Надо Знать

добавить знаний



Память \ 'Памятник Богдану Хмельницкому (Киев)



План:


Введение

Современный вид памятника

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве - памятник гетману Богдану Хмельницкому : один из символов Киев, памятник искусства 19 века. Торжественно открыт 23 июля ( 11 июля по ст. ст.) 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещение Руси.


1. История

Идея создания памятника возникла в общественности по инициативе историка, профессора Киевского университета Николая Костомарова в 1840-х годах.

После получения разрешения царского правительства в 1860 был создан комитет во главе с Михаилом Юзефовичем - профессором университета, главой Киевской археографической комиссии, теоретиком "великодержавного" движения в Украина и известным украинофобом. За такого руководства первый проект памятника, созданный скульптором Михаил Микешин, был откровенно шовинистический - лошадь Богдана Хмельницкого сбрасывал польского шляхтича, еврея -арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битве под Збаражем, Переяславской раде и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев. [1]

Первый проект памятника Хмельницком в Киеве

С 1870 года начался сбор средств по всероссийской подписке. Из-за того, что собранная сумма оказалась небольшой (всего 37 тыс. рублей), а также благодаря сомнениям генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно целесообразности антипольского и антисемитского памятника, комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. В 1877 году была готова гипсовая модель, а в 1879 году на петербургском заводе Берда была отлита статуя (проект Микешина в металле реализовали П. Велионский и А. Обер), на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов (25,6 т) металлолома. Портретные черты и особенности одежды Хмельницкого были воспроизведены за консультациями Владимира Антоновича.

В следующем году статую перевезли в Киев, где она несколько лет хранилась во дворе дома Присутственных мест, потому что на постамент, предусмотренный проектом, не хватило средств. Лишь в 1885 году Владимир Николаев составил более дешевый проект постамента и воплотил его в жизнь. Камень для постамента [2] подарила управа Киевской крепости. Сам Николаев при этом работал бесплатно, к тому же на сэкономленные деньги спроектировал еще изгородь с фонарями. [3]

Фото начала ХХ в.

Городская легенда рассказывает, что когда монумент уже занял свое место, оказалось, что конь очень невежливо повернут хвостом к Михайловского Златоверхого собора. Поэтому постамент был развернут, и гетманская булава, которая, по замыслу, должна была угрожать Польше, оказалась направленной куда-то в сторону Швеции [4]. А вот на Москву, вопреки другой распространенной легенде, Богдан не указывал никогда. О московскую ориентацию памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: "Волим под царя восточного, православного" и "Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия ". В 1919 и 1924 годах они были заменены на "Богдан Хмельницкий. 1888 ". Эту надпись можно видеть и сейчас.


2. Композиция памятника

Изображение памятника Богдану Хмельницкому на монетах в 200 000 1995 года выпуска и 1 000 000 рублей 1996 года.

В изображении момента резкой остановки всадником раскаленного коня заложен символ: мужественный полководец будто прерывает стремительное движение, чтобы указать народу, который собрался на площади, на северо-восток (именно на Софийской площади, 23 декабря 1648 года киевляне встречали Богдана Хмельницкого и казацкие полки после победы под Пилявцами). В властном укрощении коня, решительно приподнятой правой руке с булавой, обращенному к народу лице ощущается несокрушимая воля сильной личности.


3. Архитектурные особенности

Отлично приспособлен к кругового обзора скульптура отличается разнообразием и красотой контуров, тщательной проработкой многочисленных деталей, которые хорошо просматриваются благодаря невысоком постаменте, по своей форме напоминает степной курган. Чрезвычайно выразительными являются силуэт коня, изгиб его ног и головы, подалась назад. Складки одежды всадника трактованы экспрессивно, что усиливает сложную светотеневую градацию всей композиции. Моделируя лицо всадника, автор широко использовал иконографию Богдана Хмельницкого, наделив его портретными чертами и передав характер решительного волевого человека.


4. Источники информации


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам