Надо Знать

добавить знаний



Партесное пение



План:


Введение

Партесное пениелат. partes - "Части", "партии", "голоса") - вид украинской и российской многоголосной церковной музыки, возникший в Украине в начале 17 века; высшее достижение украинской профессиональной музыки эпохи Барокко.

Количество голосов (партий) колебалась от 3 до 12, в отдельных случаях достигала 48. Каждая партия выполнялась небольшим количеством певцов, в основном по 1-2 на партию. Поэтому партесное пение следует отнести скорее к ансамблевого, чем к хоровому. Исполнителями партесной музыки были мальчики, которых специально обучали, и взрослые профессиональные певцы. Привлечение женских голосов к исполнению не практиковалось.

Характерный жанр партесной музыки - партесный концерт. На основе партесного концерта во второй половине 18 века сформировался жанр хорового духовного концерта, который и вытеснил партесное пение из употребления.


1. Рукописные источники

Партесное рукописи хранятся в рукописных отделах библиотек Украины и Российской Федерации (Национальная библиотека Украины им. В.И.Вернадского, Государственный исторический музей РФ и др.). В виде комплектов книг- поголосникив. Партия каждого голоса записана в отдельной книжечке-партии (отсюда название "партесный"). Партитурна форма записи не характерна для партесных рукописей. С этим связана проблема потери отдельных голосов и необходимость реконструкции утраченных голосов для выполнения или издания партесных произведений.

Подавляющее большинство имеющихся в рукописях партесных произведений до сих пор не расшифрована и не опубликована, поэтому партесного музыка еще недостаточно изучена.



2. Типология

В партесного пения различают исполнение произведений с постоянным и переменным многоголосием. Переменное многоголосие предполагает чередование хорового tutti и отдельных групп голосов. Вероятно, оно было первичным и берет начало от принципа "концертирования" (т.е., "соревнования"), распространенного в западноевропейской музыке позднего Ренессанса (венецианская школа - творчество А. и Дж. Габриели) и эпохи Барокко (в частности, инструментальный жанр concerto grosso). Постоянное многоголосие, распространенное на территории России, обычно гармонизации мелодий знаменного и других распевов.

Партесные произведения по тематике текстов и музыкальными средствами разделяются на две большие группы: виватно-панегирические и покаянии (лирико-драматические).


3. История развития и распространения

Партесное пение возник в контексте полемики между православной и католической церквями в Украине на рубеже 16-17 веков. В борьбе за благосклонность прихожан православное богослужение с его аскетической монодии знаменного распева начинало проигрывать сравнению с пышным католическим богослужением, где использовался многоголосый хор и орган. В православных церквях Украины начали использовать многоголосное пение, по-своему переосмыслив достижения западноевропейской хоровой и инструментальной музыки.

Инициаторами разработки такого пения были православные братства, открывали школы при монастырях, вводили изучения партесного пения. Первое упоминание о таком обучения связана с Львовским ставропигиального братством и датируется 1590-ми годами.

Партесное пение пришел на смену единогласному знаменательном пения. Официально партесное пение разрешен в храмах с 1668 по согласию восточных патриархов.

В России партесное пение начал распространяться после присоединения Украины в 1654 году. Распространялся он путем копирования украинских рукописей и приглашение певцов в России, что происходило в контексте общей "европеизации" российского общества. Впоследствии в России сформировалась самостоятельная школа партесного пения.

Теоретические основы партесного пения были изложены в ряде трактатов. Самый известный и единственный сохранившийся (в нескольких редакциях) - "Мусикийська грамматика" Николая Дилецкого.


С 1970-х началось возрождение партесной музыки. Особую роль в этом возрождении сыграла научная и популяризаторская деятельность Н. А. Герасимовой-Персидской, автора двух монографий, посвященных партесного музыке, большого количества публикаций на эту тему. Н. А. Герасимовой-Персидской подготовлены все до сих пор осуществлены издания украинских партесной музыки.



4. Композиторы партесной музыки

На территории Украины работали: Николай Дилецкий (Киев), Иван Домарацкий (Киев), Симеон Пекалицький (вероятно, Львов), Григорий (Киев) и др.. Сохранились фамилии многих авторов партесных произведений из ныне утраченного львовского собрания. Среди них Шаваровський, Завадовский, Бешевський, Челушин, Гавалевич и др..

На территории России: В. Титов, С.Беляев, М.Бавикин, Ф.Редриков, И. Коренев, а также М.Дилецький, С.Пекалицький (предположительно) и др..

Большинство партесных произведений сохранились как анонимные и точно не датированы.


Литература

  • Дилецкий Н. П. Идеа грамматики Мусикийской. Публикация, перевод, исследование и комментарии В. В. Протопопова. Москва, 1979 (Памятники русского музыкального искусства, вып.7).
  • Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. Москва, 1983.
  • Герасимова-Персидская Н. А. Хоровой концерт на Украине в XVII-XVIII вв. Киев: Музыкальная Украина, 1978.

6. Нотные издания

  • Партесное концерты XVII-XVIII веков из киевской коллекции. Составление, расшифровка, возведение в партитуру, научная редакция, вступительная статья и комментарии Н. А. Герасимовой-Персидской. Киев: Музыкальная Украина, 2006.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам