Надо Знать

добавить знаний



Паисий Величковский



План:


Введение

Паисий Величковский

Паисий Величковский (* 21 декабря 1722, Полтава - ? 15 ноября 1794) - украинский православный старец, аскет, святой.

"Родимець Полтавский" - часто говорил он так и даже подписывался в письмах. Восстановителя монашеской и духовной жизни на Гетманщине и в Российской империи был больше украинского, чем его так считали. Корни его не на Афонских скал, сколько в украинском черноземе.


1. Жизнеописание

Паисий Величковский родился 21 декабря 1722 года в Полтаве, Украина, в семье священника. Отец его был настоятелем Успенского собора. Его назвали Петром. Рано потерял отца, а когда юноше исполнилось 7 лет мать отдала его в соборной школы. Научившись грамоте, молодой Петр отдался ненасытному чтению книг. Кроме Священного Писания он прочитал произведения святителя Иоанна Златоуста и преподобного Ефрема Сирина. Его интересовала пустинножительна подвижнецько-аскетическая литература, через которую он вимрияв для себя будущее. Уже тогда у него сформировались главные свойства души: глубокая преданность Богу, кротость, смирение, скромность, постоянное углубление, молитвенная собранность и умиленисть духа.

Когда ему исполнилось 12 лет, мать с благословения правящего архиепископа отдала юного Петра к младшему отделения славной Киево-Могилянской Академии. В стенах этой духовной школы Петр подружился с единомышленниками и они, собираясь где-нибудь в тихом уголке Братского монастыря, целые ночи проводили в задушевных разговорах о монашестве, отшельничества и давали друг другу обещания и даже клятвы не постригатися и не жить в богатых монастырях, где нельзя уподобляться "Нищета Христовой".

Кроме того Петр стал посещать очень много киевских святынь, особенно Печерскую Лавру и так, что едва не запустил богословскую науку в Академии. В Братском монастыре одухотворенный Петр нашел себе и своего первого духовного руководителя иеросхимонаха Пахомия, который давал ему читать пустинножительну святоотеческой литературы. По рассказам старца все больше и больше пробуждал в себе жажду монашеского подвига. Однажды он был вызван в Академического священноначалия, которое сообщило ему о том, что за неуспеваемость и пропуски занятий он не может учиться. Петр возвращается домой в свою родню Полтаву, где на коленях перед своей матерью просит прощения за то, что не стал богословом и просит ее отпустить его в монастырь.

Так Божию Петр добрался Любецкого монатиря. Мудрый и опытный игумен Никифор принял его в число братии. Именно здесь впервые Петр стал с жадностью переписывать знаменитый труд преподобного Иоанна Лествичника "Лествица" [1]. Однако через проблемное существования монастыря и скорую смену игумена Петр оказался в следующем не менее славном украинские монастыри Свято-Николаевском Медведевского. Там впервые Петр сподобился пострижения в монашество с именем Платон.

В скором времени и этот древний казацкий монастырь был закрыт и монах Платон оказался в Киево-Печерской Лавре. Вместо бедного пустынного пребывания, которого с детства стремилась его душа, он поселился в самом богатом и шумном монастыри Украины. Монаху Платону дали послушание гравера и резчик в мастерской. Однако и здесь Платон долго не задержался. Встретив старого знакомого по Академии, Платон вместе с ним отправляется на поиски одинокого, спокойной жизни и прожив некоторое время в Молдововлахийському Трейстенському скита, а затем в скиту Керкул 24 летний монах Платон Величковский летом 1746 года прибыл на Афонскую гору.

Он обошел весь полуостров Айон-Орос, но не нашел для себя наставника и образца, поэтому стал подвизаться сам. Это был самый тяжелый период в его монашеской жизни. Он боролся с греховными помыслами и страстями, молился со слезами. Ел только раз в два дня и только сухой хлеб и воду. День и ночь читал Священное Писание и произведения святых отцов, занимая их в окружающих боларських и сербских афонских монастырях.

На четвертый год подвиг к Афону приехал молдавский старец Василий. По просьбе Платона старец Василий пострижен в схиму с именем Паисий и надоумил его к тому, чтобы создать у себя монастырь. Так и случилось. К Паисия стали приходить новые подвижники братья. Постепенно они все вместе стали отправлять службы. Братья просили Паисия, чтобы он у них был священником и духовником, но категорически отвечал - нет. Ибо для того, чтобы найти наставника пришел на Святую Афонскую гору. Однако к просьбам братии присоединились и соседние монастыри, поскольку о подвигах Паисия они узнали еще раньше. 1758 после 12 летнего пребывания на Афоне Паисий был рукоположен в иеромонахи. 1749 Паисий Величковский основал Ильинский скит, который сейчас входит во двор Монастыря Пантократор.

Количество насельников монастыря увеличивалась. В основном они были выходцами из Молдавии, Валахии и Украины. Иеромонах Паисий выпросил у игумена Монастыря Пантократор старую церковь и пустую келью и приступил к формированию скита. Так росло и крепло у старца Паисия монашеское братство, слава о котором быстро разошлась по Святой Горе Афон.

Однако непрерывное расширение обители и разнообразные неприятности внешнего порядка заставили отца Паисия подумать о том, чтобы покинуть Святую Гору. 1763 отец Паисий с братией в числе 64 монахов покидает Афон и находит пристанище в Буковине, вблизи Драгомирны, в монастыре Святого Духа. Получив разрешение от митрополита Молдавского на поселение, старец Паисий быстро наладил монашескую жизнь по правилу совместной жизни святителя Василия Великого и Федора Студита. На первом месте всегда стоял богослужения.

Братия пела на два клирос - правый славянском языке, левый - молдавском. Братия имела и свое хозяйство, работала на поле. Каждый вечер отец Паисий посещал кельи братии, наблюдал за тем, как она проводит свою духовную жизнь. Если кто из братии гневался друг на друга, то старец заставлял читать "Отче наш", пока гнев не прекратится. "Солнце да не зайдет во гневе вашем", - постоянно повторял отец Паисий слова богоглаголивого апостола Павла. В кельях всегда совершалось братией умеренное чтение Священного Писания, пение псалмов, правило. Особенно обращал внимание монахов старец на мысленное молитву. Когда наступала зима, отец Паисий собирал братию долгими вечерами на духовные беседы, причем и здесь сохранялась двуязычие. Читались поучения славянском и молдавском языках.

Следствием Русско-турецкая война для отца Паисия было вынужденное переселение его монастыря с Драгомирны в Секула. Однако жизнь в монастыре на новом месте ничуть не изменилось. Жизнь тесноты (триста монахов) стало несколько шумным, беспокойным. Старец Паисий взялся устраивать при монастыре школу переводческой литературы. Однако, согласно указу митрополита, отец Паисий вынужден был перейти на настоятельство в соседней и большой Нямецкий монастырь, оставаясь одновременно и настоятелем монастыря в Секула. Здесь в Нямецкий монастырь начался последний период жизни старца, тяжелый, но и плодотворный. Он длился 15 лет. Число братии в этот период увеличивалось, так что в Нямецкой ее было 700, а в Секула 300. Книжные занятия были поставлены на широкие рельсы. Здесь работала целая школа переводчиков и переписчиков книг. Работал день и ночь сам старец, не замечая своих тяжелых болезней и боли и ран в правом боку.

Слух об отце Паисия и его Лавру расширился далеко среди монастырей и православных краев. Всех сторон сюда стекались паломники. Милосердию старца не было предела. В своем монастыре он устроил больницу-госпиталь, приют. Так проходили годы в трудах, молитве и милосердии. Подошел 1794 - последний в жизни старца. Он перестал лично заниматься переводами. Старец принял причастия и не указал на своего преемника, отдавая все изволению Божию, почил в Боге 15 ноября 1794 года на 72 году жизни.

О старца Паисия следует говорить не просто как о восстановителя монашеского духа, но как о восстановителя той подлинной, истинной святости, которая существовала в домоногольський Руси-Украины. Жизнь старца во многом напоминает труды и подвиги преподобного Антония Киево-Печерского, который подвизался на Афонской Горе. Искал на родной земле настоящего монастыря и желал уединения, основав "Солнце земли русской". Этой святости духа монашества добился старец Паисий. Первый в XI веке - другой в XVIII.


2. Духовное наследие

Еще на Афоне старец Паисий начал собирать старинные рукописи славянских книг. Однако замечал в них неточности и ошибки, которые производил и учил этому братию. Кроме того, он имел большую библиотеку книг на греческом языке, среди которых была знаменитая "Филокалия" - сборник древних отцов Церкви, которую перевел старец на церковно-славянский язык под названием "Добротолюбие". Именно возможно поэтому в первой половине XIX века, вместе со Святым Писанием Ветхого и Нового Завета святителя Димитрия Ростовского "Добротолюбие" стало любимым духовным чтением среди монахов и мирян.

Старца Паисия по праву можно назвать певцом Иисусовой молитвы, как горячий обращение к Иисусу Христу. Он различал две ступени этой молитвы. В первой преобладает ощущение личной болезненной напряжения: это для начинающих, молитва, которая соответствует деяниям. Молитва деятельная ведет молящегося мимо пустыню, где вера, как звезда, указывающая путь, освещает один только образ, на который возлагает упование ум: сладкое Имя Иисуса. Вторая степень - молитва благодатная, которая преображает, действует сверхъестественно и граничит с видением.


3. Канонизация

Православная Церковь за труды и подвиги старца Паисия Величковского смогла канонизировать лишь в 1988 году и память его празднуется 28 ноября по новому стилю (15 ноября по старому стилю).

Примечания

5. Источник


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам