Надо Знать

добавить знаний



Планирование



План:


Введение

Планирование - это заранее намеченный порядок действий, необходимых для достижения поставленной цели. Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели.


1. Суть планирования и его место в менеджменте

Слово "план" происходит от латинского слова planum - плоскость, ровное место. Первоначально этот термин использовался для обозначения чертежа (рисунка), что характеризует определенный участок в масштабе плоскости. Потом его стали применять для определения (описания) проектов, реализация которых предусматривает систему взаимосвязанных задач, показателей и расчетов. "Планировать-значит думать о будущем", - писал Болан.

"Планирование - это действия, описанные для того, чтобы их было совершено", - Сойер.

"Почти любую работу, чтобы ее вообще сделать, надо спланировать, по крайней мере неформально, на несколько минут вперед", - Денисон.

Само понятие "управлять" означает "смотреть вперед", что дает определенное представление о том, какое значение придают планированию в мире бизнеса., и это действительно правда. Даже если предсказания и не является всем менеджментом, оно составляет его важную часть, - отметил еще в 1916 г. Файоль. Планирование в организации - процесс определения целей организации и принятия решений относительно путей их достижения.


1.1. Содержание планирования

Содержание процесса планирования заключается в поиске ответов на три ключевых вопроса:

  1. где организация находится в данный момент (настоящее состояние)?
  2. чего организация стремится достичь (куда она направляется)?
  3. как организации попасть оттуда, где она, туда, куда она хочет?

1.2. Функции планирования

Планирование является первоначальной из остальных функций управления, поскольку принятые в процессе реализации решения определяют характер осуществления всех других функций управления. К функциям планирования относятся: целое-установка, прогнозирования, моделирования, программирования. Сущность планирования, как функции управления предприятием, состоит в обосновании целей и путей их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определение эффективных методов, способов и ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимосвязи. Планирование является основным звеном и организационным началом всего процесса реализации целей предприятия. План нужен не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Нормативность устанавливает требования к эффективности использования ресурсов и результатов хозяйствования.


1.3. Цель планирования

Цель состоит в создании системы плановых документов, которые определяют содержание и определенный порядок действий для обеспечения длительного существования организации. Планирование позволяет выявить проблемы, существующие на рынка, и наметить необходимые меры для их преодоления в будущем. Однако невозможно абсолютно точно предсказать все параметры экономической системы, которые будут достигнуты на практике, ведь формирование плана всегда происходит в условиях информационной недостаточности. И именно рынок должен скорректировать экономические процессы и привести их к необходимого равновесия. План в условиях рынка и самостоятельности предприятий должно обеспечить прежде ритмичность производства, получения стабильных доходов и устойчивое финансовое положение предприятий.


1.4. Целесообразность планирования

"Планирование никогда не было" единственным и лучшим способом ". Однако в виде стратегического программирования иногда оно может быть полезным. Оно действительно играет важную роль в организациях, так же, как планы и планировщики, если попадают в уместен контекст. Много планирования способно привести к хаоса, но туда же ведет и малое количество (причем этот путь короче) "- Генри Минцберг, "Взлет и падение стратегического планирования" (1994 г.)

1.5. Классификация планирования

1.5.1. С точки зрения обязательности плановых заданий

различают:

  • Директивное планирование - это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Такое планирование может быть эффективным средством решения многих задач, имеющих общенациональное значение, например, в сфере охраны окружающей среды, обороны, социальной политики.
  • Индикативное планирование является наиболее распространенной во всем мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного том, что этот план не имеет обязательного к исполнению характера, хотя в нем могут быть и обязательные задания. В целом он направляющий, рекомендательный характер. Основная задача такого планирования не только в том, чтобы дать количественную оценку показателей, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, а прежде всего в том, чтобы обеспечить увязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Индикативное планирование носит информационный, ориентирующий характер (контрольные цифры, экономические регуляторы)

1.5.2. В зависимости от срока, на который составляется план

  • Перспективное планирование охватывает период более 5 лет - 10, 15, 20 лет. Такие планы определяют долгосрочную стратегию предприятия, социальный, экономический и научно-техническое развитие. Такое планирование необходимо отличать от прогнозирования.
  • Среднесрочное планирование проводится на период от 1 до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совместно с текущим. В этом случае составляется пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и является по сути краткосрочным планированием.
  • Текущее планирование охватывает период до 1 года - полугодовое, квартальное, месячное, декадные, недельное и суточное планирование.

1.5.3. По составу плановых решений

  • стратегическое планирование;
  • текущее (оперативно-календарное планирование);
  • возведенное планирование общих результатов и финансовое планирование.

2. Этапы планирования

Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

  • Постановка целей и задач
  • Составление программы действий
  • Выявление необходимых ресурсов и их источников
  • Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них

3. Принципы планирования

Планирование опирается на определенные закономерности, которые получили название принципов планирования. А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами эффективной программы действий. Это - единство, непрерывность, гибкость и точность. Значительно позже Р. Акофф обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

3.1. Принцип единства

Принцип единства (системности) предусматривает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер. Понятие "Система" означает: существование совокупности элементов, взаимосвязи между ними, наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированные на общие цели. Реализация этого принципа осуществляется на основе:

координации плановой деятельности на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений (производственный отдел, финансовый, отдел маркетинга и т. д.). Это означает, что любые изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений. Таким образом, главные черты координации планирования на предприятии - взаимосвязь и одновременность;

интеграции плановой деятельности в рамках вертикальной единства подразделений (предприятие в целом - цех - бригада). Это предполагает, что на предприятии есть много достаточно обособленных процессов планирования и планов отдельных подразделений, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана высшего подразделения и организации в целом.


3.2. Принцип непрерывности

Данный принцип означает поддержание бесперебойности плановой перспективы, взаимоувязки долго-, средне-и краткосрочных планов, то есть процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; разработанные планы должны постоянно сменять друг друга.

3.3. Принцип гибкости

Принцип взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в предоставлении планам и процессу планирования способности менять свое направление в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

3.4. Принцип точности

Принцип означает, что каждый план следует составлять с такой степенью точности, какой только может быть совместимым с уровнем нестабильности функционирования предприятия. Есть планы должны быть конкретизированы и детализированы до такой степени, которую позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

3.5. Принцип участия

Принцип реализует одну из главных аксиом планирования: "План должен составлять тот, кто его выполнять". Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых им функций. Реализация принципа участия обеспечивает значительный эффект. Во-первых, каждый из участников организации начинает глубже понимать и знать разные стороны его жизни. Он получает широкую и объективную информацию об организации, чем раньше. Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования способствует тому, что планы организации становятся личными планами сотрудников, а участие в достижении целей организации дает возможность удовлетворять их собственные потребности. У каждого из работников появляются новые, более выразительные мотивы к эффективному труду. Принцип участия тесно связан с переходом от централизованной к децентрализованной системе управления.


3.6. Принцип сбалансированности

Принцип обеспечивает необходимое и достаточное количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана. Главным ее проявлением является соответствие между потребностями в ресурсах и их наличием.

4. Планирование продаж

Планирование продаж - это определение целей продаж и конкретных действий для их достижения.

Источники

  • Планирование деятельности предприятия: Учеб. пособие. / Под ред. Москалюка В.Е. - К.: КНЕУ, 2002. - 252с.
  • Тарасюк Г.М., Шваб Л.И. Планирование деятельности предприятия. Учеб. Пособие. - К.: Каравелла, 2003. - 432с.
  • Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800С. (Рус.)
  • Карлоф Б. Деловая стратегия. - М. Экономика, 1995. (Рус.)
  • Друккер Петер. Как обеспечить успех в бизнесе: новаторство и предпринимательство / Пер. С англ. - К.: Украина, 1994.

6. Смотрите также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам