Надо Знать

добавить знаний



Передвижники



План:


Введение

Передвижники (полное название: Товарищество передвижных художественных выставок, рус. Товарищество передвижных художественных выставок ) - Творческое идеологическое объединение художников Российской империи, в том числе и Украинский, что было создано и активно действовало в последней трети XIX века.

В эстетическом плане члены Общества целенаправленно противопоставляли себя и свои творческие поиски, а также способ популяризации творчества представителям официального академизма. Определенное влияние на передвижнического движение имели подобные художественные течения в Западной Европе, романтизм и идеи народничества. Свою деятельность передвижники строили на принципах кооперации.

Передвижничество несло большую просветительскую роль, имело большое количество последователей и в целом значительное влияние на развитие искусства России и Украины.


1. Из истории передвижнического движения

В 1863 -м 14 юношей, лучших выпускников императорской Академии художеств Петербурга, во главе с Иваном Крамским демонстративно покинули учебное заведение после того, как им отказали в праве самостоятельно выбрать темы дипломных работ. "Бунт четырнадцати" оказался первым выпадом против академической традиции оторвалась от реальности. Объединение мастеров реализма в одну когорту - Петербургскую артель художников - стало переворотом в академическом русском искусстве. Идея о новом предназначении живописи - отображать блеск и нищету общества в полной мере - стала единой для участников культурного мятежа.

В 1869 году московские живописцы Мясоедов, Перова, Маковский, Прянишников и Саврасов предложили активистам артели объединиться и создать художественное сообщество нового типа, которое, выполняя просветительскую миссию, организовывало бесплатные передвижные выставки (отсюда и название - передвижники) в разных уголках Российской империи. Через год вновь Товарищество передвижных выставок было официально зарегистрировано. В разное время в его состав входили более ста художников, среди которых Василий Перова, Иван Крамской, Владимир Маковский, Николай Ге, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Виктор Васнецов, Илья Репин, Исаак Левитан. За 53 года своего существования (до распада в 1923-м) передвижники провели 48 выставок в Петербурге, Киеве, Москве, Харькове, Одессе, Казани, Риге и других городах.

Два десятилетия успешной деятельности Общества заставили забыть о его "хулиганское" корни: петербургский конфликт академистов и мятежников стал частью истории искусства. Реализм и народность, пронизывающие передвижнические картины, были признаны новым, прогрессивным витком развития живописи. Иван Толстой, вице-президент Академии художеств в Петербурге, одним из первых осознал ослабление позиций традиций современной ему живописи, предложил бывшим "изгоям" преподавательские должности. Таким образом, в 1894 году учителями академии стали Репин, Маковский, Шишкин и Куинджи. Будучи уже прославленными мастерами пейзажа, учили новое поколение живописцев этого искусства, укрепило свои позиции как самостоятельный жанр.

Примечательно, что еще при жизни большинство участников Общества пользовалась признанием и в народе, и в среде господствующего класса достаточно состоятельными. Особое, если не самую значимую, роль сыграл в этом знаменитый купец, меценат и поклонник живописи Павел Третьяков. С 1856 года он начал собирать коллекцию картин в ныне прославленной галереи в Лаврушинском переулке Москвы. К концу XIX века быть выставленным в Третьяковке наравне с Верещагиным, Поленовым и Боровиковским считалось особым шиком.

Третьяков дружил со многими живописцами, вкладывая значительную часть своего состояния в их произведения. У одного только Маковского Павел Иванович лично приобрел более 30 работ. Его галерея, стремительно разрастающаяся всего за три десятилетия стала культовым музеем Российской империи мере, еще на сотню лет закрепила за именами представленных в ней живописцев статус народных любимцев и гениев.


2. История возникновения

Общество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в процессе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства - петербургской Академии искусств (см. Академии художественные). Общество развивало лучшие традиции Артели художников, руководитель которой И. Н. Крамской стал идейным вождем нового объединения. П. находились под воздействием общественных и эстетических взглядов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Освободившись от регламентации и опеки АХ (Академия митецтв) в создании, показе и реализации своих производств, они организовали внутреннюю жизнь Товарищества на кооперативных началах, развернули просветительную деятельность. С 1871 Общество устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, после чего они показывались в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др.. городах. Решительно порвав с канонами и идеалистической эстетикой академизма, искусство П. имело своей основой творческий метод критического реализма. П. обратились к правдивому, с демократических позиций изображению жизни и истории народа, родной страны, ее природы. Стремясь служить своим творчеством интересам трудового народа, они прославляли его величие, силу, мудрость и красоту, а часто поднимались до беспощадного разоблачения тех, что его угнетают и врагов, невыносимо тяжелых условий его жизни. В гуманистическом искусстве П. нашли решительное осуждение российские самодержавные порядки, с горячим сочувствием было показано освободительное движение русского народа. Характерные для П. картины отличались большой силой психологизма и социального обобщения, высоким мастерством типизации, умением через отдельные образы и сюжеты представлять целые классы и сословия. Ведущими жанрами в искусстве П. были бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж; в картинах на евангельские сюжеты воплощались актуальные нравственно-философские проблемы.


3. Период 1870-90-х

Творчество П. в период своего расцвета в 1870-90-х гг развивалась в сторону все более широкого охвата жизни, все большей естественности и свободы изображения. На смену несколько скованной и суховатой манере рисования темными красками приходят свободная широкая манера, показ окружающей среды с помощью светлой палитры, рефлексов, цветных теней; разнообразнее и свободнее становится композиция картины, отражавшая стремление художников к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В творчестве П. критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве своей кульминации. Новаторское, подлинно народное искусство П. служило действенным средством демократического, общественного, нравственного и эстетического воспитания многих поколений и в конечном счете стало важным фактором развития русского освободительного движения, помогало росту революционного сознания общества. В. И. Ленин, передовые деятели русского революционного движения и русской культуры дали высокую оценку творчеству П.


4. Главные представители

Общество объединяло почти все талантливые художественные силы страны. В его состав в разное время входили (кроме инициаторов) И. Ю. Репин, В. И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. М. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, Серов Валентин и др.. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин и др.. Большую роль в развитии искусства П. играл критик-демократ В. В. Стасов; Третьяков Павел, комплектуя свою галерею произведениями П., оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Авторитет и общественное влияние Товарищества неуклонно росли. Самодержавие вынуждено было отказаться от первоначальной тактики притеснений и травли П. Оно делало попытки подчинить себе их деятельность, чтобы поднять значение АХ (Академия художеств), переживающей глубокий кризис.


5. Передвижники и Академия художеств в 1890-х гг

В 1890-х гг в состав АМ (Академия художеств) вошли видные члены Общества ( Репин, Маковский, Шишкин и др.).. К П. принадлежали художники из Украины, Латвии, Армении и др.. стран, внесших большой вклад в развитие своих национальных художественных школ по пути реализма, народности и демократических идеалов. Огромное значение для развития российского. реалистического искусства имела педагогическая деятельность П. (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, А. К.. Саврасов, А. И. Куинджи, К.. А. Савицкий, В. Д. Поленов и др..). На рубеже 19-20 вв. (Века) искусство ряда П. стало терять глубину отражения жизни, обличительный пафос. Общество терял прошлый общественное влияние, но основное ядро ​​П. до конца сохранило верность реализму и демократическим идеалам. В 1890-1900-х гг творчества передовой группы П. появлялись социалистические идеи, отражавшие развитие рабочего движения, рождались элементы социалистического искусства (Н. А. Касаткин, Л. В. Попов, С. В. Иванов и др.. ). Многие П. вошли в советской художественной культуры, появились носителями больших реалистических традиций 19 в и помогли формированию искусства социалистического реализма. Товарищество П. распалось в 1923. Его члены влились преимущественно в АМРР, продолжая в новых исторических условиях служить своим искусством народу.


6. Источники и ссылки


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам