Памятник Тарасу Шевченко (Харьков)

050.001 0036 .234 Координаты : 50 ? 00ь04 "с. ш. 36 ? 14ь03 "вост. д. / 50.001111 ? с. ш. 36.234167 ? в. д. (G) 50.001111 , 36.234167 Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Харькове - памятник украинским поэту, писателю, художнику и мыслителю Тарасу Григорьевичу Шевченко в городе Харькове, один из лучших образцов монументальной Шевченкианы в мире.

Памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко в Харькове является одним из символов города, выдающимся городской монументальной достопримечательностью. Этот монумент считается одним из лучших памятникам Тарасу Шевченко в мире [1].


1. Общие данные

Монумент Тарасу Шевченко расположен в центре города Харькова - в Саду имени Т. Г. Шевченко, при входе на центральную аллею со стороны улицы Сумской. Памятник органически связан с окружающим парковым пейзажем и городским архитектурным ансамблем.

Авторы памятника - советский скульптор Матвей Манизер и архитектор Иосиф Лангбард.

Монумент был торжественно открыт 24 марта 1935 года, то есть через 9 месяцев после того, как Харьков перестал быть столицей УССР. Также этот период - середина 1930-х годов - один из трагических в истории Украины : Коллективизация уничтожает крестьянство, страна понесла голод 1932-1933 годов, свернуто украинизацию, свирепствовали сталинские репрессии.

Художественный стиль монумента можно определить как соцреализм и сталинское барокко, тогда как трактовка личности Тараса Шевченко так же является советским - как идейного борца за счастье простых людей, поэта-революционера.

Общая высота монумента - свыше 16 метров., Статуи Тараса Шевченко - 5,5 метров.


2. Описание

Памятник Тарасу Шевченко представляет собой многоплановую композицию, каждая из частей которой просматривается постепенно, по мере знакомства с монументом, одновременно все памятник воспринимается как единое гармоничное целое. Многоступенчатость монумента была (и остается) органически связана с архитектурой величественных сооружений Госпрома и Харьковского государственного университета (сейчас Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина), Садом имени Шевченко. Фасад памятника обращен к центральной магистрали города - улицы Сумской.

В плане монумент представляет собой своеобразную архитектурную спираль с 11-метровым трехгранным пилоном с фигурой Тараса Шевченко внутри и выступлениями по кругу, окружающих пилон, на которых разместились 16 динамичных статуй - высокохудожественных образцов советской пропаганды, которые по замыслу автора проекта должны символизировать людей труда и их борьбу за свои права против угнетателей - от непокорных, бунтарских образов из произведений Т. Г. Шевченко к участникам первой русской революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года, а величественно-мажорная группа, состоящая из рабочего-шахтера, колхозника, красноармейца и женщины-рабфакивкы, является олицетворением тогдашней современности, то есть "свободного труда и молодости новой Украины" [2].

Схема расположения скульптур памятника Тарасу Шевченко в Харькове

Доминантой монумента является фигура Кобзаря-Шевченко высотой 5,5 м, установлена ​​на высоком постаменте из серого (на момент сооружения ярко-черного) лабрадорита. Статуя полна динамики - и в точно найденном ракурсе слегка склоненной набок головы, и в энергичном жесте правой руки, и вообще во всей фигуре Шевченко проглядается готовность к действиям, целеустремленность, внутренняя напряженность, что вполне соответствовало советской трактовке образа Т. Г. Шевченко как поэта и художника-революционера. Скульптура имеет ярко выраженный силуэт, легко узнаваемый издалека, что сближает общий фон монумента с конструктивизмом, - суровые, укрупненные складки одежды, лаконичность форм, энергичная обработка поверхности большими обобщенными плоскостями - все это призвано создать мощный образ непокоренного борца за права трудящихся. К детализации автор прибегает только, как и следовало ожидать, в разработке лица, по не только для достижения портретной схожести, а и раскрытие внутреннего мира, и опять же, в русле трактовки личности поэта, выявление твердости и силы духа поэта-борца. Именно поэтому взгляд монументального Кобзаря суровый и гневный, а выгравированы во главе мыслителя морщины означают горечь пережитого-передуманного. Целостности образа автор достигает проработкой и других деталей - например, крепко сжатой в кулак (гневный жест) рукой.

Фигуры, окружающие пьедестал, - вдвое меньше статуи Шевченко. Они воспринимаются в основном вблизи. По замыслу скульптора, осуществлять обзор фигур нужно в последовательности композиционной спирали, начиная от фигуры "Катерина" и двигаясь против часовой стрелки.

Статуя красноармейца

Среди статуй монументального ансамбля, связанных идейно общим замыслом отображения воспетой Кобзарем борьбы народа за свою свободу [3], можно выделить отдельные фигуры и композиции:

  • скульптура "Катерина" - статуя крепостной с младенцем на руках, известная под названием "Катерина", воспетая Т. Г. Шевченко в одноименной поэме; воплощение образа женщины-матери под тяжестью одиночества и печали;
  • Первая композиция ("Умирающий гайдамак. Гайдамака с косой. Тот, что рвет путы.") - Все три фигуры связаны как идейно, так и сюжетно - за общей привязкой композиции к поэме Т. Г. Шевченко "Гайдамаки" о событиях Колиивщины кроется жизнеутверждающее убеждение в несокрушимости народного духа и вера в его победу;
  • скульптура "Связанный запорожец" - одна из самых выразительных статуй, передает патриотический, многогранный характер героя, который воплощает народную силу и величие, скорбь и боль
  • Вторая композиция ("Женщина-крестьянка. Тот, кто несет жернов. Солдат-рекрут.") - В образах представителей различных слоев трудового народа воплощены идею страданий украинских при царизме;
  • Третья композиция ("Рабочий с приспущенным флагом. Студент. Рабочий с винтовкой. Матрос. Красноармеец.") - Статуи 3-й композиции изображают образы возникшей народа социальных катаклизмов первых десятилетий ХХ века.;
  • Четвёртую композиция ("Крестьянин. Шахтер. Женщина с книгой (Девушка-рабфакивка).") - Фигуры этой последней группы, по замыслу автора, должны были передавать те изменения, которые произошли в советском обществе.

Автор монумента достиг пластического единства, гармонии, согласованности всех его групп и фигур. Им присущи классические пропорции, тщательная продуманность поз и жестов, выявляют особенности характеров и одновременно способствуют раскрытию единства композиционного замысла. Многофигурная композиция выдержана в эпически спокойном, но приподнятом ритме. Материал статуй - темная бронза на фоне постамента из отполированного до зеркального блеска лабрадорита придает памятнику еще большей торжественности, выразительности и величия.


3. Из истории памятника

3.1. Предыстория

Первый памятник Т. Г. Шевченко в г. Харькове, построенный за средства А. К. и Х. Д. Алчевских. Сначала памятник был размещен в саду семьи Алчевских, а в советские времена перенесен в город.

Харьков известен как город, где был установлен один из первых (не первый) в Украине памятник Тарасу Шевченко. Инициаторами создания первого памятника Шевченко в Харькове была семья Алчевских. В 1897 году Алексей Кириллович Алчевский заказал в Петербурге известном академику, профессору Петербургской Академии художеств А. Беклемишев, выходцу из Харькова, бюст Кобзаря из белого мрамора. Следующего ( 1898) года бюст был установлен возле дома известной деятельницы-просвитници, основательницы женской воскресной школы для взрослых Христи Алчевской (на улице Садово-Куликовской, сейчас Совнаркомовская). Осуществлено это было нелегально - без разрешения царской власти. В трактовке Беклемишева Т. Г. Шевченко был философом и борцом, готовым к решительным активным действиям. Возле этого памятника часто собиралась студенческая молодежь, воспитанники воскресной школы. Поэта читали здесь свои стихи, полные веры в светлое будущее народа. 1901 года, накануне 40-летия со дня смерти Т. Г. Шевченко, "по высочайшему указу" памятник был снят. По другой же версии, тогда же, во время экономического кризиса А. К. Алчевский обанкротился и покончил с собой, семьи же пришлось срочно избавиться шикарного особняка - усадьбу продали купцу Шабельского, и когда новый владелец хотел уничтожить бюст Кобзаря, Алчевске забрали его с собой и еще в течение 20-ти лет хранили в семье. 1932 года Николай Алексеевич Алчевский, преподаватель юридического института, передал бюст в Картинной галерее Т. Г. Шевченко и сейчас этот экспонат находится в Киеве в государственном музее поэта.

Уже при советской власти, в июле 1919 года, на месте памятника Александр II установили временный гипсовый бюст Т. Г. Шевченко, изготовленный по проекту скульптора Б. Краткая. Это бюст сбросили с постамента деникинцы, и дальнейшая его судьба неизвестна.


3.2. История сооружения и открытие творения Манизера

Город Харьков как столица Украины (с декабря 1919 года - до июня 1934 года) просто обязательно должно было иметь памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко. Именно поэтому 2 июня 1929 года Харьковский горсовет принял постановление о сооружении такого памятника. А в следующем, 1930 года был объявлен первый международный конкурс на сооружение памятника Тарасу Шевченко в Харькове. Таких конкурсов в течение 1930 - 1933 годов в целом было три. Вообще проблематика этих конкурсов в советской литературе или не освещается вообще, или исключительно однобоко - уже с акцентом на участие в них в конечном итоге победителей Манизера и Лангбарда, однако на самом деле довольно интересной и в чем-то даже трагической. Организация и проведение конкурсов проектов и само сооружение памятника Шевченко в Харькове фактически наложилось с такими же процессами по монумента в Каневе, т.е. фактически вопросом обустройство могилы Кобзаря. Об этом "конкуренцию" конкурсов и установления двух, безусловно, необходимых монументов, существуют противоположно разные точки зрения. Так, иногда стверджуться, что тогдашний нарком образования ( 1927 - 1933), проводник украинизации Николай Скрипник, репрессирован 1933 года, фактически оказывал преграды на пути установления харьковского памятника, время другие источники настаивают на том, что на самом деле Скрипник отстаивал именно обустройство могилы Кобзаря, ведь еще 1926 года был создан Комитет для решения этого вопроса, а монумент на могиле Тараса Шевченко, кстати авторства все того же Манизера, появится аж одновременно с киевским памятником (опять же Манизеровим) в "юбилейный" (125-летию со дня рождения) 1939 -й год, тогда как творение Манизера в Харькове появился на 4 года раньше. Конкурс 1933 года (во время Голодомора и уже при новом наркома просвещения В. П. Затонского) был совместным, т.е. определялись одновременно лучшие проекты памятника и для Харькова, и для Канева. 22 сентября 1933 года открылась выставка проектов, на которой были представлены 30 работ ведущих мастеров того времени - Ф. Кричевского, С. Меркурова, М. Манизера, И. Кавалеридзе, А. Петрицкого т.д.. Раз еще одной уязвимой и противоречивой темой остается собственное определение победителей конкурса, поэтому еще среди лучших по результатам сентябрьской выставки фигурировал и совместный проект украинского художника Федора Кричевского и российского скульптора Сергея Меркурова, а уже на дополнительном, ноябрьском, обзоре, где рассматривались доработанные проекты, победителем было признано работу Матвея Манизера [4].

Матвей Манизер, к тому времени уже зрелый мастер-создатель ряда значительных монументов, сторонник реалистического искусства, уже от первого по счету конкурса активно приобщился к участию в нем. Сохранились свидетельства, что работая над проектом, скульптор немало потрудился для нахождения необходимых форм и пропорций, образов и общей концепции памятника - он путешествовал шевченковскими местами, делал большое количество пейзажных и жанровых этюдов, тщательно изучал внешность и личность Т. Г. Шевченко - по его произведениям, переписке и мемуарами о нем, автопортретами, немногочисленными фотографиями, посмертной маской т.д.. Творческие поиски Манизера были длительными. Первый проект памятника ( 1930 год) он выполнил несколько в конструктивистской манере - большая по размеру председатель Шевченко с выражением зажурености была установлена ​​на цилиндрическом постаменте из барельефом гайдамаки-повстанца, который, стоя на коленях, гневно потрясал кандалами. Во втором проекте ( 1931 год) М. Г. Манизер расположил статую поэта на пьедестале с низким рельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. И только третий вариант проекта ( 1933 год) принес скульптору творческое удовлетворение и победу во всесоюзном конкурсе, и это при том, что в конкурсе принимали участие многие выдающихся скульпторов своего времени [5].

За мгновение до открытия памятника Т. Г. Шевченко в Харькове, 24 марта 1935 года

О том, что сооружение памятника Т. Г. Шевченко в Харькове, стало делом всесоюзной веса, говорит тот факт, что сроки и ход работ по выполнению ответственного заказа контролировал лично секретарь ЦК ВКП (б), первый секретарь Ленинградского обкома партии С. М. Киров.

Фигуры монумента отливали на литейном Ленинграда. Архитектурную привязку монумента выполнил архитектор И. Г. Лангбард (автор проектов нескольких общественных зданий в Беларуси). В то время, как в Ленинграде отливались скульптуры, в Харькове, на месте закладки памятника, под его руководством, строители обрабатывали лабрадорит. Работы по сооружению монумента были начаты 9 марта 1934 года, т.е. в день 120-летия со дня рождения Кобзаря.

Всего на изготовление памятника пошло 30 тонн бронзы и 400 тонн лабрадорита. На сооружении монумента было использовано около 75 вагонов различных строительных материалов, в том числе 25 вагонов с лабрадоритом [6].

Торжественное открытие монумента 24 марта 1935 года стало всенародным праздником. Харьков был украшен флагами, на улицах было многолюдно. В 2:30 нарком просвещения УССР В. П. Затонский перерезал ленту, взимала напнуте красное покрывало на монументе. Грянул салют, и большой хор 700-ю голосами выполнил Шевченко "Завещание".


3.3. События, связанные с памятником

Со времени открытия памятник сам по себе стал значительным культурным явлением и центром Харькова и страны.

Несмотря на размеры и идеологическую направленность, монумент не пострадал в Вторую Мировую войну. Именно возле памятника Шевченко в Харькове 30 августа 1943 года состоялся первый официальный митинг освобожденного от немецких оккупантов города при участии И. С. Конева и Н.С.Хрущева.

Пам'ятник вечірньої пори напередодні серпневих свят, 2008

По СРСР у повоєнний час пам'ятник традиційно був місцем проведення заходів, присвячених різноманітним датам української історії та культури, зокрема, вшанування Шевченкових роковин. Від кінця 1980-х років майдан біля монументу став місцем гуртування національних сил, проведення демократичних акцій. За незалежності (від 1991 року) без покладання квіткових букетів до монумента не обходиться жодне офіційне державне свято, відвідання Харкова високими київськими чиновниками і міжнародними гостями. Уже в наш час пам'ятник у (1990 - 2000 -і роки) піддавався актам вандалізму [7] [8].

75-ліття спорудження монумента на початку 2009 року було відмічено фотовиставкою "Тарас Шевченко навіки в серці першої столиці" у харківському культурно-діловому центрі корпорації ?Консалтінгова група "Рубаненко та партнери"? (у рамках урочистостей на честь Дня Соборності України), що відбулася з ініціативи групи харківських фотохудожників та журналістів. До експозиції ввійшло близько 200 світлин, що відтворюють характерні моменти історії роботи над пам'ятником. Також на заході були представлені роботи на тему пам'ятника з фонду Харківського художнього музею та приватних колекцій, фотохроніку сучасних подій у Харкові, включаючи конкурси та фестивалі, присвячені Т. Шевченку; організовано й проведено зустрічі з цікавими людьми-свідками створення та встановлення пам'ятника тощо [9].


