Надо Знать

добавить знаний



План Маршалла



План:


Введение

План Маршалла ( англ. European Recovery Program, Marshall Plan ) - Программа экономической помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинута 1947 года госсекретарем США Джорджем К. Маршаллом (начала действовать в апреле 1948).

Одной из целей программы было противодействие распространению влияния СССР и социалистических идей в страны Западной Европы. Экономическая помощь предоставлялась только при условии выполнения определенных требований в политической сфере, или в современных терминах - только демократическим странам. Некоторые исследователи рассматривают эту программу как фактическое объявление Холодной войны СССР.


1. Введение

После окончания Второй мировой войны, Европа особенно сильно страдала от его разрушительных последствий. Это было время развала экономики, большой политической нестабильности и многочисленных личных страданий. Таким было состояние дел, когда в начале 1947 года армейский генерал Джордж Кэтлетт Маршалл стал министром иностранных дел Соединенных Штатов. На конференции министров иностранных дел в марте 1947 года Маршалл встретился с Сталиным и понял, что Россия не заинтересована в оказании помощи Европе. Он понимал, что единственной надеждой для Европы остается помощь Соединенных Штатов. Он твердо верил, что помощь в восстановлении Европы и в достижении экономической стабильности в этом регионе лучше отвечает интересам США.

В последующие месяцы был разработан план, который был бы приемлемым для народов Европы и для американского народа. Идеи этого плана нашли отражение в знаменитом выступлении Маршалла на выпускной церемонии в Гарвардском университете 5 июня 1947. Маршалл сказал, что если не оказать Европе помощь, ей грозит серьезное ухудшение в "экономической, социальной и политической сферах". Ключевым элементом его предложения было то, что инициатива восстановления должна исходить из стран-участниц.

Результатом выступления в Гарвардском университете была разработка 1948 Программы восстановления Европы. Согласно этой программе было создано Администрацию экономического сотрудничества, что в целом предоставила западным странам-участницам 13,3 миллиарда долларов.


2. Речь Маршалла

Государственный секретарь США Джордж К. Маршалл стал инициатором программы восстановления Европы, призванной поднять разрушенную войной экономику Европы. Выступая на церемонии вручения дипломов в Гарвардском университете в июне 1947 года, он изложил программу, позже названную "Планом Маршалла".

Речь Маршалла ("План Маршалла"):

" Я глубоко благодарен руководству Гарвардского университета и поражен уважением, честью и признанием, которые предоставили мне сегодня утром. Меня действительно переполняют чувства, и я боюсь, что не смогу оправдать такое высокое доверие. Находиться в этом прекрасном историческом месте, в этот чудесный день и на этих замечательных собрании, - все это невероятно впечатляет человека моего положения.

Говоря о необходимости восстановления Европы, мы можем точно оценить масштабы человеческих потерь, очевидное разрушение городов, заводов, шахт и железных дорог, однако за последние месяцы стало ясно, что это очевидное разрушение, вероятно, носит менее серьезный характер, чем сдвиги в самой структуре европейской экономики . Условия последних десяти лет были в высшей степени ненормальными. Подготовка к войне и усилия по ведению войны поглотили все ресурсы национальных экономик. Оборудование негодность или полностью устарело. Во деспотичным и разрушительным правлением нацистов практически все предприятия были вовлечены в немецкую военную машину.

Древние коммерческие связи, частные организации, банки, страховые и транспортные компании исчезли из-за потери капитала, поглощения в ходе национализации или просто были уничтожены. Во многих странах серьезно пошатнулось доверие к местной валюте. Экономическая система Европы за время войны была полностью разрушена. Восстановление было сильно замедлено из-за того, что через два года после прекращения военных действий условия мира с Германией и Австрией все еще не было согласовано. Но даже при быстрого решения этих сложных проблем восстановление экономической структуры Европы, очевидно, продлится гораздо больше времени и потребует больше усилий, чем ожидалось.

Поэтому правительства вынуждены использовать наличную иностранную валюту и кредиты, чтобы импортировать товары первой необходимости из-за рубежа. Это истощает финансовые ресурсы, крайне необходимые для восстановления. В результате быстро развивается чрезвычайно серьезная ситуация, которая не сулит миру ничего хорошего. Современная система разделения труда, на которой основан обмен продукцией, находится под угрозой полного разрушения.

Правда заключается в том, что на ближайшие три или четыре года потребности Европы в иностранном продовольствии и других необходимых товарах - в основном из Америки - настолько превышают ее нынешнюю платежеспособность, что ей необходима будет значительная дополнительная помощь, или она столкнется с достаточно серьезным обострением ситуации в экономической, социальной и политической сферах.

Решение проблемы заключается в том, чтобы разорвать замкнутый круг и восстановить уверенность европейских народов в экономическом будущем их стран и Европы в целом. Необходимо создать широкий простор, где промышленники и крестьяне будут иметь возможность и желание обменивать свою продукцию на деньги, стоимость которых в долгосрочной перспективе не подлежит сомнению.

Кроме деморализующего эффекта для мира в целом и возможности беспорядка, вызванного отчаянием народов, нуждающихся, всем должны быть очевидны последствия для экономики Соединенных Штатов. Понятно, что Соединенные Штаты должны сделать все возможное, чтобы оказать помощь в оздоровлении мировой экономики, без чего не может быть ни политической стабильности, ни гарантий мира.

Наша политика направлена ​​не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно быть возрождение работающей мировой экономики, чтобы обеспечить появление политических и социальных условий, в которых могут существовать независимые общественные институты. Я уверен, такую ​​помощь не следует делать по частям по мере развития различных кризисов. Любая помощь, которую будет предоставлять наше правительство, должна быть решением проблемы. Я уверен, что правительство любой страны, желающей участвовать в восстановлении, найдет полное понимание со стороны правительства Соединенных Штатов. Никакое правительство, что маневрирует с целью заблокировать восстановление других стран, не может ожидать помощи от нас. Более того, правительства, политические партии или группы, которые пытаются увековечить человеческую нищету для того, чтобы получить политические или иные дивиденды, встретят противодействие Соединенных Штатов.

Уже ясно, что до того, как правительство Соединенных Штатов сможет направить свои дальнейшие усилия на улучшение ситуации и поможет европейскому миру встать на путь восстановления, страны Европы должны достичь некоторого согласия по поводу ситуации и участия, которое сами эти страны примут в этом процессе, чтобы действия, которые может начать наше правительство, имели должный эффект.

Наше правительство не имеет возможности и не может эффективно в одностороннем порядке взять на себя ответственность за разработку программы, направленной на то, чтобы поставить на ноги экономику Европы. Это дело европейцев. Я думаю, инициатива должна исходить из Европы. Роль нашей страны должна проявиться в дружественной помощи в составлении европейской программы и последующей поддержке этой программы, насколько это может быть целесообразно для нас. Программа должна быть совместной, одобренной несколькими, если не всеми, европейскими странами

Важным условием любых успешных действий со стороны Соединенных Штатов является понимание народом Америки сущности проблемы и необходимых средств ее решения. Здесь нет места политическим страстям и предубеждениям. При дальновидности и готовности нашего народа выдержать огромную ответственность, которую история, видимо, положила на нашу страну, трудности, которые я описал, могут быть и будут преодолены.

Я сожалею, что каждый раз, когда я говорил публично о нашей международной ситуации, обстоятельства вынуждали меня прибегать к довольно специальной дискуссии. Но, по моему мнению, очень важно, чтобы наш народ получил общее понимание существующих реальных проблем, а не реагировал, исходя из чувств, предубеждений или скороплинного настроения. Как я только что сказал более формально, мы находимся вдали от места этих бедствий.

На таком расстоянии практически невозможно, просто читая или слушая или даже несмотря фотографии или фильмы, осознать всю серьезность обстоятельств. Более того, от правильного решения зависит будущее всего мира. Я считаю, в значительной степени оно зависит от осознания американским народом того, какие факторы ситуации действительно важные. Как реагируют народы? Какие мотивы этих реакций? Какие страдания? Какие потребности? Что можно сделать лучше? Что необходимо сделать?

"

3. План Маршалла во внешней политике США

Ярким примером экономической дипломатии является план Маршалла, выраженный во внешней политике США в форме Программы восстановления Европы после Второй мировой войны, внешнеполитическая история которого вызывает немалый интерес. Он занимал важное место в стратегии США в начальный послевоенный период и представлял собой исторический этап развития американской внешней политики. В дальнейшем план Маршалла нашел свое успешное продолжение в других программах экономической помощи, механизм которой используется и поныне.

Уинстон Черчилль назвал его "бескорыстные актом в истории" [ ]. Иосиф Сталин видел в нем заговор с целью экспансии американского империализма в Европу, опустошенную войной и созревшую для коммунизма - как надеялась Москва и чего опасался Вашингтон [ Источник? ]. Билл Клинтон в своем выступлении по поводу пятидесятилетия плана назвал его "началом пути, который привел к экономическому чуду" [ Источник? ]. План Маршалла является своеобразным "памятником" эпохи Холодной войны, который непосредственно повлиял на ее генезис и в значительной степени определил развитие международных отношений в последующие годы. Американскую инициативу помнят за ее бескорыстие, но она не была ни наивной, ни такой, что презирает собственные интересы. Даже самые предложения Маршалла четким воплощением политики, осуществляемой в интересах США. Поэтому план Маршалла иногда называют "акцией, продиктованной чрезвычайно просвещенным пониманием собственных интересов" [ Источник? ]. Уилл Клейтон, бизнесмен и дипломат, которому, как полагают, принадлежала эта идея, ратовал за нее в свете "потребностей и интересов народа Соединенных Штатов - нам нужны рынки, крупные рынки, чтобы покупать и продавать ... а потому дешевле защитить себя экономическими средствами, которых у нас вполне достаточно "[ Источник? ].

В период с 1948 по 1952 года план Маршалла был основой всей европейской политики США и способствовал продолжению реализации целей, заложенных в доктрине Трумэна, были концептуальной и практической подготовкой к осуществлению плана и созданию НАТО ( 1949).

Он служил первой важной ступенью атлантической интеграции, в которой США прочно заняли доминирующую роль, и дальнейшего развития европейской и евроатлантической интеграции. Следует также учесть, что уже к 1951 г. план Маршалла фактически превратился в программу предоставления западноевропейским странам американской военной помощи - программу "Взаимного обеспечения безопасности".

На протяжении всей американской истории экономические факторы традиционно играли заметную роль в определении национальных интересов США, формировании внешнеполитических задач и приоритетов, а также в использовании различных элементов национальной мощи на международной арене. В американской внешней политике доминирования экономических интересов всегда оказывалось ярче, чем во внешней политике большинства других стран.

Этому способствовал целый ряд условий и обстоятельств: длительная изоляция США от основных мировых центров силы, гарантированный географическим расположением высокий уровень безопасности, традиционно присущий американцам прагматизм, который оказался и во внешней политике. Если в Европе политические отношения часто предшествовали экономическим связям и создавали фундамент для продвижения экономических интересов тех или иных стран, то для США, наоборот, характерна была экономическая экспансия, результаты которой позднее закреплялись в виде соответствующих политических и юридических отношений.

Существует много взглядов, объясняющих экономическую экспансию США после Второй мировой войны. Большинство исследователей ссылаются на нужды собственно США и стран Западной Европы в обеспечении безопасности и защиты демократии, некоторые объясняют ее с точки зрения потребностей капитализма в расширении рынков сбыта, экспорта и импорта товаров, необходимости обеспечения защиты инвестиций, т.е. мотивы экспансии в их понимании прячутся в экономической сфере . Отдельные исследователи ссылаются на ряд дополнительных факторов, и в частности на то, что США, подобно любой другой великой державы в истории, были вынуждены стремиться к проведению такой внешней политики исходя из особенностей их политической и экономической системы. В экспансии они видят само призвание Америки.

Можно привести немало примеров конкретных внешнеполитических акций, направленных на поддержку американских экономических интересов. Органическое единство интересов бизнеса с внешнеполитическими программами США было и является аксиомой. Менее изучен другой аспект соотношения экономической мощи и внешней политики США, а именно вопрос об использовании экономических рычагов для осуществления внешнеполитических целей. Иными словами, вопрос о том, как, в каких формах и с какой эффективностью американская экономика обслуживает американскую политику. Теоретически, экономическая мощь является удобным инструментом внешней политики, чем многие другие, традиционных (в частности, военная сила).

Опыт послевоенных десятилетий свидетельствует о том, что все более-менее крупные достижения американской внешней политики опирались на прочный экономический фундамент. Так, политика формирования послевоенной системы международных отношений, которую можно считать в целом успешной, включала в себя как экономический компонент план Маршалла для стран Западной Европы, программу стабилизации для Японии, расширение американских капиталовложений в Латинской Америке, создание системы влиятельных международных экономических организаций - МВФ, ГАТТ, МБРР. В частности, документы госдепартамента содержат свидетельства того, что США в рамках плана Маршалла целенаправленно использовали экономическую помощь для того, чтобы стимулировать в политической сфере объединительные тенденции в Западной Европе и, таким образом преодолев споры между европейскими национальными государствами, укрепить, стабилизировать капиталистическую систему в целом.

Поэтому план Маршалла способствовал достижению основных целей Вашингтона по недопущению возникновения экономического кризиса внутри США в результате избытка произведенной в годы войны продукции, обеспечив ее экспорт на ими же созданный западноевропейский рынок; восстановлению Западной Европы с целью западного блока для борьбы с Советским Союзом, его об 'единению и недопущению привлечения к его влияния; созданию мировой системы свободной торговли и мира "открытых дверей", и стал "поворотным моментом в истории для достижения американского лидерства в мире".

Завершение Второй мировой войны привело к существенным изменениям всей международной ситуации и соотношения сил на международной арене. Развитие политической и экономической ситуации вызвало опасения по многим причинам. В весной 1947 г. ситуация в Европе была нестабильной и тревожной. В Восточной Европе складывалась система народных демократий, устанавливался все более жесткий контроль Советского Союза над этой частью континента. В Западной Европе наблюдалась тяжелая экономический кризис, росла социальная напряженность, что создавало предпосылки для политических перемен. По этой причине для Соединенных Штатов предоставления экономической помощи было прямой необходимостью, если учесть, что указанные факторы представляют наиболее благоприятную почву для изменений такого рода. "Это необходимо, если мы хотим сохранить наши свободы и наши собственные демократические институты. Этого требует наша национальная безопасность", - подчеркнул Ачесон.

Для США, которые вышли из войны как безоговорочный лидер и добились укрепления своих международных позиций, во многом благодаря ослаблению традиционных центров силы (которыми в Западной Европе были Англия, Франция и Германия, а в Восточной - СССР), были созданы все предпосылки для осуществления концепции "американского мира" ("Pax-americana"). Важным шагом на этом пути стал план Маршалла, в котором нашел свое воплощение внешнеполитический курс Трумэна, а осуществление Программы европейского восстановления стало неотъемлемой частью стратегии США в борьбе за завоевание доминирующей позиции в мире.

По иронии судьбы ущерб, нанесенный многим государствам мира Второй мировой войной, позволил США осуществить программу экономического восстановления Европы и добиться успеха, получив значительные политические и экономические дивиденды. Это был успешный стратегический шаг Соединенных Штатов, возможность реализации которого была правильно и своевременно оценена американскими стратегами.

Очевидно, что для начала экономической и внешнеполитической экспансии США была необходима соответствующая идеологическая база, оправдывающая эту экспансию. Итак, поиск внешней угрозы и "образа врага", посягает на свободу и мирные цели Америки, было также необходимостью для Соединенных Штатов с целью утверждения плана в конгрессе. Такой угрозой стал Советский Союз и "угроза коммунизма", а непосредственное закрепление они получили в доктрине Трумэна. Поэтому между доктриной Трумэна и последующим возникновением плана Маршалла существует тесная взаимосвязь. Доктрина, безусловно, заложила своеобразный фундамент для ПВЕ. Эти два документа, положенные в основу внешнеполитического курса США послевоенного периода, определили его характер. Таким образом, доктрина Трумэна и план Маршалла "были двумя сторонами одной медали американской политики открытых дверей". В итоге борьба против СССР переломилась в идеологическом плане как "крестовый поход" США против коммунизма, а в политико-экономическом - как единого западноевропейского блока государств с целью противостояния "советской угрозе", расширения рынка сбыта своих товаров и строительства "Pax-americana".

Существует целый комплекс причин, которые подтолкнули к воплощению в жизнь плана Маршалла. Экономические причины являются наиболее очевидными: без расцвета Западной Европы, важнейшего торгового партнера США, был невозможен и расцвет самой Америки. По мнению Вашингтон, политика оказания экономической помощи "автоматически увеличила бы благосостояние вовлеченных государств и обеспечила бы доминирующую позицию США". Более того, как справедливо отмечал в своей телеграмме посол СССР в США Н. В. Новиков министру иностранных дел СССР В. М. Молотову : "... есть серьезные причины экономического характера, обусловившие план Маршалла ... Если учесть тот факт, что экспорт из США в Европу превышает импорт из Европы ежемесячно на 1 миллиард долларов, то станет понятно, что американское правительство было экономически вынужден срочно искать новых путей для осуществления своей внешней политики ".

Так, американский экспорт в Западную Европу вдвое превышал импорт из нее, а из-за отсутствия долларов западноевропейские страны были не в состоянии заплатить за поставки американских товаров. Можно сделать вывод, что без восстановления экономики Западной Европы экономический кризис будет нарастать, что приведет массовая безработица в США, а также захват власти коммунистами в "дружественных" Америке странах. Поэтому план Маршалла был выдвинут именно тогда, когда возникла угроза циклической экономического кризиса в Соединенных Штатах, потому что начали исчерпывать себя временные факторы, поддерживающие на сравнительно высоком уровне производство в США в течение первых послевоенных лет. Одним из таких факторов и был слишком раздут экспорт американских товаров. Летом 1947 г. он стал спадать.

Политические причины также совпадали с национальными интересами Соединенных Штатов и одной из главных целей оказания помощи стало то, что с помощью экономического восстановления планировалось получения политических дивидендов. Одним из них было создание и развитие блока государств, которые разделяют с США идентичные политические, экономические и культурные ценности, которые, по замыслу американских стратегов, должны были "глубоко повлиять на развитие европейских стран в благоприятном направлении".

В геостратегическом плане американские лидеры также думали над тем, как "выбить" восточноевропейские саттелиты СССР из-под контроля Кремля. Это было одним из дополнительных мотивов плана Маршалла. Дж. Маршалл заявил 14 февраля 1948 г.: "Мы можем сделать вывод, что трудности и риск, связанные с программой помощи Европе, слишком большие, а потому не следует принимать никаких мер. Но тогда, по моему мнению, следует ожидать, что вся Западная Европа попадет в ту же сферу влияния, что и страны Восточной Европы. А это в свою очередь приведет к тому, что Средний Восток и весь Средиземноморский бассейн будет ожидать та же участь. Британское содружество наций, имеет большое влияние на стабильность всего мира и международной торговли, пошатнулась б. Европейский континент перешел бы под контроль порядка, открыто враждебного нашему образу жизни и форме правления ".

В долгосрочной перспективе все эти цели сводились к достижению победы в "холодной войне" и завоеванию мирового лидерства. Таким образом, план Маршалла наряду с другими внешнеполитическими программами периода "холодной войны" представлял собой реальный инструмент Соединенных Штатов в противостоянии с Советским Союзом и строительстве "Pax-americana".

Очевидно, что, предоставив экономическую помощь, можно было действительно получить согласованную с США политику западноевропейских государств. Поэтому основной отличительной чертой плана Маршалла было тесно слияния и взаимосвязь экономических и политических факторов, его породивших. По сути, он был экономическим рычагом для проведения политической стратегии, заложенной в доктрине Трумэна. Если, по словам Бернарда Баруха, "доктрина Трумэна была провозглашением идеологической войны, то план Маршалла, план Молотова, создание НАТО и последующее развитие событий представляли собой экономическую, политическую и военную составляющую" холодной войны ".

Для того, чтобы подготовить официальное ходатайство о предоставлении помощи, 16 европейских стран почти непрерывно осуществляли совещания в Париже. Делегаты 16 стран собрались 12 июля в парижском Гран-Пале. Этот форум в дальнейшем получил название Комитета европейского экономического сотрудничества (КЕЕС). Перед ним была поставлена ​​монументальное задача - за шесть недель определить "имеющиеся в Европе ресурсы и его потребности" на 1948-1951 гг Доклад КЕЕС был подписан 22 сентября 1947

В ней содержалось предупреждение, что без американской помощи Европу поглотит катастрофа. После этого 2 апреля 1948 Конгресс подавляющим большинством голосов принял Закон о европейском восстановлении. На следующий день президент Трумэн с гордостью подписал его, после чего на окончательном голосовании в Сенате законопроект об утверждении плана Маршалла было принято соотношением голосов 69 до 17. На голосовании в Палате представителей законопроект был утвержден с еще большей (в процентном отношении) преимуществом: 329 голосов против 71. В апреле 1948 г. для претворения в жизнь плана была создана постоянно действующая Организацию европейского экономического сотрудничества (позднее она стала называться Организацией экономического сотрудничества и развития - ОЭСР). Эта организация осуществляла контроль за распределением средств и условиями их использования. ОЭСР, как и план Маршалла, в целом выполняла задачи сдерживания коммунизма на экономическом уровне, тогда как образование Североатлантического договора (НАТО) призвано было решить эту задачу на военно-политическом уровне".

Американская помощь поступала в различных формах: в виде безвозмездного дара в долларах, безвозмездного снабжения товаров, но в основном - в виде кредитов. Общая сумма, потраченная в рамках плана Маршалла с 3 апреля 1948 г. до 30 июня 1951 г., составила около 17 млрд дол. Руководство по экономическому сотрудничеству распределяло безвозмездную помощь и кредиты согласно долларового дефицита платежного баланса каждой страны. Великобритания получила 23% всего объема помощи в рамках плана Маршалла, а Франция - 20% (в обоих случаях цифра приводится без учета дальнейшего внутриевропейского оборота средств).

В целом примерно треть импорта в рамках Программы европейского восстановления приходилась на сельскохозяйственную продукцию, но огромную роль играл также импорт средств производства. Стоит отметить, что значительная часть долларов, предназначенных в виде помощи, осталась в Соединенных Штатах, потому что министр сельского хозяйства США объявил, что избытки американской сельскохозяйственной продукции следует закупать в самих США, кроме того, 25 процентов всей пшеницы и продуктов из нее, направленных в Европу в рамках первого законопроекта по Программе европейского восстановления, должны ввозиться в форме муки, произведенного в Соединенных Штатах. Так, примерно две трети помощи в рамках плана Маршалла получили четыре страны: почти четверть пришлась на долю Великобритании, одна пятая - на долю Франции, и примерно по одной десятой получили Италия и Западная Германия. Три аспекта плана Маршалла со временем приобретают все большее значение.

Во-первых, его роль в создании послевоенной глобальной экономики. Программа эта не только привела к возрождению Европы, но и восстановила жизненно важный торговый треугольник, состоящий из Соединенных Штатов, Западной Европы и их торговых партнеров в развивающемся мире.

Во-вторых, план Маршалла принадлежал к числу факторов, определивших контуры военных и политических событий конца сороковых - начале пятидесятых годов, и сам, в свою очередь, сформировался под влиянием этих событий. Этими событиями были: провозглашение доктрины Трумэна в марте 1947 г. и более конструктивное предложение Маршалла в июне того же года; кризисы процесса деколонизации, переживаемые, в частности, Францией, Нидерландами и Бельгией, отягощения экономику этих стран; советская блокада Западного Берлина, явившаяся прямым следствием распространения западногерманской валютной реформы на Западный Берлин, создание Организации Североатлантического договора, и наконец, война в Корее, побудившая Соединенные Штаты передать четыре своих дивизии в распоряжение НАТО поставила на повестку дня вопрос о перевооружении Западной Германии и превратила план Маршалла на программу войн поддержки.

Последнее (но отнюдь не последним по значимости) из упомянутых аспектов является роль плана Маршалла в достижении европейского единства. Нейтральная Западная Европа не могла бы повлиять на исход конфликта между двумя неевропейскими сверхдержавами. Объединенная же Европа, обладающая собственным голосом в важнейших мировых делах, была способна и повлияла на ход "холодной войны". Таким образом, план Маршалла самым непосредственным образом дал старт европейской интеграции. Этот аспект является одним из важнейших, хотя его непосредственным результатом был фактический раздел Европы на два лагеря. В то же время, США получили мощного союзника в "холодной войне", укрепив и воссоздав его по собственному образцу, что, в конечном итоге, определило исход глобального противостояния сверхдержав. Поэтому основное значение помощи по плану Маршалла было не экономическим и не административным, а политическим.


4. План Маршалла: взгляд из настоящего

Послевоенный опыт Западной Европы заслуживает внимания как с позиций восстановления хозяйства, оздоровления финансов и денег, налаживания экономического сотрудничества стран, так и с точки зрения стратегии промышленного развития, что обеспечивает создание материальных предпосылок для мощного технологического прогресса в различных сферах производства. Послевоенная западноевропейская экономика характеризовалась милитаризованной системой производства, эрозией управляемости, разрывом многолетних связей в промышленности, финансах, торговле. Требовались значительные капитальные вложения в оборудование, не хватало самых необходимых продуктов. Темпы инфляции, неустойчивость европейских валют были такие высокие, что подрывалась заинтересованность сельского хозяйства в обмене своих продуктов на деньги.

Оценивая состояние экономики западноевропейских стран, специально созданная при Президенте США комиссия по анализу помощи европейским государствам отмечала в своем докладе, что:

  1. Объем производства в этих странах значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля;
  2. Европа потеряла значительные источника иностранной валюты в форме платежей за услуги;
  3. Потребность в импорте очень высока;
  4. Состоялось значительный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего;
  5. Наблюдалось разрушение единой системы торговли в этих странах, как внутренней, так и внешней.



До 1947 года сложился такое состояние, что даже сохранение достигнутых объемов производства продукции оказалось под вопросом. Жизнеспособность западноевропейской экономики во многом поддерживалась импортом из Северной Америки. Страны Западной Европы за счет своего собственного производства могли обеспечить лишь 40% потребления зерна, хлопка, алюминия, меди, 30% потребления свинца и цинка, 15% сала и масла. Сразу после войны импорт стран Западной Европы обеспечивался предоставлением субсидий и займов со стороны США и Канады, использованием золотых и долларовых резервов. К 1947 году эти источники иссякли. Из-за недостатка платежных средств западноевропейские страны оказались перед перспективой сокращения импорта продовольственных и ключевых сырьевых ресурсов. Без помощи США импорт в государства Западной Европы сократился бы наполовину, а долларовый импорт - на 4/5, что означало бы для этих государств экономический паралич.

Его наступление не отвечало и интересам США. Но не отвечал ни американским, ни западноевропейским интересам и курс на закрепление за США роли благотворительного поставщика разнообразных товаров первой необходимости. Требовался такой сценарий сотрудничества, который бы:

  • обеспечивал большую самоокупаемость экономического возрождения Европы,
  • сопоставлялся с начатым в конце 40-х гг очередным обновлением технологической базы американской экономики,
  • повышал отдачу от американской помощи.


Конструктивная реализация этого сценария и воплотилась в "плане Маршалла". Следует отметить, что структурные сдвиги, охватившие в настоящее время индустриально развитые страны, низкая платежеспособность бывших советских республик выдвигают задачу, подобные осуществленным с помощью "плана Маршалла", перед стратегией международного экономического сотрудничества, направленного на поддержку современных восточноевропейских реформ.


4.1. Либерализация торговли между слабыми экономиками при координации инвестиций

Говоря о "плане Маршалла", многие сводят его к "продовольственной интервенции" и соотносят ее с гуманитарной помощью, которую оказывали западным странам. Значение такой интервенции действительно было большим: на поставки продовольственных товаров в рамках "плана Маршалла" выделялось 70% всей помощи. Однако, как сообщается в "Докладе президентского комитета по иностранной помощи" - это необходимое, но не достаточное условие.

Целью европейских стран является достижение самостоятельности. Поэтому речь идет не только о оборотный капитал, но о необходимости сделать реновацию европейских заводов и сельского хозяйства. План помощи Европе рассматривался как своего рода переливание крови, которое поддержало бы слабые европейские экономики и дало им возможность работать над собственным возрождением.

И США, и их европейские партнеры понимали, что без крепкой производственной базы шансы на преодоление трудностей и в том же числе инфляции, невелики. Согласно "плану Маршалла" его европейские участники должны:

  1. принять меры для облегчения обмена товарами и услугами между собой, ускорить развитие внутриевропейской торговли
  2. через межгосударственную кооперацию обеспечить активизацию наиболее эффективных производственных мощностей для достижения быстрого роста выпуска продукции
  3. начать финансовые и другие меры по укреплению своих валют, восстановлению доверия к ним
  4. предоставить европейской кооперации организационное обеспечение. Как известно, формой такого обеспечения стала ОЕЭС - Организация европейского экономического сотрудничества, объединившая 16 государств.


Вместе с тем, был ряд серьезных трудностей, снижалась эффективность координации инвестиционных планов. Среди них - получение правительствами достоверной информации, особенно от частных секторов, неопределенность будущих соотношений цен и затрат, способная подорвать любые планы инвестиций. Особые сложности возникали при установлении наилучшего размещения новых мощностей в странах ОЕЭС.

Однако, несмотря на сдерживающие обстоятельства, был достигнут значительный прогресс как в получении соответствующей информации, так и в анализе инвестиционных планов. С другой стороны, относительно производства некоторых товаров и материалов отмечалась необходимость дальнейшего анализа данных, чтобы избежать избыточного инвестирования. Небезуспешные попытки по координации инвестиций предпринимались и в других отраслях.

Накопленный опыт привел к выработке согласованного подхода к решению проблем и в отдельных отраслях. Предполагалось приостановлении исполнения новых проектов до принятия координационных решений о них. И наоборот, решения Совета ОЕЭС о желательных инвестициях рассматривались как такие, которые обязывали страны-участницы принимать все возможности для осуществления таких инвестиций.

В качестве приоритетных для вложения капитала рассматривались отрасли, развитие которых уменьшало экономическую зависимость Европы от США. Выделялись отрасли "долларозберигаючи" и "доллароприбуткови", т.е. импортозамещающие и экспортные. По мере сокращения американской помощи приходилось искать другие источники удовлетворения потребностей.

Одно из направлений поиска - возможность импорта по низким ценам, в частности, и из Северной Америки. Снижению долларовых расходов Европы способствовало и стимулирование ее сельского хозяйства.


4.2. Организация и характер поставки

Свою знаменитую речь Маршалл произнес 5 июня 1947 года, а уже 12 июня в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. Они обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждой из них. В ответ на готовность принять ее от США, был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и ее возможностей принять такую ​​помощь. Было признано необходимым установить приоритеты и ограничения на количество экспортированных из США дефицитных ресурсов.

Важным аспектом реализации "плана Маршалла" стал вопрос об источниках финансирования отдельных элементов программы. Его решение увязывалось с характером и видом поставок.

Поставки первого вида охватывали предметы важнейшей жизненной необходимости - те, что требовались для предотвращения голода. Каждую весну выделялись ассигнования на продукты питания, топливо, одежду. Из года в год, по мере роста собственных ресурсов европейских стран эти ассигнования сокращались. Поскольку помощь такого рода не самоокупается, а большинство стран Западной Европы была не в состоянии оплатить в долларах соответствующие поставки, основная часть последних шла в виде дотаций, а не займов.

Местная валюта, вырученная от продажи этих продуктов, должна быть использована правительством европейской страны для уменьшения дефицита государственного бюджета, а следовательно, и темпов инфляции, для наращивания выпуска таких дефицитных ресурсов как сталь, цемент, угля, шахтное оборудование, нефтепродукты, энергетическое оборудование, транспортные средства. Таким образом осуществлялась противодействие инфляции издержек в конкретном секторе экономики.

Второй вид поставок - промышленное оборудование. Здесь в финансировании преобладали займа Международного банка.

Третий вид поставок - сырье, сельскохозяйственные машины, промышленные товары, запасные части и др.. Эти поставки финансировались под гарантии американского правительства через Экспортно-импортный Банк США, создавший для этого специальное отделение.


4.3. Успехи экономической политики

Об изменении ситуации в Западной Европе вследствие "плана Маршалла" свидетельствует то, что ежегодная помощь в 4-5 млрд. долларов позволила за 3 года увеличить выпуск продукции на 20 млрд. долларов. Высокая результативность этого плана во многом объясняется тем, что был ориентирован на увеличение поставок западноевропейского производства, на выборочный импорт сырья и материалов.

Мероприятия по перестройке хозяйственных отношений, в частности, внешнеэкономических, по финансовой стабилизации сочетались с усилиями по сохранению европейского экономического потенциала, повышения эффективности его использования. Только этот потенциал мог служить источником самозабезпеченя Европы ресурсами для создания альтернативных каналов снабжения европейской промышленности сырьем, для развития импортозамещающих и экспортных производств. Таким образом расширились возможности для импорта из США уже не так сырья, как новых технологий.

Именно такой политики выборочного импорта, активизации использования наиболее эффективных из имеющихся производственных мощностей пока нуждается и Восточная Европа. Укрепление производства, сдерживает импорт потребительских и сырьевых продуктов может послужить средством высвобождения ресурсов для замены крайне изношенных и устаревших фондов.


5. Выводы

В стратегии подъема западноевропейской экономики не последнее место отводилось восстановлению основных средств. Были определены достаточно интенсивную программу развития основного капитала. На 1948-1951 гг планировалось потратить от 2 до 3 млрд. долларов на восстановление и развитие заводов по производству железа и стали, 3-5 млрд. долларов - на машины и оборудование для шахт, 3-4 млрд. долларов - на сельскохозяйственные машины.

Начатые в конце 40-х-начале 50-х гг инвестиции существенно повысили конкурентоспособность европейского экспорта на внешних рынках. Существенным фактором экономических достижений Западной Европы стал эффективное распределение усилий между развитием традиционных и новейших технологий.

Благодаря Плану в Европе:

  • ВВП повысился на 32,8%, со 119 000 000 000 1947 до 159 000 000 000 1951 года.
  • промышленное производство выросло на 40% по сравнению с довоенным уровнем, объем сельскохозяйственной продукции - на 11%.
  • до 1953 года объем европейской торговли вырос на 40%.

План Маршалла достиг своей цели: повысить производительность, стимулировать экономический рост и способствовать развитию торговли. Он повысил уровень жизни и укрепил экономические, социальные и политические структуры стран-участниц. Он укрепил политическую стабильность в регионе и сделал большой вклад в ограничение распространения коммунизма.

Помощь по плану Маршалла официально прекратилась 31 декабря 1951. Однако план Маршалла и его принципы самопомощи заложили основы для продолжения помощи иностранным государствам, что является ключевым элементом внешней политики США. План Маршалла создал новую атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и поддержки в отношениях между Западной Европой и Соединенными Штатами. Он позволил создать сильную и прочную военно-политическую организацию ( НАТО). Благодаря этим результатам он считается успешной инициативой внешней политики в истории США.


6. Таблица

Страна 1948/49
($ Млн.)
1949/50
($ Млн.)
1950/51
($ Млн.)
Cumulative
($ Млн.)
Австрия Австрия 232 166 70 488
Бельгия Бельгия и Люксембург Люксембург 195 222 360 777
Дания Дания 103 87 195 385
Франция Франция 1,085 691 520 2,296
Германия Германия [1] 510 438 500 1,448
Греция Греция 175 156 45 366
Исландия Исландия 6 22 15 43
Ирландия Ирландия 88 45 - 133
Италия Италия и Free Territory Trieste Flag.png Триест 594 405 205 1,204
Нидерланды Нидерланды 471 302 355 1,128
Норвегия Норвегия 82 90 200 372
Португалия Португалия - - 70 70
Швеция Швеция 39 48 260 347
Швейцария Швейцария - - 250 250
Турция Турция 28 59 50 137
Великобритания Великобритания 1,316 921 1,060 3,297
Вместе 4,924 3,652 4,055 12,741

7. Сноски

  1. Применимо только англо-американских и французских оккупационных зон, позднее образовали ФРГ в 1949 году. Технически план включал всю Германию, однако не был применен на оккупационных зонах, контролируемых СССР.

8. Список использованной литературы


История Это незавершенная статья истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.



код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам