Надо Знать

добавить знаний



Пектораль из Толстой Могилы



Пектораль из Толстой могилы - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. е.

Вес - 1150 г, диаметр - 30,6 см, выполнена из золота 958 пробы [1]. Техники изготовления: литье по утраченной восковой модели, чеканка, гравировки, филигрань, пайки, инкрустация цветными эмалями. По мнению ученых, пектораль была изготовлена ​​греческими мастерами торевтамы на заказ скифской знати как дипломатический дар во второй четверти IV век до н.е. в ювелирных мастерских Афины или Пантикапея.

Пектораль обнаружено в 14 часов 30 минут 21 июня 1971 года во время археологических исследований захоронения в кургане скифского периода Толстая могила вблизи города Орджоникидзе Днепропетровской области [1].

Руководитель экспедиции - Б. М. Мозолевский, заместитель руководителя - Е. В. Черненко.

Археологи обнаружили в двух погребальных камерах многочисленные золотые украшения, среди которых была и пектораль. Ее, вместе с железным мечом в золотых ножнах [2], нашли в коротком коридоре, который соединял одну из погребальных камер с входной ямой.


Изображение на пекторали

Непревзойденным шедевром эллино-скифского искусства является золотая пектораль из Толстой Могилы. Пектораль луновидной формы состоит из трех ярусов, отделенных друг от друга четырьмя толстыми полыми трубками в виде перевитого жгута, украшенных псевдозерню. В верхнем ярусе представлены несколько отдельных сцен. Главным сюжетом парадной нагрудного украшения является центральная сцена верхнего яруса, где двое полураздетых мужчин, растянув меха на руках, готовятся к какому-то таинству. Слева и справа от основной сцены стоят коровы и лошади с телятами, а за ними расположены фигуры скифских слуг, один из которых доит овцу, а другой - корову, держа в руках соответствии лепной горшок и небольшую амфору. В нижнем ярусе отражены различные сцены терзания и охоты диких и фантастических животных. Средний фриз - фигуры птиц среди побегов аканта и цветов. Верхний и нижний фризы пекторали ажурные. Фигурки людей и животных на них выполнены в технике литья по утраченной восковой модели. Это почти круглые скульптурки (плоские только с внутренней стороны). Средний фриз расположен на фоне тонкой золотой луновидной пластины, припаянной до двух средних полых трубок. Объемные фигуры птиц прикреплены с помощью штифтов среди цветов, их лепестки покрыты цветной эмалью. Концы трубок в верхней части пекторали соединены плоскими трапециевидными обоймами с тремя орнаментальными поясами (цветы лотоса и многолучевые пальметты, ови и узенькая перевитая косичка). К ним за помощью штифтов прикреплены наконечники-застежки в виде головок львов и коротких лент сложной плетенки. Последние с двух сторон вошли в две прямоугольные обоймы. Верхняя украшенная цветами лотоса с многолучевыми пальметтами, нижняя - лентой из цветов. В львиной пасти припаяны по одному кольцу [3].

Согласно интерпретации золотой пекторали из кургана Толстая Могила, ее стилистики, различных образов и мотивов, а особенно семантики сюжетов, разработано немало концепций и гипотез [4].

  • Pectoral Fragment 1.jpg
  • Pectoral Fragment 2.jpg
  • Pectoral Fragment 3.jpg
  • Pectoral Fragment 4.jpg

Хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве и относится к Исторического фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Украины.


Примечания

  1. а б Скифская пектораль / / Сайт "Кампот" - kampot.org.ua/ukraine/history_ukraine/slovanska_doba/554-skfska-pektoral.html
  2. Черненко Е.В. Оружие из Толстой Могилы / / Скифский мир. - К.: Наукова думка, 1975. - С. 152-173
  3. Русяева М.В.Еллино-скифское искусство IV в до н.э. (Археологические памятники торевтики с изображением скифов) / Автореф. дис. ... Канд. искусствоведения. - М., 1998. - 18 с.; Русяева М.В. Античный мир Северного Причерноморья. Изобразительное и вжиткове искусство / / История украинского искусства: В 5 т. / Гл. ред. издание Г.Скрипник. - М.: АДЕФ-Украина, 2008. - Т. 1: Искусство первобытной эпохи и древнего мира. - С. 520-524 ISBN 978-966-02-4914-1
  4. Мачинский Д.А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии / / Культура Востока. Древность и раннее средневековье. - Ленинград: Аврора, 1978. - С. 131-150; Раевский Д.С. Из области скифской космологиы (опыт семантической интерпретации пекторали из Толстой Могилы) / / ВДИ. - 1978. - № 3. - С. 115 -134; Мозолевский Б.Н. Толстая Могила. - К.: Наукова думка, 1979. - 251 с.; Русяева М.В. Основной сюжет на пекторали из Толстой Могилы / / Археология. - 1992. - № 3. - С.34-46; Рудольф В. Большая пектораль из Толстой Могилы: работа "Чертомлыцком мастера" и его школы / / Археологические вести. - СПб., 1993. - Вып. 2. - С. 85-90; Балонов Ф.Р. Пектораль из Толстой Могилы как модель мифопоэтического пространства-времени / / Элитные курганы степей Евразии. - СПб.: 1994. - С.17-23

Источники

  • Балонов Ф.Р. Пектораль из Толстой Могилы как модель мифопоэтического пространства-времени / / Элитные курганы степей Евразии. - СПб.: 1994. - С.17-23.
  • Кравченко С. Скифское золото / / Наука и жизнь, № 9. - 1971. - С. 10-12
  • Манцевич А.П. Чертомлыцкая ваза и пектораль из Толстой Могилы / / Pulpudeva. - Sofia: Editions de l "Arademi Bulgare des Sciences. - 1976. - Т.1.
  • Манцевич А.П. Золотой нагрудник из Толстой Могилы / / Thracia Serdicae. - 1980. - Vol. V. - Р. 97-126.
  • Мачинский Д.А. Пектораль из Толстой Могилы и великие женские божества Скифии / / Культура Востока. Древность и раннее средневековье. - Ленинград: Аврора, 1978. - С. 131-150.
  • Мозолевский Б.Н. Синтез скифо-античной мысли. К интерпретации пекторали из Толстой Могилы / / Вселенная. - 1978. - № 2.
  • Мозолевский Б.Н. Толстая Могила. - К.: Наукова думка, 1979. - 251 с.
  • Мозолевский Б.Н. Толстая Могила / / Мозолевский Б.Н. Скифская степь. - К.: Наукова думка, 1983. - С. 145-184.
  • Раевский Д.С. Из области скифской космологиы (опыт семантической интерпретации пекторали из Толстой Могилы) / / ВДИ. - 1978. - № 3. - С. 115 -134.
  • Рудольф В. Большая пектораль из Толстой Могилы: работа "Чертомлыцком мастера" и его школы / / Археологические вести. - СПб., 1993. - Вып. 2. - С. 85-90.
  • Русяева М.В. Основной сюжет на пекторали из Толстой Могилы / / Археология. - 1992. - № 3. - С.34-46
  • Русяева М.В. Эллино-скифское искусство IV в до н.э. (Археологические памятники торевтики с изображением скифов) / Автореф. дис. ... Канд. искусствоведения. - М., 1998. - 18 с.;
  • Русяева М.В. Античный мир Северного Причерноморья. Изобразительное и прикладное искусство / / История украинского искусства: В 5 т. / Гл. ред. издание Г.Скрипник. - М.: АДЕФ-Украина, 2008. - Т. 1: Искусство первобытной эпохи и Древнего мира. - С. 520-524 ISBN 978-966-02-4914-1
  • Славинский Николай. Пектораль / / Вече, № 3, 2006 - www.viche.info/journal/80
  • Fornasier J. Das Pektorale aus der Tolstaja Mogila - Vergleichende Untersuchungen zur Form und Funktion / / Zur graeco-skythischen Kunst. Archaologisches Kolloquium Mnster. 24.-26. November 1995. - Mnster: Ugarit-Verlag, 1997. - S. 119-146 ISBN3-927120-57-X
  • Gebauer J. Rankengedanken - zum Pektorale aus der Tolstaja Mogila / / Zur graeco-skythischen Kunst. Archologisches Kolloquium Mnster. 24.-26. November 1995. - Mnster: Ugarit-Verlag, 1997. - S. 147-160 ISBN 3-927120-57-X
  • Metzler D. Die politische-religiose Bedeutung des Vlieses auf dem skythischen Pektorale aus der Tolstaja Mogila / / Zur graeco-skythischen Kunst. Archaologisches Kolloquium Mnster. 24.-26. November 1995. - Mnster: Ugarit-Verlag, 1997. - S. 177-195 ISBN 3-927120-57-X
  • Скифская пектораль / / Сайт "Кампот" (Кам.-Подольский) - kampot.org.ua/ukraine/history_ukraine/slovanska_doba/554-skfska-pektoral.html

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам