Надо Знать

добавить знаний



Параджанов Сергей Иосифович



План:


Введение

Параджанов Сергей Иосифович ( арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան Саркис Говсепи Параджанян; 9 января 1924, Тбилиси - 20 июля 1990, Ереван) - выдающийся армянский и украинский кинорежиссер, народный артист УССР (с 1990), лауреат Государственной премии Украины им.Т.Шевченко (1991, посмертно).


1. Биография

Памятник Сергею Параджанову на Родине - в Тбилиси

Родился Сергей Параджанов в Тбилиси в семье антиквара, он был третьим ребенком в семье (сестры Рузанна и Аня). Отец - Параджанян Иосиф Сергеевич, мать - Бежанов (Бежанян) Сирануш Давыдовна.

Профессия антиквара передавалась из поколения в поколение, и глава рода - Иосиф Параджанов - надеялся, что его дети пойдут по следам предков. Сергей выбрал другой путь, и отец никогда не смог ему этого простить. Но изысканный вкус и умение отличить настоящую вещь от подделки передались и это потом неоднократно становилось полезным Сергею, когда он, сидя без работы, подрабатывал скупкой антиквариата. [1]

Среднюю школу Сергей окончил только с двумя "пятерками" - по естествознанию и рисованию. Технические предметы тянули на "тройку", и, однако, он решил поступать в Институт железнодорожного транспорта, где проучился ровно год. [2] В 1941-1943 годах работал художником-технологом на тбилисской фабрике "Советская игрушка".

В 1942-1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории. Участвовал в концертной труппе, которая обслуживала военные госпитали, провел около 600 концертов. После окончания консерватории поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), в мастерскую Игоря Савченко. На этом курсе учились известные в будущем режиссеры: Александр Алов, Владимир Наумов, Озеров, Марлен Хуциев, Феликс Миронер.

Работал ассистентом режиссера на фильме "Тарас Шевченко" (режиссер И. Савченко), ассистентом режиссера на фильме "Максимка" (режиссер А. Мишурин). Снял дипломную работу - фрагмент фильма "Андриеш" по мотивам молдавских сказок. Через четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимет на киностудии им. Довженко полнометражный вариант этого сюжета. [1] 28 июня окончил ВГИК, был направлен на Киевскую студию художественных фильмов как режиссер-постановщик.

С Украиной связана значительная часть творческой биографии Сергея Параджанова. В Украине создал фильмы "Наталия Ужвий", "Золотые руки", "Думка" (все - 1957), "Первый парень" (1958), "Украинская рапсодия" (1961) "Цветок на камне" (1962, в соавторстве с А. Слисаренко).


2. Тени забытых предков

Международное признание пришло к Параджанова после экранизации в 1964 повести М. Коцюбинского "Тени забытых предков". Фильм "Тени забытых предков" был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1966). И все же на Западе (там фильм демонстрировался под названием "Огненные кони") интерес к нему был значительно больше, чем на родине.

Журнал "Экран" (Польша), 1966 год писал: "Это один из самых удивительных и самых изощренных фильмов, случалось нам видеть в течение последних лет. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и воображения, достоверности и фантазии ... Воображению Параджанова, кажется, нет предела. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади во красным зонтиком и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале ... Параджанов открывает в фольклоре, обычаях , обрядах самобытный культурный ритуал в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности ".

Фильм получил 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них - 24 гран-при) в двадцать одной стране. Параджанову присылали свои поздравления Феллини, Антониони, Куросава, а польский режиссер Анджей Вайда стал перед Параджановым на колени и поцеловал руку, благодаря за этот шедевр.


3. Цвет граната

"Цвет граната"

В 1967 Параджанова приглашают на Ереванскую киностудию, где он работает над фильмом "Цвет граната" ("Саят-Нова") - картиной о великом армянского поэта, речь в которой идет скорее о жизни духа, чем о внешних событиях биографии. У картині, що складається з декількох мініатюр, була зроблена спроба показати духовний світ середньовічного вірменського поета Саят-Нови, що писав вірменською, грузинською та азербайджанською мовами, історію його любові, його ставлення до релігії світської влади, народу.

Тут кіномова Параджанова значно оновлюється. "Колір гранату", подібно до поезії, висловлюється метафорами. Кадри знаходять майже повну статику, чому щонайменший рух усередині них сприймається як подієвий вибух. Предмети, що представляють справжню історико-етнографічну цінність, працюють нарівні з акторами. Мова кольору знаходить ще більше значення, хоча колірна гамма стає лаконічнішою. Кожен кадр містить максимум смислової інформації, і прочитування цього насиченого змісту вимагає від глядача чималої культури.

Фільм Параджанова був вельми скептично сприйнятий керівниками Держкіно. Вони не зрозуміли новаторських ідей режисера, проте вголос у цьому не зізналися, а приховали своє нерозуміння під розхожим формулюванням "народу таке кіно не потрібне".

І фільм майже чотири роки лежав на полиці. І лише в 1973 році його випустили в прокат, проте Параджанов до цього вже не мав ніякого стосунку. Він відмовився змонтовувати картину, і за нього це зробив інший режисер - Сергій Юткевич. Таким чином на сьогоднішній день існують дві версії фільму: авторський, який майже ніхто не бачив і який знаходиться в запасниках "Арменфільму", і фільм Юткевича, який вийшов в прокат. Проте і цей варіант урядовці побоялися випускати і віддрукували всього лише 143 копії. [3]


4. Переслідування і арешти

У 1965-68 роках Параджанов разом з іншими відомими діячами української науки та культури, протестуючи проти масових політичних арештів в Україні, звертався у вищі партійні та державні органи з вимогою роз'яснити причини переслідувань українських інтелектуалів і виступав за проведення відкритих судових процесів, що мало б забезпечити справедливість розгляду справ. Неодноразово висловлювався за дотримання свободи слова у пресі. 30 червня 1966 ЦК Компартії України схвалив постанову "про серйозні недоліки в організації виробництва кінофільмів на Київській кіностудії ім. О. Довженка", в якій піддавалися критиці кінострічки ?Криниця для спраглих? (автор сценарію І. Драч, режисер Ю. Іллєнко), ?Звірте свої годинники? (автор сценарію Л. Костенко, режисер-постановник В. Іляшенко), сценарій С. Параджанова до фільму ?Київські фрески? [4]. Зазнавши переслідувань і, намагаючись уникнути арешту, був змушений виїхати у Вірменію.

В 1971 повернувся у Київ. 17 березня 1973 був заарештований і засуджений до п'ятирічного ув'язнення за гомосексуалізм, хоча в обвинувальному вироку були статті і "за спекуляцію", і "за український націоналізм". Швиденько знайшли "жертву насильства" - "члена КПРС" Воробйова. До речі, він виявився єдиним, хто погодився відкрито свідчити проти Параджанова. Інші відмовилися. А один із них - архітектор Михайло Сенін - після розмови в Київському КДБ перерізав собі вени.

Параджанову дали п'ять років колонії суворого режиму. "Гомосексуальна" стаття не давала йому шансів вижити. Однак він став неабияким авторитетом у тюрмі. Подейкують, що до нього приходила делегація урок, які засвідчили свою глибоку повагу словами: "Ми комуняк завжди на словах мали, а ти - по-справжньому!". Через це "панібратство" Параджанова кілька разів переводили із зони в зону. [1]

Тільки завдяки міжнародній кампанії протесту (звернення підписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федеріко Фелліні, Лукіно Вісконті, Роберто Росселліні, Мікеланджело Антоніоні) був звільнений 30 декабря 1977. Зважаючи на заборону жити в Україні, поселився у Тбілісі. І в подальшому зазнавав переслідувань з боку радянських репресивних органів.

Через ідеологічну цензуру не вийшли фільми "Intermezzo" (за М. Коцюбинським), "Київські фрески", "Ікар", "Сповідь".


5. Останні роки

"Ашик-Керіб"

Две последние работы Сергея Иосифовича - документальный фильм, посвященный Пиросмани, и художественная картина "Ашик-Кериб", снятая по мотивам сказки М. Лермонтова о приключениях "странствующего трубадура", который проходит через тысячу испытаний, чтобы найти свою возлюбленную, и посвящена памяти Андрея Тарковского, чьи творчество и дружбу высоко ценил Параджанов. Фильм не выпускали в широкий прокат, но Параджанов с фильмом "Ашик-Кериб" побывал на фестивалях в Голландии, Германии и Венеции. Газета "Монд" по этому поводу писала: "Лучшей витрины перестройки в советском кинематографе, чем фильмы "Ашик-Кериб" Сергея Параджанова и "Маленькая Вера" Василия Пичула, на фестивале в Венеции трудно было бы найти ... "После успеха в Европе, 6 декабря 1988 года, картине "Ашик-Кериб" наконец было выдано удостоверение о разрешении. [5]

Смерть пришла к нему тогда, когда в Ереване началась работа над автобиографической картиной ?Исповедь?. [6] Оригинальный негатив включен в фильме "Параджанов. Последняя весна". Были сняты первые 300 метров пленки, однако здоровье режиссера было уже сильно подорвано.

Огромной трагедией для Параджанова стала смерть его сестры Анны. Он собственноручно сделал чрезвычайно красивый наряд для гроба. А за несколько месяцев у самого Параджанова обнаружили рак легкого. Операцию по удалению легкого было проведено в Москве, но состояние Сергея Иосифовича не улучшилось. В одном из своих интервью Параджанов сказал: "Все знают, что у меня три родины. Я родился в Грузии, работал в Украине и собираюсь умирать в Армении". 17 июля 1990 он приехал в Ереван, где через три дня и умер.

Параджанова похоронили 25 июля в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки Армении. [2]


6. Творчество

6.1. Фильмография

  • 1951 - Молдавская сказка
  • 1954 - Андриеш
  • 1954 - 62 (несколько документальных и научно-популярных картин - "Наталия Ужвий", "Думка", "Золотые руки")
  • 1958 - Первый парень
  • 1961 - Украинская рапсодия
  • 1962 - Цветок на камне
  • 1964 - Тени забытых предков
  • 1966 - Киевские фрески
  • 1968 - Дети Комитаса
  • 1969 - Цвет граната (Саят-Нова)
  • 1969 - Акоп Овнатаняна
  • 1984 - Легенда о Сурамской крепости
  • 1986 - Арабески на тему Пиросмани
  • 1988 - Ашик-Кериб
  • 1990 - Исповедь (не закончено, оригинальный негатив включен в фильме Параджанов.Последняя весна (1992))

6.2. Сценарии

6.3. Художник-постановщик

  • 1970 - Цвет граната

6.4. Художник по костюмам

  • 1988 - Ашик-Кериб

6.5. Композитор

  • 1970 - Цвет граната

6.6. Персонаж

  • 1968 Цвет армянской земли
  • 1987 Остров
  • 1989 Ашхарумс
  • 1990 я - Сергей Параджанов
  • 1991 Бобо
  • 1992 Параджанов.Последняя весна
  • 1995 Параджанов. Последний коллаж
  • 1997 Дом Параджанова
  • 1998 Параджанов
  • 1998 Ночь в музее Параджанова
  • 2004 я умер в детстве
  • 2004 Опасно свободный человек

7. Факты

  • 2004 год был провозглашен ЮНЕСКО годом Сергея Параджанова.
  • В честь Маэстро названа звезда. В России существует киностудия "Параджанов фильм", директором и генеральным продюсером которого является кинокритик и драматург Семенцова-Огиевских Мария Борисовна.
  • Существовал Международный комитет по освобождению Параджанова, которым руководил Луи Арагон.
  • В одной из колоний Параджанов открыл школу живописи.
  • Узник Параджанов редко получал письма от многочисленных друзей, приятелей и учеников. Зато регулярно приходили международные депеши от некоего Ф. Феллини. Содержание депеш: "Волнуюсь за твою судьбу, ты великий человек, держись".
  • В тюрьме Параджанов собирал крышки из фольги, которыми тогда закрывали молочные бутылки. Он прессовал их в медальон и гвоздем делал портрет Пушкина. Один из таких медальонов он подарил Тонино Гуэрре. Тонино отлив медальон в серебре и подарил своему другу Федерико Феллини. Друзья создали приз в честь Параджанова и назвали его "Амаркорд", которым награждают за лучший фильм на фестивале в Римини. Первым получил награду Георгий Данелия, кинорежиссер, друг Параджанова, за картину "Настя".
  • Однажды Параджанов подарил антикварный мебельный гарнитур человеку, послала ему в тюрьму торта.
  • Ив Сен-Лоран как-то пригласил Маэстро в Париж. Но власти не разрешили: хватит ли у кутюрье площади, чтобы разместить всемирную персону - гениального режиссера? Не факт. Сен-Лоран ответил: есть 578 метров полезной жилплощади. Все равно не пустили - уже без причины. Через год Ив прибыл в Москву. И Параджанов в честь создал фантастический альбом коллажей, где Сен-Лоран живет удивительным жизнью. Этот альбом Параджанов передал своему другу Иву Сен-Лорану. На что тот сказал: "Божественно! Ни на что не похоже. Браво, гений!".
  • Однажды Параджанов направил телеграмму: "Москва. Кремль. Косыгину. Поскольку я - единственный безработный кинорежиссер в Советском Союзе, настойчиво прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу, может, состояния родоначальником в иранском кино. Параджанов".
  • Сергей Иосифович не отпускал домой друзей, пока они не посмотрят фильм Андрея Тарковского "Иваново детство". Своей поклонницы Лили Брик (а было ей под 80 лет) к 8 Марта Параджанов послал букет из колючей проволоки и собственных носков.
  • Параджанов мечтал поехать в Берлин, но не для участия в престижном кинофестивале, а потому, что хотел разыскать на барахолке чашку Гитлера.
  • Ходил Мюнхеном в халате и торговался в каждой антикварной лавке, откладывая товар до приезда Ив Сен-Лорана или Франсуазы Саган, которые якобы должны приехать и заплатить за него, и безбожно при этом опаздывал на все церемонии вручения наград.
  • Путем Сергея Параджанова пошел только один из его родственников - его племянник Георгий Параджанов. Он снял короткометражный фильм "Все ушли ...", который был отмечен тем самым медальоном Параджанова на фестивале в Римини [7]
  • Племяннику Георгию, чтобы он понял, что такое советская тюрьма, он привез коробку из-под спичек, полную вшей.
  • Однажды в тюрьме начальник сказал Параджанову, который подметал пол: "Осужденный, работаете без огонька!" В следующий раз, заметив начальство, режиссер поджег метлу - так и стал подметать - "с огоньком". [8]

8. Память

О С. Параджанова снят фильм "Я - Сергей Параджанов" (автор - Церетели Кора).

23 июля 1997 в Киеве торжественно открыт памятник Параджанову.

В честь художника назван астероид 3963 Параджанов.

9. Цитаты

  • Самое страшное - упустить прекрасна!
  • Мне всю жизнь везло в том смысле, что никогда не получалось сохранять фильмы в том виде, в котором я их делал.
  • Мной всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым - и стал привлекательным, я завидовал умным - и стал неожиданным.
  • Зритель часто уходит от меня во время просмотра, и я остаюсь один в зале. Но он привыкнет ...

10. Известные личности о Параджанова

  • Он был прежде яркой, чрезвычайно яркой индивидуальностью. А кинорежиссура - это производное, одно из проявлений его густовимирного бытия. И. Драч
  • Возможно это потому, что кроме кинематографического языка, предложенной Гриффитом и Эйзенштейном, киномир не открыл чего-то революционно нового к появлению ленты "Цвет граната" Параджанова, если не считать непризнанную киноязык фильма Бунюэля "Андалузский пес". Михаил Вартанов [9].
  • Он долго употреблялся, присматривался, пробовал. Не получалось. Брался и за то, и за это, а оно не получалось. Не получилось с "Первым парнем", не вышло "Украинская рапсодия", с "Цветком на камне". Но получилось с "Тенями забытых предков". Почему? Не в последнюю очередь из-за того, что Сергей Параджанов нашел общий знаменатель с украинским (гуцульской) культурой, отыскал то, что роднило, объединяло его душу с душой героев. Это - горы. Он понял неожиданно для себя, что гуцулы - такие же горцы, горцы, горцы, как и он, по происхождению кавказец. Осознание этого факта перевтилило и пересотворило художника. Собственно, он так и снимал "Тени забытых предков" - как фильм об исконных горцев, пригласив в картину гуцула Ивана Миколайчука, осетинка Татьяна Бестаева, грузина Спартака Багашвили, армянина Леонида Енгибарова ... Л. Черватенко
  • Непоставленных фильмов в Параджанова больше, чем у любого другого режиссера. Только во время ареста исчезло семнадцать сценариев, подготовленных к съемкам и отвергнутых властями. И еще около сотни были вынесены им из заключения, но они существовали только ... в его голове. Ю. Ильенко
  • Он действительно все умел, как тот демиург. Нарисовать, смастерить декорации, сшить написать (напеть) сценарий, загримировать, выбрать актера, поставить сценический танец, развести мизансцену, закомпонуваты кадр - буквально и абсолютно все. Так же он способен был хорошо говорить с трибуны, готовить, принимать гостей, любить, дружить, враждовать, обмениваться антиквариатом, торговаться, произносить надгробные плачи и застольные тосты, воевать, хитруваваты и т. д. и т. д. Артистизм, бесспорно , определяющая черта таланта Параджанова. И вместе с тем его путь в искусство не был ни прямым, ни легким. И понимание кинематографа непросто далось ему: "Не поверишь, - писал он, - но я рад, я счастлив, что не сразу у меня получилось. Что я испортил пять картин, пока что-то начало происходить на пленке. Но таким образом я хотя понял, где искать в себе самом Уверенность и Мастерство ". Л. Черватенко
  • Со смертью Параджанова мир кино потерял одного из своих волшебников. Федерико Феллини, Тонино Гуэрра, Бернардо Бертолуччи Сергей Параджанов - Parajanov.com .
  • В храме кино есть изображение, свет и реальность, Сергей Параджанов был мастером и хозяином этого храма ... Жан-Люк Годар [10].
  • "Цвет граната" Параджанова, на мой взгляд одного из лучших режиссеров современности, поражает совершенством красоты ... Микеланджело Антониони [11].
  • Параджанов был великим гуманистом. Его мечтой было воссоединение всех людей. Его искусство чудесное, потому что это послание в будущее. Робер Осейн
  • У меня дома на стене висит небольшой коллаж, сделанный руками Сергея Параджанова. Он сделал его, когда сидел в тюрьме. Я отправил ему туда книгу "Витражных дел мастер", а в ответ Параджанов передал мне этот коллаж. Ну что могло быть в руках заключенного? - Проволока, сухие листья, случайная цветок. Но для меня эта вещь бесконечно дорога. Андрей Вознесенский
  • Он прошел сквозь шумный толпа людей, мимо многих из нас, не сумевших понять и оценить его, отошел в вечность, одинокий и недостижимый, оставляя золотые следы своего искусства, которое мы, современники, только начинаем открывать. Кора Церетели
  • Параджанов - редкий человеческий тип, который принадлежит не только Украине, не только армянской или грузинской кинематографа. Это человек, который принадлежит миру, мировой культуре ... Сколько бы и как бы мы ни жили - никогда нам не забыть эту удивительную, эту яркую цветок, которая была среди нас, который очень много оставила для нашей жизни, для искусства. Иван Драч
  • На мой взгляд, в своих коллажах Параджанов раскрылся и высказал себя полнее, чем в кино. Никаких цензоров и редакторов. Среди тысяч его коллажей есть несколько настоящих шедевров. Многие называли и называют его гением, я так о нем никогда не говорил - я называл его "явлением природы". Стихийным, необъяснимым, непознаваемым до конца. Роман Балаян
  • Кинорежиссеры используют другие виды искусств для создания кино - в этом могущество и привилегия киноискусства. Параджанов, будучи уникальным режиссером ХХ века, использовал свое кино, создавая неповторимое искусство великого художника. Борис Егиазарян

11. Сноски

  1. а б в Великий мистификатор
  2. а б Сергей Параджанов
  3. Сергей Параджанов на svit.ukrinform.com
  4. Бажан А. Проблемы взаимоотношений партийно-советского руководства и литературно-художественной интеллигенции в 1960-80 гг / / Краеведение. - 2000.
  5. Энциклопедия кино
  6. Тихий юбилей гения
  7. Биография Параджанова
  8. Осужден за изнасилование члена КПСС (Рус.)
  9. Сергей Параджанов - Parajanov.com
  10. Сергей Параджанов - Parajanov.com
  11. Сергей Параджанов - Parajanov.com

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам