Надо Знать

добавить знаний



Патрульный катер



План:


Введение

Патрульный катер ( англ. Patrol boat ) - Класс быстроходных маломерных боевых кораблей в флотах иностранных государств, предназначенный для патрулирования, сопровождению и выполнения других задач в прибрежных водах. В ВМС ряда стран патрульные катера входят в класс патрульных кораблей ( англ. Patrol vessels ) [1]. В Военно-морских силах Украины патрульным катерам отвечает класс артиллерийские катера.


1. Историческая справка

Опыт Первой мировой войны показал, что одной из основных угроз на море стали подводные лодки. Для охраны крупных боевых кораблей и транспортных судов на переходе морем были возложены на эсминцы и миноносцы. Однако опыт борьбы с подводными лодками выявил необходимость создания нового класса легких кораблей, менее крупных и дорогих, чем миноносцы. Они предназначались для охраны соединений кораблей и конвоев от атак подводных лодок, торпедных катеров и несения дозорной службы.

В результате, в Англии с 1915 году начали строить патрульные корабли типа Р тоннажем около 600 тон и скоростью хода 23 узлов. На вооружении они имели 102-мм и 40-мм пушки, глубинные бомбы и торпедные аппараты. В США в 1918 году был заложен серию патрульных катеров типа "Игл" водоизмещением 500 тонн и скоростью хода 18 узлов. Они имели на вооружении 102-мм и 76-мм пушки и бомбомет. В российском флоте в 1917 году был заложен серию посыльных судов четырех различных типов - "Кобчик", "Голубь", "Бекас" и "Филин" водоизмещением от 350 до 530 тонн и скоростью до 15 узлов. Корабли вооружались пушками калибром 75 или 102 мм, на некоторых из них дополнительно устанавливали малокалиберные зенитные орудия. В октябре 1917 года их классифицировали как новый класс - сторожевые суда.

Катер PC-815 ВМС США, 13 апреля 1943 года

Дальнейшее развитие патрульные катера получили во время Второй мировой войны - они были массовым типом судов, которые выпускались в этот период. Часть американских патрульных катеров была передана СССР по программе ленд-лизу : всего было получено 76 катеров типа SC-110 (по советской классификации - большие охотники типа БУ-1 и БО-2) и 60 единиц малых охотников типа МО-1 [2]. Построенные фирмой "Элко", патрульные катера типа SC-110 имели водоизмещение 126 тонн, 40-мм пушку "Бофорс", два 20-мм автоматы "Эрликон", два реактивных бомбометы "Хеджехонг" и два штоковый бомбометы. При таком вооружении корабль мог пройти 1800 миль на скорости 20 узлов.

Следует отметить, что в ВМФ СССР с конца 1930-х годов поступали на вооружение морские охотники проекта 122А (корабль морской пограничной охраны разработанный по заказу НКВД), а позже малые охотники МО-2 и МО-4, водоизмещением 56 тонн, с полной скоростью 25,5 уз. Вооружение этих кораблей включало две 45-мм пушки и два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами [3].

Третьим этапом развития патрульных катеров в ВМС США, а вслед за ним и в флотах других государств, стал период локальных конфликтов 1950-х - 1960-х годов. Признаком этого этапа стало уменьшение тоннажа и вооружения катеров в пользу их быстроходности и маневренности. Двумя основными типами многофункциональных быстроходных катеров периода вьетнамской войны стали патрульные катера типа "Свифт" (класс F) и "Плестик" (класс PBR). В дальнейшем 104 катера типа F и 293 типа PBR были переданы Южному Вьетнаму, 9 и 25 соответственно - Камбодже, 12 и 37 - Таиланд, 26 - Филиппинам, 28 - Израиль, 7 - Заира и др.. [4]

В ВМФ СССР в послевоенный период патрульные катера развития не получили, потому что основное внимание было направлено на строительство ударных - торпедных, а позже ракетных катеров, а функции ПЛО в ближней зоне были возложены на новый класс боевых кораблей - малые противолодочные корабли. Аналогом патрульных катеров стали сторожевые катера морских частей пограничных войск - малые боевые корабли, предназначенные для охраны государственной границы, территориальных и внутренних вод, содействие охране рыбных и других богатств континентального шельфа [1].


2. Применение патрульных катеров сегодня

Сегодня к классу патрульный катеров относят быстроходные высокоманевренные катера тоннажем 10-500 тон, как правило с динамическим принципом поддержания, что позволяет развить скорость 30-50 узлов, легким артиллерийским или пулеметным вооружением.

Малый патрульный катер Mk5 Special Operations Craft и жорстконадувни катера RHIB ССО США

Используются для несения дозорной (патрульной) службы в прибрежной зоне, борьбы с торпедными, сторожевыми и артиллерийскими катерами противника, охраны территориальных вод, проведения полицейских, таможенных, рыбоохранных и специальных операций. Стоят на вооружении военно-морских сил и береговой охраны.

По тоннажу разделяются на большие и малые катера, границей между которыми является водоизмещение около 100 тонн. В отдельный подкласс малых патрульных катеров выделяются жорстконадувни резиновые катера типа RIB (от англ. Rigged Inflatable Boats ), Легкие патрульные катера типа Mk5 "Пегас" i SOC-R ( англ. Special Operations Craft-Riverine ) И их аналоги.

В Военно-морских силах Украины класс патрульных катеров отсутствует. Ему соответствует класс артиллерийских катеров (представлен одним АКА "Скадовск" проекта 1400М "Гриф"). В частях Государственной пограничной службы Украины аналогичные катера к классу пограничных сторожевых катеров (всего 12 единиц). К этому же классу относятся также катера проекта 14670 "Гурзуф" (2 единицы) и проекта 58030 "Калкан" (17 единиц) [5].


См.. также

Примечания

  1. а б Военный энциклопедический словарь. Министерство обороны СССР. Институт военной истории. - М.: Военное издательство. 1983. (Рус.)
  2. Ваша победа - это наша заслуга. Вадим Левашко. Военно-промышленный курьер. № 13 (379) 06.04.2011 - vpk-news.ru/articles/7388 (Рус.)
  3. Флот накануне и в период Великой Отечественной войны. Краснов В.Н., Шитиков Е. А. www.flot.com (Рус.) - Flot.com/history/io7.htm
  4. Патрульные катера серии PCF, PBR и PB. Данные сайта www.voenteh.com - voenteh.com / korabli / sovremennye-patrulnye-katera / patrulnye-katera-serii-pcf-pbr-i-pb.html (Рус.)
  5. Корабли и суда морских частей Государственной Пограничной Службы. Пограничные сторожевые катера. Сайт газеты "Флот Украины" - fleet.sebastopol.ua/gallery/u1.html

Источники

  • Доценко В. Флоты XX века / / История военно-морского искусства. - Под. ред. В. И. Куроедова. - Москва: ЭКСМО, 2003. - Т. 2. - 825 с. - ISBN 5-699-04857-X
  • Кузык Б.Н., Никольский В.И., Новичков Н.Н. Военные флоты мира. Справочник. - Москва: Национальный центр научно-технической информации, 2005. - С. 1040-1057. - ISBN 5-98384-005-3
  • Jane's Fighting Ships 2009-2010. - London, United Kingdom: Jane's Information Group, 2009. - ISBN 0-71062-623-1

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам