Павел Римлянин

Павел Римлянин (Paolo Dominici Romanus) - (? Рим - 1618 Львов) - львовский архитектор эпохи возрождения, итальянец по происхождению.


1. Биография

Родился в Риме. Дата рождения не известна. Согласно письму, датированному в Риме 20 января 1586 года, Павел Римлянин был законным сыном Доминика и Доминики граждан римских [1]. 1585 года принял городское право в Львове. Был женат на Елизавете - дочерью львовского архитектора Войцеха Капиноса. Архитектор не имел детей. Все имущество завещал жене и нескольким львовским монастырям. Вдова Павла Римлянина вышла замуж второй раз за цехового строительного Лаврентия Любовница.

Существует крайне мало документов, содержащих сведения о деятельности Павла Римлянина. Одним из ценнейших является его второй завещание, сохранившийся в Центральном государственном историческом архиве во Львове (актовый книга совета города за 1618 год). В завещании архитектор лично перечисляет незавершенные им здания и договора на строительство, действующие на момент составления документа. Днем смерти архитектора Владимир Вуйцик считает 18 января, когда завещание был внесен в актовый книги.

Именем архитектора 1992 года названа улица во Львове, есть боковой от Пекарской [2] и направляется к бывшего монастыря кларисок, храм которого построен по проекту Павла Римлянина. Неподалеку в свое время находился его дом - так называемая Гиличивська здание, куплена у Христофора Гилицького в 1614 году. Владение граничило с наделами монастыря, которому впоследствии Павел Римлянин завещал ее. Известно также о еще один дом, принадлежавший архитектору, местонахождение которого не установлено.


2. Деятельность

Впервые упоминается в цеховых книгах Львова 1585 года. В 1585 - 1616 годах был членом цеха строителей во Львове. 1589 избран младшим цеховым мастером, 1595 - стал им вторично. 1612 года избран старшим цеховым мастером и был им до 1616 года. Цеховой устав позволял строителям иметь учеников, в количестве одновременно не более двух. Известны имена трех учеников Павла Римлянина: Андрей Сиховчик и Яков Радловичи (принятые 1585 года), Андрей Скоробогатый ( 1587 года). Творением Павла Римлянина присущи черты итальянского Возрождение в сочетании с местными традициями. Был сторонником чистых ренессансных форм в дорических пропорциях, в противовес достаточно ремесленные уровню тогдашних львовских цеховых строителей, что больше тяготели к обильному маньеристических декорирования.


2.1. Сведения о ранние работы

  • В начале сотрудничал с львовским строителям итальянцем Петром Барбоном и в голову Владимира Вуйцика был его учеником. Известно о завещании Петра Барбона (? - 1588), в котором тот поручает Римлянину достроить колодец на пл.Рынок. Колодец Вуйцик идентифицирует как такой, который был позже известный под названием "Мелюзина" и находился напротив дома № 9. "Мелюзина" просуществовала до конца XVIII в. и упоминается в хронике Дениса Зубрицкого ( 1844) [3].
  • Участвовал в строительстве Башни Корнякта во Львове, в качестве помощника Петра Барбона [4].
  • Портал-паперть львовской армянской церкви. Построенный совместно с Петром Барбоном [5].

2.2. Успенская церковь

1591 года составил соглашение Львовским братством и стал главным строителем Успенской церкви. Согласно контракту кроме строительства, обязывался поставлять камень с Некрасова (ныне Николаевский район). По неизвестным причинам покидает строительство 1598 года, оставив дело на своего тестя Войцеха Капиноса (от 1897 года также работал при строительстве) и Амвросия Благосклонного (соглашение с братством 1598 года). Современные исследователи предполагают, что церковь в виде отражает замысел Павла Римлянина, а дальнейшие строительные значительной степени придерживались первоначального проекта, при завершении строительства. Причиной ухода архитектора от дел могло быть сосредоточение на строительстве какой-то следующей сооружения, поскольку цеховым мастерам запрещалось вести две или более строений одновременно. Существует однако предположение, что причиной разрыва с братством было соблюдение Римлянином традиционной итальянской схемы однокупольной базилики. Новые же архитекторы позволили осуществить замысел братьев: поеднанаты западный Базиликовый план с традициями украинского трибанна церквей [6].


2.3. Костел бернардинского монастыря

Архитектор был главным строителем костела бернардинцев. Проект вероятно разработан Римлянином при участии монаха бернардинцев Бернарда Авелидес [7]. Строительство начато 1600 года, однако Павел Римлянин 1613 году отошел от дел бернардинского костела и работу в 1617 года вел Амвросий Благосклонный, а позже - Андреас Бемер [8]. С уверенностью римлянина приписывают первый и второй ярусы с дорическим членением фасадов. Граненая башня и фронтоны с мотивами нидерландского маньеризма созданы преемниками (вероятно Бемер).


2.4. Другие работы

  • Вел строительные работы в львовском монастыри бенедиктинок. Сейчас неизвестно, какие именно. Монастырь пережил большой пожар Краковского предместья 1623 года, после которой явно был перестроен. Однозначно поздней есть башня монастыря с маньеристических завершением, построенная после смерти архитектора. Следы деятельности Римлянина видят в монастырском здании, приписывая ему оригинальное решение сводов первого этажа, опирающихся на единый столб.
  • Костел сестер кларисок (ныне музей Пинзеля), возведенный 1607 году по проекту Павла Римлянина. Провизором (руководителем) строительства был Бернард Авелидес [9]. Авторство Римлянина документально не подтверждено и выводится со времени построения и характерной творческой манеры строителя.
  • Павел Римлянин занимался также строительством жилых объектов. Достоверно известно об участии в строительстве каменные № 14 на площади Рынок. В завещании упоминается о незавершенном реконструкцию в мещанина Тороса Лисковича на улице Армянской [11].
  • Занимался сооружением фортификаций львовского предместья. Вместе с Павлом Капинос младшим и Амвросием благосклонно входил в состав комиссии, созданной 1614 года, которая занималась проектированием укреплений. Проект оказался менее ценным, чем у приезжих архитекторов, приглашенных городским магистратом, однако все равно не был реализован [12].
  • Кроме Львова Римлянин занимался строительством в других городах, в частности в Жовкве ( Львовская область). Есть предположение об участии в строительстве нового каменного замка на месте деревянного, а также костела доминиканцев в Езуполе ( Ивано-Франковская область). В завещании вспоминает о договоре на строительство костела в Журова (Ивано-Франковская область). Основа существующего журивського костела не противоречит творческой манере Римлянина.

3. Художественная проблематика творчества

Кафедральный собор Замостье ( 1587 - 1598)

Ограниченное количество источников делает проблематичным воспроизведение полной картины творчества архитектора, приводит к большому количеству предположений. Несмотря на это, даже очень фрагментарные данные, которыми сегодня обладают исследователи, позволяют говорить о Павла Римлянина, как архитектора на порядок выше от общего ремесленного уровня тогдашних львовских строителей.

Анализ документальных свидетельств Павла Римлянина в ряде публикаций проводил львовский реставратор Владимир Вуйцик. Детальный разбор творчества архитектора делал львовский искусствовед Владимир Овсийчук в своей книге "Украинское искусство второй половины XVI - первой половины XVII в." ( 1985). Как и Владимир Вуйцик, Овсийчук предполагает, что задолго до получения городского права (в 1585 году), Павел Римлянин работал как ученик и помощник Петра Барбона еще при сооружении Башни Корнякта в Львове [4]. Высоко оценивая деятельность Барбона, он видит в римлянина достойного преемника. Наивысшим достижением зодчего он считает именно Успенскую церковь, которая по его мнению является выдающимся синтезом ренессансных и украинских строительных традиций. Все другие начинания Римлянина в большей или меньшей степени "разбивались" из-за непонимания глубинной философии нового стиля ( ренессанса), или через неприятие этого демократичного художественного направления контрреформацийно настроенным католическим духовенством, которое как и само движение контрреформации, в искусстве тяготело к архаизування, предполагая лишь косметические изменения в духе нового времени. Подобный подход порождал уникальную стилевую смесь, когда сооружение строилось с одновременным применением приемов готических, ренессансных и позднеренесансний - маньеристических. В Европе подобный стилевой синтез в одном сооружении был возможен только через многократные перестройки течение сотен лет, во Львове же - это происходило одновременно. Овсийчук находит отзвук готики даже в граненом абсиде и скрытых контрфорсы первого львовского барочного храма - Костела иезуитов, что происходит с 1610-х годов (архитекторы Себастьян Ламхиус, Джакомо Бриано).

Показательным для тогдашнего Львова оказалась ситуация с костелом монастыря бернардинцев, где более ремесленный маньеристических подход в паре с местными, но к тому времени уже архаичными традициями оказался более востребованным, что привело искажения первоначального замысла Павла Римлянина.

Отдельным вопросом стоит источник инспираций архитектора. Структура Успенской церкви выглядит близкой к распространенной в Италии одноабсиднои римской базилики с лаконичным дорическим декором. Первоначальный замысел бернардинского костела небезосновательно сравнивают с Коллегиальным костелом того же ордена в Замостье (завершен 1600 г., ныне кафедральный), архитектора Бернардо Морандо. Тесные связи Бернардинский капитулов Замостье и Львова позволяют предполагать, что Римлянин имел возможность осматривать храм с Замостья на стадии строительства (никаких документальных подтверждений нет). Существуют и радикальные предположения, например мнение Юрия Нельговского, озвученная Владимиром Вуйцик о том, что Бернардо Морандо мог быть автором проекта Успенской церкви, а Павел Римлянин - лишь реализатор. Это как минимум не опровергается сходством некоторых сооружений обоих архитекторов, а также фактом двукратного пребывания Морандо во Львове (причина первого приезда сих пор не выяснена) [13].


4. Галерея


Примечания

  1. Несмотря на то, что Павел Римлянин был обязан подать это письмо в магистрат не позднее 5 лет после вступления в цех (т.е. до 1590 года), фактически был предоставлен уже после его смерти в 1622 году его женой.
  2. Мельник Б. В. Справочник переименований улиц и площадей Львова. - М.: Мир, 2001. - С. 51. - ISBN 966-603-115-9
  3. Вуйцик С. Фонтаны старого Львова / / Вестник института "Укрзападпроектреставрация". - № 14, 2004. - С. 175. ISBN 966-95066-4-13
  4. а б Овсийчук с. 50
  5. Овсийчук с. 54
  6. Овсийчук с. 55
  7. Львовский хронист Бартоломей Зиморович называет проектантом Авелидес, в чем однако не уверены современные исследователи ( В. Вуйцик), делая частности вывод из чистоты примененной дорической схемы, сторонником которой был Павел Римлянин, что видно из его предыдущей работы - Успенской церкви ( В. Овсийчук).
  8. Владимир Овсийчук считает, что причиной ухода Павла Римлянина был конфликт назрел между строителем и Бернардинский капитулом, которому храм уже на стадии строительства начал выдаваться слишком низким и скромным. После Амвросия Благосклонного завершением строительства занимался Андреас Бемер, что привело к появлению элементов парадоксальных в своей стилевой несовместимости: башни, которая своей граненой формой тяготела к готической традиции и диссонуючого маньеристических фронтона костела. Подобные вещи очевидно совсем не соответствовали чистой ренессансной манере Римлянина, однако вероятно удовлетворяли капитул.
  9. Энциклопедия Львова / Под редакцией А. Козицкого. - Львов: Летопись, 2010. - Т. 3. - С. 496. - ISBN 978-966-7007-99-7
  10. Овсийчук с. 59, 61
  11. Камяниця Лисковича имела номер 23 на улице Армянской. В XVIII в. была объединена с соседней каменным и подверглась значительной перестройки в XIX в.
  12. Вуйцик С. фортификатором Львова XV-XVII вв. / / Вестник института "Укрзападпроектреставрация". - № 2, 1994. - С. 18-23
  13. Вуйцик С. Архивные источники о пребывании архитектора Бернардо Морандо во Львове - www.anthropos.org.ua/jspui/bitstream/123456789/840/1/367-371_Вуйцик_В.pdf / / Записки Научного общества имени Шевченко. Труда Секции искусствоведения. - Львов, 1994. - Т. CCXXVII. - С. 369.

Литература

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал