Парис Бордоне

Парис Бордоне ( итал. Paris Bordone 5 июля 1500 - 19 января 1570) - венецианский художник 16 века. Рисовал религиозные и мифологические картины, алтари, бытовые композиции, портреты.


1. Жизнеописание

Парис Бордоне родился в небольшом городе Тревизо, расположенного на венецианской Террафермы, материковых землях, входивших в состав Венецианской республики. Уже в подростковом возрасте перебрался в Венецию.

Есть сведения, что художественное образование получил в мастерской Тициана. Об этом свидетельствует и художественная манера художника, Он хорошо усвоил и долго тиражировал находки и черты ранней манеры Тициана.

Кроме масляной живописи, Бордоне брался за создание фресок в самой Венеции, Тревизо и Виченце, но они не сохранены через влажный климат и разрушения в войнах на территории Италии.

В 1538 году он получил заказ на службу от французского короля Франциска I и находился во Франции. Но выполнены там портреты несохраненные и известны лишь из источников.

Некоторое время работал в богатых ремесленный город южной Германии ( Аугсбург, Мюнхен).

По предположениям, с немолодым уже Бордоне встречался биограф большинства итальянских художников и сам художник суток маньеризма - Джорджо Вазари.


2. Художественная манера

Парис Бордоне. Алтарь "Мадонна на троне и Св. Фабиан, Рох, Себастьян и Екатерина Александрийская", Берлин.

Бордоне настолько удачно имитировал раннюю художественную манеру учителя Тициана, что некоторые произведения молодого художника путали с ранними произведениями предшественника. В дальнейшем творческие пути Тициана и Париса разошлись. Тициан почти до смерти придерживался реалистической манеры с тщательным изучением натуры. Менее одаренный Бордоне полагаться на собственную память, когда усвоенные уроки и широко использовать не свои находки и в композиции, и в колорите (хотя тот по венецианские богатый).

Фигурам на картинах Париса Бордоне присущи несбалансовани пропорции и неестественные движения и жесты. Фон картин занимают искусственно созданные архитектурные сооружения, цель которых продемонстрировать свое мастерство и знания перспективы. Удачными были архитектурные фрагменты в алтарях, но Парис Бордоне только удачно использовал древний иконографический образец давно выработан его предшественниками в Венеции. Он лишь следовал давней традиции, не внося в нее ничего творчески нового.

  • Бордоне. "Благовещение"

  • Бордоне. "Афина отвергает ухаживания Гефеста"

  • Бордоне. Новый вариант "Благовещение"

  • Бордоне. "Игроки в шахматы"


3. Выбран произведения

"Мадонна с младенцем", Риксмузей, Амстердам
Охотник и Нимфа. Вена
"Венера, Флора, Марс и Купидон", Эрмитаж
  • "Благовещение", различные варианты
  • "Мадонна с младенцем", Риксмузей, Амстердам
  • "Мадонна на троне и Св. Фабиан, Рох, Себастьян и Екатерина Александрийская", Берлин.
  • "Аллегория любви" (Венера и Марс)
  • "Венецианские любовники", Пинакотека Брера, Милан
  • "Венера и Адонис", различные варианты
  • "Две венецианки и служанка"
  • "Игроки в шахматы"
  • "Альвизе Кантарини"
  • "Христос"
  • "12-летний Христос среди книжников", Музей Гарднер, Бостон
  • "Томас Стакел" Лувр
  • "Венера и Амур", Галерея Франкетти, Венеция
  • "Куртизанка с зеленой мантией", Музей истории искусств, Вена
  • "Неизвестная венецианка с сыном", Эрмитаж
  • "Рыцарь в доспехах и два пажа", Метрополитен-музей
  • "Отдых Святого Семейства на пути в Египет", Музей изящных искусств, Страсбург
  • "Портрет венецинськои госпожа", Палаццо Питти, Флоренция
  • "Охотник и Нимфа", Вена
  • "Венера и Амур", Варшава
  • алтарь "Святая Беседа" (Мадонна на троне со святыми), Варшава
  • "Венера, Флора, Марс и Купидон", Эрмитаж

Источники

  • Wendy Beckett, 1000 arcydzieł, Warszawa: Arkady, 2001, ISBN 83-213-4218-3
  • C. Pietrangeli, Watykan. Arcydzieła malarstwa, Warszawa: Arkady, 2000, ISBN 83-213-3979-4
  • Christine Stukenbrock, Barbara Toepper, Arcydzieła malarstwa europejskiego, Koenigswinter: hf ullmann, 2007 ISBN 978-3-8331-2131-9