Надо Знать

добавить знаний



Пантеизм



План:


Введение

Пантеизм ( англ. Pantheism , Греческое: Pan - все и The?s - Бог) - философская доктрина, которая утверждает, что Вселенная является идентичным с Богом; редукция Бога к вселенной или вселенной в Бога. Иными словами, пантеизм это - верования или учения, которое представляет природный мир, включая человека, частью божества.

Термин "пантеист" был введен английским философом Дж. Толандом (1705), а термин "пантеизм" - его противником нидерландским теологом И. Фаема (1709).

Пантеизм является господствующей тенденцией в индуизме, даосизме и дзен-буддизме. Традиционные христианство и ислам его отвергают, одновременно определенной степени он присутствует в мистических течениях: соответственно, в созерцательном христианстве Мастера Экхарт и суфизме. Фраза Спинозы, которая приравняла Бога к вселенной, а именно - Бог или природа ( лат. Deus sive natura ) Была популярным формулировкой этой идеи, которая имела определенное распространение среди философов 19-го века. Сторонниками пантеизма были также романтические поэты, особенно Вордсворт.

В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, которые растворяют Бога в природе и подводили к материализма, представляя собой учение, оппозиционные по отношению к господствующему теистического религиозного мировоззрения. Иногда же в форму пантеизма одевались религиозно-мистические стремления, растворяют природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить ее от системы натуралистического и материалистического пантеизма, ввел термин "Панентеизм" (от греч. P?n en the? - все в бозе). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов пантеизма в мировоззрении одного и того же мыслителя [1].

Пантеистические элементы были тоже присутствуют в раннем еврейском хасидизме, так что некоторые ранние историки хасидизма, особенно в эпоху просвещения, настаивали на характеризации хасидского учения как пантеистического.


1. Формы пантеизма

Пантеизм имеет следующие формы [2] :

  • теомонистичний пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм)
  • физиомонистичний пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования ( Оствальд, Геккель, Тен)
  • трансцендентный (мистический) пантеизм, который обычно обозначают как панентеизм;
  • имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах ( Спиноза, немецкие идеалисты, Гете, Шлейермахер, Эйкен).
  • имманентный пантеизм.

2. История пантеизма

Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийских учениях (особенно в брахманизме, индуизме и в веданты), в древнекитайских учениях (даосизм), в древнегреческой философии ( Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Но, поскольку в эту эпоху политеизма еще не было понятия Бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистичного (см. Гилозоизм) видение всего мира.

В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистических пониманием Бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, пантеизм (обычно отнесен к философии неоплатонизма) развивал учение о безликий мировой дух, который скрыт в самой природе. Пантеизм европейского и ближневосточного средневековья опирались на неоплатоническую учение об эманации. В противоположность теистических представлениям о божественном сотворении мира из "ничего", пантеизм развивали концепции вневременного "порождения" природы безличным богом. Религиозный пантеизм ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистических формулировок пантеизма дал Давид Динанский, который утверждал, что материя, разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к католической церкви этические и социальные выводы из пантеистических взглядов, подобные Эриугены, сделали в начале 13 в. амальриканы. Мистицизм, который тяготеет к пантеизму, нашел свое типичное выражение во взглядах И. Экхарта.

Николай Кузанский

Натуралистические тенденции пантеизма со все большей силой начали проявляться в эпоху Возрождение. Одним из первых пришел к пантеизму Николай Кузанский. Рассматривая Бога как "бесконечный максимум" и приблизив его к природе как "ограниченного максимума", он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к 16 - начале 17 вв., Когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизма господствующих монотеистических религий (особенно в итальянских философов Дж. Кардано, Ф. Патриция, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, все полнее сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом у Бруно. Его тезис: "... природа ... есть не что иное, как Бог в вещах" и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

Борух Спиноза

С другой стороны, пантеизм, "... местами соприкасающийся даже с атеизмом" (Ф.Энгельс), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, которым направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Беме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 ст. существовали секты, тяготевшие к пантеизму. Наиболее влиятельными из них были меннониты и колегианты. К последним был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию пантеизма, разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие "бог" отождествлено с понятием "природа".

В 18 в. пантеистические взгляды развивали под влиянием Спинозы и В. Гете, и Г. Гердер, которые, в противоположность механицизма французских материалистов 18 в., стремились разработать органически-гилозоистични элементы спинозизму. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Гегель, по словам Энгельса "... пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи" [3].

" "Пантеизм - прежде всего, форма атеизма" ( Артур Шопенгауэр). "

3. Восприятие пантеизма

3.1. Религиозно-философские течения, которые признают пантеизм


3.2. Мыслители, которые признают пантеизм


3.3. Критика и отрицание пантеизма

В 1865 г. папа Пий IX, автор "Силабуса" - "Список важнейших заблуждений нашего времени", подверг пантеизм анафеме.

Источники

  1. Пантеизма
  2. Пантеизма
  3. Пантеизма

Литература

  • Соколов В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, "Философские науки (Научные доклады высшей школы)", 1960, № 4
  • J?sche G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd I-3, В., 1826-32
  • Plumptre С. E., General sketch of the history or Pantheism, L., 1882
  • Dilthey W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2,, B., 1921
  • Siwek P., Spinoza et ie panth?isme religieux, 2 ?d., P., 1950
  • Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, B., 1951
  • Энциклопедия Макмиллан: The Macmillan Encyclopedia. Лондон: Макмиллан Лондон Лимитед, 1981, 1983, 1984, 1985. (Англ.)



Аристотель Это незавершенная статья философии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
п ? о ? р Философия
Западная философия ? Восточная философия
История философии
Отрасли
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математики ? языка ? музыки ? обучение ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Эпифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизма ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм
Портал Философия ? Категория Философия

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам