, острова Лесбос и Морей 1460, кроме некоторых недоступных горных территорий Лаконии и немногих приморских пунктов. Последние, так же как и острова архипелага и Ионического моря, принадлежавшие Венецианской республике, которая имела претензии на всю Грецию.

Борьба Турции с Венецией продолжалась два с половтною века. В 1470 году турки захватили остров Эвбея и вернули Морею, отвоеванную венецианцами. Баязет II по мирному договору 1503 получил города Лепанто, Наварин, Модон, Корон и некоторые другие. В 1540 году был завоеван Навплион. Мирный договор 1573 оставил венецианцам только несколько крепостей на албанском берегу, Кандии и ионийского острова. Кандия было взята турками в 1666 году. Следующая война (1687-1699) была более удачной для венецианцев: они успели завладеть морем, но скоро (1715) потеряли его. Потеря была закреплена Пассаровицьким миром (1718).


2. Османское господство

Молодые греки в мечети, Жан-Леон Жером

Обратная на турецкую провинцию Греция была разделена на пашалыки. Сами турки охотно селились в городах и основывали новые поселения на плодородных равнинах Фессалии, Македонии и Фракии. Руководствуясь экономической и политической необходимостью они осуществляли широкие переселения местных жителей. Многие греки в эту пору навсегда покинуло родину, чтобы не быть насильственно перселеним. Все земельные наделы - мельчайшие из них назывались тимар, большие - зеаметы, крупнейшие - Хасси, - передавались грекам только по наследству и могли быть отобраны в случае невыполнения обязательств. Среди последних был, так называемый "налог кровью" или "налог детьми" ( греч. παιδομάζωμα ) Предусмотрен системой набора янычар, по которому православные греки оберлатись в ислам и должны были служить в армии султана.

Несмотря на грубое произвола администрации, подавление греков было не столь большим, как это можно было бы предполагать, особенно в начале. Направлено главным образом к вымогательству возможно большего количества налогов, оно не коснулось ни церкви, ни местного самоуправления - эти два института спасли греческий национальность от гибели.

В Константинополе только 8 церквей были превращены в мечети, другие остались за христианами. Султан Магомет II назначил греческим патриархом Геннадия и предоставил духовенству свободу от личных податей. Хотя в Диванные и иногда возникала мысль о поголовном истреблении греков, но фактически положение христиан в турецких провинциях было несравненно лучше, чем положение протестантов в католических странах или магометанских еретиков, шиитов, в той же Турции.

Самостийнокерована греческая православная церковь сохраняла юрисдикцию над православными и служила центром, объединял греческих подданных Порты. Общины управлялись выборными димогеронтамы, которые, в свою очередь, выбирали начальников епархий, коджабашив. Права общин были такие широкие, что даже подати накладаюлися на Морею, определялись на съезде димогеронтив в Триполи, конечно - при участии правительства, а раскладка их по демархиям уже полностью зависела от местных, т.е. выборной, власти.

На севере (в Эпире, Фессалии и Македонии), они сохранили даже свою полицию, Арматол, которые изначально имели целью борьбу с клефтамы, а затем вместе с ними немало способствовали освобождению Греции. Также греки сохранили свои школы, управляемые духовенством; благодаря этому они все время турецкого владычества выделялись своим образованием из ряда других турецких подданных; многие из них, преимущественно фанариоты, достигали высоких ступеней на государственной службе.

Несмотря на эти вольности, а отчасти и благодаря им, ненависть греков к победителям всегда была сильной. Этому способствовало презрение, что турки проявляли к "райам" (стада) и выразилось в обязательных для греков форме и цвете платьев и домов. Еще важнее был политический и экономический гнет, достаточно тяжелый, чтобы вызвать протест, но недостаточно систематический, чтобы раздавить национальность и уничтожить стремление к свободе. Центральное правительство не преследовал злоупотреблений местной власти, и даже льготы духовенству были парализованы системой бакшиша (взяток), которая разъедала турецкий государственный организм.

Местом патриарха скоро начали торговать, как любым другим. Cвобода богослужения тоже вызвала бесконечные вымогательства и поднималась по прихоти любого паши. Необеспеченность собственности повела к упадку земледелия и распространила среди греков занятие торговлей, чему способствовали полная свобода торговли и отсутствие (в первые века после падения Константинополя) таможен. Мало-помалу торговля в Турции сосредоточилась почти исключительно в руках греков, из которых на протяжении 18 века очень много составили себе большие состояния. К моменту восстания торговый греков доходил до 600 судов. Тем сильнее стало стремление к другому режиму, который обеспечивает права личности и собственности.


3. Освободительное движение

3.1. Зарождение

Уже в 17 веке греки смотрели на православную Россию как на опору в предстоящей борьбе. Российские правители, начиная с Петра I, мечтали о завоевании Константинополя с помощью греков. Екатерина II питала широко задуманный "греческий проект", склоняясь к образованию Греческой империи. В лице своего внука Константина она готовила будущего греческого императора. Когда в Средиземном море появилась русская эскадра под командованием Алексея Орлова (Первая Архипелагских экспедиция 1770 года), Морею охватило восстание, но оно было легко подавлено и повело к опустошению страны. Ни Чесменская победа, ни Кучук-Кайнарджийский мир (1774) не имели практического результата для греков. Вера в российскую помощь пошатнулась, и во время следующей войны (1787-1792) подстрекательство российских агентов могли вызвать лишь отдельные вспышки.

Большой толчок освободительным стремлением греков дала Великая французская революция. На нее рассчитывал вместе со многими другими патриотами первый мученик за греческую свободу, поэт Константин Ригас, казнен турками в 1798 году. Грецкие хозяева Александр Ипсиланти и его сын Константин в противовес своему другу Ригас строили свои планы на помощи России и согласно этому действовали в турецком Диванные, они имели большое влияние. Торжество враждебной им партии стоило жизни Александру Ипсиланти и заставило бежать его сына. Пребывания последнего в России, где он тщетно пытался склонить на свою сторону императора Александра I, развеяло его мечты о русской помощи. Незадолго до смерти он убеждал сыновей в их борьбе за свободу Греции не рассчитывать на какую-либо иностранную помощь.


3.2. Тайные организации

Освободительное движение сначала выразился в форме тайных обществ, или гетеро. Первым (если не учитывать недолговечного союза Константина Ригас) было общество "Филомузив", основанное в Афинах 1814 с целью содействия национальному пробуждению греков путем распространения образования. Общество под председательством графа Иоанна Каподистрии объединяло около 80 тысяч человек в Греции и эмиграции.

По Филомузамы тоже в 1814 года в Одессе среди греческих торговцев возникло дружеское сообщество - Филики Этерия греч. Ξιλική Έτερία ). Χерез 4 года гетерии распространили свою деятельность по всей Греции и преимущественно за границей. Они пропагандировали идею революции и систематически готовились к восстанию.

Патриоты более умеренных взглядов смотрели на эти замыслы крайне неодобрительно. Так министр Александра I, Иоанн Каподистрия был против любого насильственного переворота, все еще ​​возлагая надежды на помощь России, хотя ее император, одухотворенный идеями Священного Союза, несколько охладел к греческой дела, особенно после испанской революции (1820). Однако имя Каподистрии произносилось шепотом, как имя тайного главы гетерии, и немало способствовало вербовке членов общества, так же как уверенность в помощи России. В начале 1821 года все было готово к восстанию.


Источники


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам