Патристика

Патристика - в философии общее название направления, основанного так называемыми отцами церкви. В теологии - это совокупность учений отцов церкви и авторитетных церковных писателей 1 - 8 веков ( патрология при этом рассматривается как наука о патристику, что включает также соответствующие филологические, источниковедческих, текстологические, исторические аспекты).


1. В философии

Философия Средневековья не только начинается в античном мире, но и имеет в его пределах свою классику - и именно ею является патристика. В истории философии это понятие используется для обозначения христианских теологических и философских учений 1-8 веков, когда их представители - Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин Аврелий защищали христианскую доктрину от философии язычников, иудейского мировоззрения, государственной власти, опирающейся на мифологические представления о действительности. С 3 века патристика, наоборот, начинает приспосабливаться к теоретической форме мировоззрения - философии, использует неоплатонизм для обоснования христианского вероучения.


2. В теологии

В теологии патристика является частью догматики (часто как история догмы) или патрологии (как один из объектов исследования). Иногда патристика отождествляется с патрологию. В Православной Церкви распространено (однако, не общепринятое) понимание патристики (и, соответственно, патрологии) не как классического периода развития богословской мысли, а как совокупности богословских учений вообще, т.е. без завершения периода в 8 веке. Поэтому в православной литературе можно иногда встретить термины "древнерусская патристика", "румынский патристика", "патристика 19 века" и т.п.. Это делается с целью подчеркивания единства и преемственности богословской мысли в Церкви.


3. Особенности и развитие

Сначала патристика отстаивала догматы христианской религии в борьбе против мифологии, утверждала несовместимость религиозной веры с язычеством (прежде всего - с философией гностицизма). Начиная с 3 века, патристика пытается приспособить философию неоплатонизма для обоснования принципов познания Бога. Главными идеями патриотической теологии является монотеизм, супранатурализм и креационизм : супранатурализм и креационизм - признание сверхъестественности и трансцендентальности Бога, его абсолютной власти над миром, который он создал из ничего, его абсолютной благодати и справедливости. Человек патристикой толкуется как Божья существо, чья истинная и первоначальная сущность была искажена после грехопадения. Главным для патристики является познание пути к Богу (богопознания), побуждение двигаться этим путем для достижения единства с Богом (теозиса), единственное может вернуть человека к ее первоначальному "негриховного" состояния.


4. Представители


См.. также

Основные дисциплины
Библейское богословие ? Моральная теология ? Догматика ? Каноническое право ? Эсхатология ? Эсхатология ? Апологетика ? Патрология ? Эклезиология ? Экзегетика ? Гомилетика ? Годегетика ? Аскетика ? Церковное искусство ? Литургика ? Миссиология ? Мариология ? Мистицизм ? Теология семейной жизни
Christianity symbols.svg
Вспомогательные дисциплины
Христианская этика ? Катехизис ? Патристика ? Христианская антропология ? Метафизика ? Космология ? Философия религии ? Религия ? Схоластика ? Платонизм ? Аристотелизм ? Эстетика ? История христианства ? Христианская педагогика ? История теологии ? Социология религии ? Социология ? Социология воспитания ? Теодицея
Направления
Социальное учение Церкви ? Теология искупления ? Экуменическая теология ? Теология освобождения ? Либеральная теология ? Священная теология ? Апофатическое богословие ? Квир-теология ? Диспенсационализм