Перспектива

Перспектива Капитолийского холма в Риме на рисунке Микеланджело. Боковые здания сходятся в верхней части рисунка, укрепляя ощущение глубины

Перспектива ( фр. perspective , От лат. perspicio - Ясно вижу) - система изображения объемных тел на плоскости или какой-либо другой поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удаленность отдельных их частей от наблюдателя.

Возникновение понятия о перспективе связано с развитием оптики и различных видов искусства, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создали ряд приемов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т.д.), покорили их единственной соотнесенной со зрителем шкале, а условно-символической схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью перспективы появляется в искусстве Древней Греции6 в.до н.е.). Впервые правила перспективы упоминаются в трактате греческого математика Евклида "Оптика" ( 3 ст.до н.е.), а римский архитектор Витрувий относит практическое ее применение в театральной декорации ко времени Эсхила (6-5 вв. до н. э), он же пишет о несохраненные трактаты Анаксагора и Демокрита о перспективе. О античный перспективный живопись можно судить, например, по фресок "2-го помпеянского стиля" (около 80 до н.е. - около 30 н. н.э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (то есть, тех что имеют один центр проекции), наряду с этим в античности широко используется система, предусматривающая несколько точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (так называемая рыбья кость).

Аппарат для перспективного чертежа, 1710

В позднеантичном и средневековом искусстве интерес к систематической разработке проблем перспективы в целом пропадает, но нередко применяется способ так называемой обратной перспективы, состоит в увеличении отдельных предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий несколько точек зрения. Последовательная, математически обоснованная система перспективы, рассчитанная на фиксированную, "антропоцентрическую" точку зрения, складывается в период итальянского кватроченто ( Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло) значительный вклад в эмпирическую и научную разработку перспективы внесли также северо-европейские мастера (братья Губерт и Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы (т.е. исследовал влияние воздуха на четкость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния). Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между научной теорией и художественной практикой перспективы теряется (если не считать мастеров перспективной живописи, а учение о перспективе в целом становится частью начертательной геометрии (в этом отношении особенно важны труды французских математиков Жерара Дезарга ( 17 в.) и Гаспара Монжа ( 18 в.)), перспективная структура остается органической частью живописного или скульптурно рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды.

Искусство Востока не знало оптико-математического обоснования проблем перспективы, хотя и породило ряд эмпирических систем; такая, например, типичная для живописи Китая и Японии параллельная перспектива, которую условно можно считать построением с бесконечно удаленным центром проекции.


Источники

Литература

  • Рынин Н.А., Начертательная геометрия. Перспектива, П., 1918;
  • Глаголев Н. А., Начертательная геометрия, 3 изд., М., 1953;
  • Барышников А. П., Перспектива, 4 изд., М., 1955;
  • Кузнецов Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969;
  • Panofsky Э., Die Perspektive als "symbolische Form", в кн.: Vortr?ge der Bibliothek Warburg, 1924-25, Lpz.-B., 1927, S. 258-330; Gioseffi D., Perspectiva artificialis ..., [Trieste]; 1957;
  • White J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed., L., 1967.


Искусство Это незавершенная статья искусства.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.