Надо Знать

добавить знаний



Пауль Клее



PKlee14.jpg
Ancientsound.jpg
PKlee51.jpg
PKlee16.jpg
PKlee11.jpg
PKlee08.jpg
PKlee07.jpg
PKlee02.jpg
PKlee04.jpg
PKlee31.jpg


Пауль Клее (Paul Klee, 18 декабря 1879 - 29 июня 1940) - швейцарско-германский художник. Участник группы "Голубой всадник" (Blaue Reiter). До 1930 г. преподавал в знаменитом " Баухаус "(Bauhaus). В 1937 году национал-социалисты заклеймили его как представителя" вырождающегося искусства ".



Биография

Родился 18 декабря 1879 в Mnchenbuchsee у Берн (Швейцария) в семье учителя музыки Ганса Клее-Фрика (Hans Klee-Frick) и певицы Иди Клее-Фрик (Ida Klee-Frick). По окончании школы в Берне переселился в Мюнхен. После долгого колебания между музыкой, литературой и живописью он выбирает живопись. В 1899г. Пауль учится графики в Мюнхене, в частной школе Генриха Книрра (Heinrich Knirr).

В октябре 1900 г. Пауль вступает в живописной класса Франца фон Штук (Franz von Stuck) в Академии Искусства. Одновременно с ним в Академии изучает Василий Кандинский, с которым Пауль тогда так и не зистрився, потому, что Василий преимущественно прогуливал лекции. Как выяснилось позже, оба жили в Мюнхене даже на одной улице, только за пару домов друг от друга. После путешествия в Италию (1901/1902) и пребывании у родителей в Берне Пауль в 1906 году окончательно переезжает в Мюнхен и женится с пианисткой Лили Штумпф (Lily Stumpf). В 1907 году рождается сын Феликс.

В 1911 году в Мюнхене состоялось основания группы "Голубой всадник" как редакционного объединения експресионизму Василия Кандинского и Франца Марка. Следующими членами наряду с Паулем Клее (с 1912 г.) стали между другими Август Маке (August Macke), Габриэль Мюнтер (Gabriele Mnter) и Марианне фон Веревкин (Marianne von Werefkin). Всех их объединял интерес к готике и примитивного искусства и новочестные направления фовизма и кубизма. Название группы происходит от одноименной картины Кандинского (1903 г.), которая послужила титульной иллюстрацией альманаха с тем же самым названием. Первая из двух выставок группы "Голубой всадник" состоялась с 18 декабря 1911 по 1 января 1912 года в Moderne Galerie Thannhauser в Мюнхене. На ней было выставлено 49 работ Анри Руссо (Henri Rousseau), Альберта Блоха (Albert Bloch), Генриха Кампедонка (Heinrich Campendonk), Роберта Делоне (Robert Delaunay), Кандинского, Клее и Маке. В заключение выставка отправилась в турне в дальнейших городов, среди которых были Кельн и Берлин. В 1913 г. Пауль Клее перевел "Свет" ("La Lumire") Роберта Делоне для Galerie Der Sturm Герварт вальденсы (Herwarth Waldens) в Берлине.

Решающим для творчества Пауля Клее стало путешествие в Тунис в 1914 г. вместе с Августом Маке и Луисом муай (Louis Moilliet). Он сам воспринимал это именно так, когда он писал в своем дневнике: "Цвет имеет меня. Мне нужно искать по ним. Она должна меня навсегда, я знаю. Это и есть смысл счастливого часа, мы с цветом одно. Я - художник ".

Как сын немца Клее был взят в 1916 г. в войска и в августе направлен в отдел летчиков запаса в Schleiheim, где он как художник был вынужден улучшать маскировочная раскрашивания самолетов. В январе 1917 г. он поступил в Королевскую Баварской Льотницькои Школы (Kniglich Bayerische Fliegerschule) в Gersthofen. Ему посчастливилось не попасть на фронт.

Первая ретроспективная персональная выставка Пауля Клее открылась 17 мая 1920 в галерее Goltz. На ней было представлено 362 работ: живопись, акварели, скульптуры, рисунки и графические листы.

В 1921 г. Клее назначен руководителем переплетной мастерской в ​​Staatliche Bauhaus в Веймаре. Кандинский присоединился к нему в 1922 г. Но только осенью 1926 года, после переизу в Дессау (Bauhaus Dessau), Кандинского и Клее было разрешено керувництво собственными и прежде, свободными, классами живописи. Учение о художественных элементарные средства (Bildnerische Formlehre) является исходным пунктом системы Клее. Центром его интересов было глубинное отношение между линией, формой (плащ) и цветом в картинном пространстве или же в заданном узоре. Несмотря на рациональный подход он понял роль бессознательного и искусства как творческого акта, параллельного к природе.

Среди мастеров Баухауса были между другими: Ласло Моголи-Надь (Lszl Moholy-Nagy) (мастерская по металлу), архитектор Вальтер Гропиус (Walter Gropius) (архитектура, столярное дело), ​​Josef Albers, Johannes Itten (витраж), Лионель Файнингер (Lyonel Feininger) (книгопечатание), Оскар Шлеммер (Oskar Schlemmer) (настенная живопись, театральный живопись), Мис ван дер Роэ (Mies van der Rohe) (архитектура) и Georg Muche (ткачество).

В 1924г. он основывает - в память о "Голубого всадника" - в Веймаре вместе с Лионелем Файнингером, Василием Кандинским и Алексеем Явленского (Alexej von Jawlensky) художественную группу "Die Blauen Vier" - "Четверо голубых", которая опруч окраин "Баухаус" устраивает выставки прежде в США. В 1925 г. он принимает участие в выставке сюрреалистов в Париже. 1 апреля 1928 Вальтер Гропиус отказывается от должности директора "Баухаус". На его предложение новым директором стал швейцарский архитектор Ганнес Майер (Hannes Meyer), который выдал не только новый девиз "Баухауса" "Volksbedarf statt Luxusbedarf" - "Потребности народа вместо люксус", но и зинтенсификував сотрудничество с промышленностью. С цого возник спор между "прикладными" и "свободными" художниками (такими, как Клее), которая обострилась до такой степени, что Клее в 1931 году, истощенный распрями в "Баухаус", соглашается на просаду профессора в Академии Искусств в Дюссельдорфе (Kunstakademie Dsseldorf). Творческая деятельность Пауля Клее в начале 30-х годов достигает той мастерства, что позволяет мастеру подойти с самых сторон к центральной художественной цели. Через тонкую систематизацию и бережливость средств Клее удается в целом ряде работ поставить дивизионистський подход на службу многоголосие.

В 1933 г. национал-социалисты без предупреждения освобождают его как представителя "вырождающегося искусства". Он возвращается назад в Берн. В 1935 г. ему был поставлен диагноз "неизлечимая склеродермия". В 1937 г. СТО два произведения Пауля Клее были конфискованы из немецких коллекций как выродившееся искусство".

Несмотря на ограничения из-за прогрессирующего отверждения кожи он имел в 1938 году еще раз очень продуктивную фазу. Он много импровизирует и обращается к разным средствам выражения, среди них рисунки карандашом, мелом и тушью. Погиршуючийся состояние своего здоровья он тематизирует в часто карикатурных изображениях страдающих персонажей.

В 1939 г. Клее, гражданин Германии, подал прошение на получение швейцарского гражданства. Он скончался 29 июня 1940 г. в Locarno-Muralto. В 1942 г. Клее был postum предоставлено швейцарское гражданство, которое ему так и не удалось получить при жизни. Некоторые его произведения были показаны на documenta 1 (1955), documenta II (1959) и documenta III (1964) в Касселе.

На могильной плите своего отца на бернском кладбище Schosshalden Феликс Клее повелел в 1946 году выбить программный запись из дневника Клее 1920 года: "Diesseitig bin ich gar nicht fabar / Denn ich wohne grad so gut bei den Toten / Wie bei den Ungeborenen / Etwas nher dem Herzen der Schpfung als blich / Und noch lange nicht nahe genug ", что можно приблизительно перевести:" По ту сторону меня вообще не понять / Потому что я живу кое-как у мертвецов / Как в нерожденных / Немного ближе к сердцу творения, чем привыкшее / Но еще недостаточно близко ".


Музеи и другие учреждения, имеющие отношение к Пауля Клее

В июне 2005 г. был открыт новый культурный центр и музей (Zentrum Paul Klee) в Берне. Из собрания объемом в примерно 4.000 работ одновременно выставляется около 200.

В San Francisco Museum of Modern Art находится полное собрание работ Пауля Клее, принадлежащего Карлу Джерасси (Carl Djerassi).

Так же известны собрания отдела Клее Sammlung Rosengart в Люцерне и собрания Берггруен (Sammlung Berggruen) в Берлине.

В Gersthofen, Lbeck (Hochschulstadtteil), Klein-Winternheim и Overath существуют школы, названные в его честь.


Персоналии Это незавершенная статья о лицо.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам