Плафон (живопись)

Худ. Джованни Баттиста Гаулли.Плафон потолка церкви Иль Джезу в Риме.

Плафон (живопись) - (от фр. plafond потолок) разновидность живописи, прикрепляют на потолок. Имел распространение в 17-18-19 веках как ценное украшение потолков в дворцах и церквях. Обычно использовался для плоских или цилиндрических сводов и имел сюжетное или бессюжетное (орнаментальное) изображения.


1. Основы и техники выполнения

Плафон может иметь различную основу:

  • штукатурка, а плафон в технике фрески
  • бумага
  • полотно
  • дерево
  • бетон и т.д..
    • Техники выполнения:
  • клеев краски
  • масляные краски
  • синтетические краски
  • акварель
  • мозаика
  • лепка
  • скульптура (обычно рельефы)

2. Немного истории.Античнисть

Плафон с изображением Доброго пастыря. Катакомбы Святой Присциллы
Катакомбы в Риме Святых Марцеллинуса и Петра

Прообразом всех плафонов были росписи в пещерах, что сохранились в различных районах мира.

Особое место росписи на потолках имели в сооружениях Древней Греции и Древнего Рима и выполнялись в техниках фрески или мозаикой.

Со времен древних греков сохранилось захоронение в городе Керчь (Крым, Украина), где на потолке в медальоне художник изобразил лицо богини плодородных сил Деметры. Чтобы никто не путал, кто именно на плафоне, художник указал надписью имя богини. Это не единственное изображение в погребальной камере. Раз навприты входа на стене есть остатки стенописи с изображением бога подземного мира Плутона, что похитил дочь Деметры - Кори и вывез ее колесницей. Итак, изображение Деметры в плафоне сюжетно связано с стенописью и есть фресковой переводом греческого мифа. Плафон относят к 1 веку до н.э.

Плафон, как и другая живопись, впитывал новые идеи и верования и воспроизводил их художественными средствами. Интересными образцами плафонов стали росписи в катакомбах с первыми захоронениями первобытных христиан в Риме. Художники из первых христианских кружков хорошо знали плафоны в языческих сооружениях Риму.Тому заимствовали многие элементы из них (медальоны, гирлянды и т.д.), но добавляли монограммы Христа или рисовали своего бога в виде Доброго пастыря, его лицо с нимбом т.п..


3. Плафоны в Венеции.Доба Возрождения.

Худ. Веронезе. Вилла Барбаро, плафон "Боги Олимпа"
Образец плафона кисти Тинторетто. Дворец дожей, Венеция.

Итальянцы уделяли большое внимание украшения потолка, поэтому плафоны различных типов нашли в страны своих горячих сторонников и среди художников, и среди потребителей и зрителей.

Художественно совершенные образцы плафонов оставили художники города Венеция 16 века. Веронезе и Тинторетто неоднократно создавали многофигурные плафоны в разных зданиях - частных или общественных.

Паоло Веронезе получил заказ на фрески виллы Барбаро. На цилиндрическом своде другой зал он и создал багаточасний плафон. Все изображения связанные с восьмиугольной фреской с изображением богов Олимпа и их атрибутами. Каждое изображение обособленное лентами с орнаментом и имеет ясную, тектоническую построение. Интересным было включение в плафон портрета реальной хозяйки виллы в синем платье и ее старой служанки, имитации балюстрады, колонн и пышных архитектурных украшений и даже теней от несуществующей архитектуры.

Свой образец плафона, не разделены на части, создал Тинторетто для дворца дожей с изображением баталии. Бурные движения персонажей усиленные использованием сильного ракурса, мастером которого был Тинторетто.


4. Аннибале Каррачи и галерея дворца Фарнезе.

Триумф Вакха и Ариадни.Галерея дворца Фарнезе

По приглашению кардинала Одоардо Фарнезе в Рим прибыл художник Аннибале Каррачи (1560-1609). Кардинал заказал ему фрески в галерее своего палацу.Висим лет потратил художник на создание фресок. Они стали новым словом в создании дворцового декора, где средствами живописи воспроизведены лепка, архитектурные детали, бронзовая скульптура, рамы картин и сами картины. Цилиндрическое своды галереи украсили плафоны с оригинальными композициями Аннибале Каррачи на сюжеты "Метаморфоз" Овидия. Фрески имели успех и открыли в Риме сутки иллюзии в создании плафонов. Композиции Каррачи изучать как последователи барокко, так и классицизма.

Развитие математических знаний и итальянской перспективы открыл художникам путь к созданию иллюзии глубины как вперед, так и вверх.


5. Плафоны эпохи барокко.

Худ. Пьетро да Кортона. Плафон дворца Барберини, Рим.

Папский престол в Риме в 1623 занял Урбан VIII, который потребовал превратить свою столицу пышной центр католицизма. Началось строительство новых роскошных церквей и дворцов, обильно украшали скульптурами, фресками и плафонами. Среди выдающихся итальянских создателей плафонов были:

т.д.


6. Позднее барокко и рококо

Сокращение строительства и вступление Италии в экономический и политический кризис побудил многих итальянских мастеров эмигрировать или годами работать в других странах. Много среди них было и художников - мастеров создания плафонов. Только в Петербурге (Российская империя) в течение 18 века делала целая армия создателей плафонов в стилистике позднего барокко и рококо. Дворцы и дворцовые церкви Петербурга и пригородов до сих пор своеобразный музей плафонов, как заказанных в Италии или Франции, так и созданных в столице, где есть произведения:

Ораниенбаум.Китайський дворец. Плафон художника Гаспаро Дициани "Аллегория Географии"

Только в одном Китайском дворце Ораниенбаума под Петербургом сохранено плафоны с аллегориями

Был здесь и небольшой плафон кисти Джованни Баттиста Тьеполо.


7. Плафоны русского классицизма

Русский классицизм был временем необычайного распространения строительства и чрезвычайного удешевление всех средств декорирования. От ценных плафонов масляными красками начали отказываться или использовали те, что уже были в хранилищах (дворец в пригороде Гатчины). Когда пожар 1837 повредила плафон над Иорданскими лестнице Зимнего дворца, новый плафон просто взяли с запасов.

Распространение на плафонах получили малоинтересны аллегории, боги римского или греческого пантеона и растительные орнаменты и узоры. Отказ от масляных красок побудила обращения к дешевым техник клеевыми красками или даже акварели на бумаге (некоторые плафоны в усадьбе Останкино, где много бутафории вместо мрамора, бронзы, плафонов масляными красками). Чем дальше от столиц, тем более дешевыми и беднее были плафоны и средства декора вообще.


8. Плафоны эпоху эклектики (историзма) 19 века

Худ. Лефлер.Плафон театра в Одессе.

Все чаще плафоны строрювалы только для театральных зал, построенных в исторических стилях. Несколько типичным было створеня плафонов в новом театре города Одесса. Театральные представления побуждали обращенной художника из Вены Леффлера к драм Шекспира. И плафон театра в Одессе украсили сцены из спектаклей "Гамлет", "Сон в летнюю ночь", "Зимняя сказка", "Как вам это понравится" в стиле академизм.

Иногда заказы на плафон получали и современные художники для залов с историческими украшениями (плафон кисти Барбуда Санчеса "Поединок Дон Кихота с ветряными мельницами" для Золотого кабинета дворца Ханенко, Киев). Но это были скорее исключения.


9. Плафоны в 20 веке

Плафон как живопись не исчез и в 20 веке. Бурные изменения в обществе и технические революции не отрицали использование плафонов. И они переместились из частных дворцов или театров в общественные и транспортные учреждения - институты (актовые залы), рабочие и сельские клубы, вокзалы, станции метро.

Плафоны в 20 веке создавали:

  • Дейнека Александр Александрович (1899-1969) (мозаики станций метро Москвы "Новокузнецкая" и "Маяковская")
  • Корин Павел Дмитриевич (1892-1967)

Источники

  • Кузнецов А.В., Своды и их декор, М, 1938 (рус).