4. Цікаві факти про пам'ятник

Пам'ятник В. Н. Каразіну на місці сучасного Шевченкові
  • На місці сучасного монумента Тарасу Шевченку в Університетському саді (тепер також ім. Т. Г. Шевченка) у 1907 - 1934 роках стояв пам'ятник Василю Каразіну. Пізніше його тричі переносили, спочатку на вулицю Університетську до одного із старих корпусів університету, згодом, 1958 року до лівого боку теперішнього головного корпусу Харківського університету, нарешті 2004 року - до центрального входу корпусу.
  • У створенні скульптур, близьких до шевченківських образів, допомогу авторову скульптору М. Г. Манізеру надали майстри української театральної сцени - актори харківського театру "Березіль", згодом народні артисти СРСР і відомі актор Н. М. Ужвій (образ Катерини), А. М. Бучма (образи гайдамаки та селянина з дорном на плечах), І. О. Мар'яненко (образ, один з найвиразніших, старого нескореного запорожця), О. І. Сердюк (образи молодого хлопчини з косою та кріпака в кайданах), С. В. Коваль (образ дівчини-кріпачки) та інші. "Це були першокласні художники ! - згодом пригадував М. Г. Манізер, - Все життя я їм буду дуже вдячний?".
  • На момент відкриття (24 березня 1935 року) пам'ятник Тарасу Шевченку в Харкові був найвищою бронзовою композицією в усьому Радянському Союзі.
  • Єдиним документальним свідченням про мить урочистого відкриття монумента Т. Г. Шевченку в Харкові, імовірно, є аматорське, але панорамне фото художниці й майстра фотографії Дії Олександрівні Гай, якій довелося піти на відвертий ризик при фотографуванні події. По-перше, зйомка здійснювалася потайки, адже в 1930-х роках (і не тільки) фотографування будь-яких громадських подій, що відбувалися у Радянському Союзі, заборонялось і суворо каралося. Крім того, фотограф ризикував і в інший спосіб - робив знімки з вікна четвертого поверху в квартирі незнайомих людей, нашвидкоруч виставляючи експозицію [10].
  • На церемонії відкриття пам'ятника були присутніми чимало діячів української інтелігенції, культур інших народів СРСР [11]. Зокрема класик білоруської літератури, поет, драматург, публіцист, діяч білоруського Відродження початку XX століття Янка Купала під час відкриття монумента прочитав свій вірш "Пам'яті Шевченка", а під враженням під поїздки в Україну написав статтю "Про відкриття пам'ятника Шевченкові" [12]. Відкриття монумента мало значний культурний розголос - знайшло своє відображення у творчості багатьох тодішніх майстрів слова. Так, Максим Рильський написав статтю "Величний пам'ятник великому" (надруковано тоді ж у березні 1935 року в "Літературній газеті") [13].
  • Харківський пам'ятник Тарасові Шевченку постав раніше на 4 роки за основний київський пам'ятник і монумент на могилі Кобзаря в Каневі, причому автором (скульптором) всіх трьох, фактично головних і найвідоміших в Україні, є Матвій Манізер.
  • Для съемок российского исторического фильма о физике Льва Ландау "Дау", который должен выйти на широкие экраны весной 2010 года, которые проходили в Харькове 2009 года, памятник Т. Г. Шевченко для большей реалистичности красили черной гуашью, ведь лабрадоритовый постамент, в отличие от современного серого цвета, в первые годы преследовал ярко черный цвет. После съемок городским службам пришлось устроить "чистку" монумента, вернув ему привычный для харьковчан вид; [14]
  • Этот памятник Т. Г. Шевченко официально признан самым красивым в Европе.

5. Галерея

  • Фигура Тараса Шевченко
  • Фрагмент памятника - скульптуры на обратной стороне памятника

  • Скульптуры справа от статуи Кобзаря

  • Вид памятника, 1963 год
    (С почтовой марки СССР)

  • Памятник на почтовой марке СССР ( 1954 год)


6. Сноски

  1. Достопримечательности Харькова на www.mandria.ua (Мандрия. Отдых в Украине) (Рус.)
  2. Чернова М.В. Памятник Т. Г. Шевченко в Харькове., Харьков: "Прапор", 1984
  3. Харьков. Архитектура. Памятники. Фотоальбом., М.: "Искусство", 1986
  4. Из истории памятника Т. Шевченко на Чернечей горе / / газ. "Свобода", № 41 за 13 октября 2006 года, с. 20, 21, 25 / / по материалам книги Валентины Рубан-Кравченко "Василий Кричевский"
  5. О харьковской выставку 22 сентября 1933 проектов памятников Тарасу Шевченко в Каневе и Харькове с Календаря знаменательных событий Харьковщины на 2003 год на веб-ресурс Харьковской областной универсальной научной библиотеки
  6. Наш памятник - дань великому поэту на www.h.ua (ХайВей)
  7. Вандалы осквернили памятник Тарасу Шевченко / / инф. за 23 мая 2006 года на www.prostir.museum ("Музейное пространство Украины")
  8. Хулиганы украли деталь с памятника Шевченко в Харькове ЕЕ инф. за 22 мая на www.ukr.mediaport.ua
  9. В Харькове открылась выставка к 75-летию создания памятника Тарасу Шевченко / / инф. за 26 января 2009 года Укринформ
  10. Открытие памятника - уникальный фотодокументов / / по материалам фотоальбома "Мгновения жизни", изданного академиком А. Я. Усикова
  11. Памятник Т. Г. Шевченко в Харькове / / Шевченковский словарь, Том Второй, К., 1977, с. 78
  12. Страницы белорусской Шевченкианы на Посольство Украины в Республике Беларусь
  13. Ильенко Иван "сияет ШЕВЧЕНКО Терновый венец!" (Тарас Шевченко в жизни Максима Рыльского) / / из книги СТРАСТЬ. Труды и дни Максима Рыльского.
  14. Сообщение на сайте местного телеканала

7. Источники, ссылки и литература

п ? в ? р Памятники великим украинским
Памятник Тарасу Шевченко в Киеви.jpg

Владимиру Великому : Киев | Лондон
Ярославу Мудрому: Киев | Ярославль
Богдану Хмельницкому : Белая Церковь | Киев | Хмельницкий | Кировоград | Черкассы | Чернигов
Ивану Мазепе: Галац | Дегтяревка | Кергонксон | Мазепинцы | Перхтольдсдорф | Чернигов
Ивану Котляревскому: Киев | Полтава
Николаю Гоголю: Киев | Нежин | Полтава | Северодонецк | Харьков
Тарасу Шевченко : Белая Церковь | Донецк | Житомир | Киев | Кировоград | Ковель | Кременчуг | Львов | Николаев | Новомиргород | Полтава | Суммы | Тернопіль | Харків | Хмельницкий | Черкассы | Черновцы | Чернигов |
Афины | Баку | Буэнос-Айрес | Варшава | Вашингтон | Минск | Москва | Прага | Ташкент
Ивану Франко : Киев | Ивано-Франковск | Львов | Тернополь | Стрый | Одесса | Нагуевичи | Збараж
Леси Украинский: Киев | Луцк | Ялта | Торонто
Михаилу Грушевскому: Киев | Луцк | Львов

Степану Бандере : Львов | Тернополь | Коломыя | Самбор | Дрогобыч
Pamjatnyk Stepanu Banderi u L'vovi. Jpg
Хорошая статья