Надо Знать![]() |
Введение![]() Страны с преобладающим славянским населением (светло-зеленым - Западные славяне, зеленым - Восточные славяне и темно-зеленым - Южные славяне Панславизм - культурная и политическая течение, идеология, распространенная в странах, населенных славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости их политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в конце XVIII - первой половине XIX веков. Символами панславизма считаются Национальный флаг всех славян и гимн "Гей, славяне", которые также национальным гимном и флагом Югославии. Срок впервые употреблен в Чехии Яном Геркелем в 1826. 1. Понятие "панславизм": конец 18-го - начало 19-го вековПолитическое порабощение большинства славянских народов, идеи Великой Французской революции и немецкого романтизма, славянское национальное возрождение - эти факторы привели к распространению среди образованных кругов западных и южных славян И. Добровский ( чех), П. Шафарик, Я. Коллар ( словаки), Л. Гай ( хорват), В. Караджич ( серб) и др.]. идеи славянского единства и культурной общности. Успехи Российской империи в войнах против Турции и наполеоновских войнах привели к тому, что некоторые из славянских деятелей выдвигали мысли о политическом и языковом объединении славян под властью России, считая, что последняя поможет славянским народам в борьбе против иноземного порабощения ( Й. Добровский, Й. Юнгман, Л. Гай и др.).. Некоторые из них позже изменил свои взгляды (Л. Гай, Л. Штур, К. Гавличек-Боровский). Другие сторонники П., главным представителем которых был чех Ф. Палацкий выступали за сохранение Австрийской империи и за превращение ее в федерацию славян, австрийцев и венгров. После преобразования Австрийской империи в Австро-Венгрию (1867) Палацкий пересмотрел свою концепцию и принял участие в организованном российскими панслависты Славянском съезде 1867 в Москве. 2. Пророссийская и антироссийская теченияСреди поляков, которые были под сильным влиянием романтического патриотизма и мечты о восстановлении великой Польши, идеи "панславизма" вызвали два течения: пророссийскую ( С. Сташица, И, М. Гене-Вронский, А. Цешковский) и антироссийскую ( А. Мицкевич, А. Товянський, К. Бродзинський). Последние считали, что главную роль в объединении славян должна играть Польша. В самой России в конце 1830-х годов в работах М.Погодина были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над другими народами, "враждебность Запада", призвание России по гегемонии в славянском мире (проекты политического объединения славян под эгидой Российской империи разрабатывались еще в 18-начале 19 веков А. Самборский, В. Малиновским и другими), Русские славянофилы в 1840-50-х годов - К. Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский и другие - выступили с идеей противопоставления славянского православного мира с Россией во главе "больной", безвирний Европе теологические противники славянофилов - западники ( П. Чаадаев, А. Герцен) - тоже не возражали особой роли России среди славянских народов. Поражение в Крымской войне 1853-56, Польское освободительное восстание 1863-64, обострения восточного вопроса - эти факторы вызвали активизацию российских панславистов, что нашло свое практическое воплощение в Славянском съезде 1867 в Москве и деятельности славянских комитетов. Панславистични идеи занимали важное место в теоретических исканиях И. Аксакова, Н. Данилевского, К. Леонтьева, научных разработках ученых-славистов В. Ламанского, А. Миллерата др.. 3. Период наибольшего влиянияСамый политическое влияние "панславизм" был в 70-х годах, особенно в период русско-турецкой войны 1877-78, когда он подталкивал правительство к активным внешнеполитическим действиям (ряд представителей высших государственных и военных кругов России: граф М. Игнатьев, князь В. Черкасский, генералы М. Черняев, М. Скобелев, Р. Фадеев - были его сторонниками). Как общественно-политическое течение "панславизм" встречал и подозрительное отношение со стороны правительства и его идеологов (К. Победоносцев, М. Катков), а также был подвергнут критике со стороны либеральных кругов (А. Пыпин, в частности). Внутренняя ситуация и внешние условия России уменьшили популярность идей "панславизма" в конце 19 века, они возродились накануне Первой мировой войны 1914-18 в форме "неославизму" (или "неопанславизму"). Российские неослависты (главный деятель - граф В. Бобринский) вместе с деятелями других славянских стран (чех К.Крамарж, словенец И.Грабаря и др.). Провели Славянском конгрессе в Праге (1908) и Софии (1910), стремясь достичь межславянских сближения перед возможной немецкой угрозой. 4. Влияние революционных событийРеволюционные события 1917 на некоторое время похоронили идеи "панславизма" в России, остро осуждались К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. Лениным. С началом советско-германского этапа второй мировой войны 1941-45 была восстановлена старая российская политика в отношении славян. В августе 1941 в Москве создан Всеславянский комитет. Славянские комитеты возникли в США, Англии, Канаде, образованные по инициативе и участии коммунистов славянского происхождения. После первого Всеславянского съезда в Москве (1941) в 1946 состоялся Славянский конгресс в Белграде, куда съехались делегаты из всех славянских стран. После обострения отношений Югославии с СССР все славянские комитеты прекратили свою деятельность. Падение социалистической системы и развал Советского Союза оказали панславистичного окраску определенным кругам и политическим партиям российского общества. В Украине идеи "панславизма" распространились в первой четверти 19 веке (в частности, Общество соединенных славян), их влияние отчетливо заметен в программе Кирилло-Мефодиивського Братства, среди украинских научных кругов среде. 19 в. ( М. Максимович, О. Бодянский), а также среди либеральной части украинского дворянства ( Г. Галаган, М. Ригельман и др.)., представители которого принимали активное участие в деятельности славянских комитетов в Киеве и Одессе в 1850-70-х гг 5. Распространение панславистских идейНа украинские земли в составе Австрии идеи "панславизма" проникали как с Запада, так и из России. По примеру других славянских народов в Киеве в 1848 было создано Галицко-Русской Матицы. Во время Революции 1848-49 в Австрийской империи украинской Галичины начали налаживать контакты со славянскими деятелями Австрийской империи, в частности приняли участие в Славянском конгрессе в Праге (июнь 1848). Под влиянием идей из России часть украинской интеллигенции стала на путь москвофильства, которое питримувалось российскими панславистичнимы кругами. Некоторые из ведущих украинских деятелей науки и культуры второй половины 19 - начала 20 века, в частности М. Грушевский, открыто выступили против "панславизма" видя в нем угрозу для национальных интересов украинского народа. См.. также
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |