Поднебесная

Схема Поднебесной и китаецентричного мира. В центре - Император (天子, "Сын Неба"), за ним - придворные (内臣, "внутренние слуги") и региональные чиновники (外臣, "внешние слуги"). После них - окультуренные варвары (朝贡 国, "страны-данники"), за которыми следуют "дикие варвары" сторон света: восточные (东夷), западные (西戎), южные (南蛮) и северные (北狄). За ними простирается зона, недостижима культрегерський миссии китайцев (化外 之 地, "земли за просвитительским влиянием").

Поднебесная ( кит.天下tiān-xi? - тянь ся, "под Небом") - термин китаецентричнои философии, под которым понимается весь мир, т.е. все, что "под Небом". В широком смысле этого слова понимается безграничный (мир), а в узком смысле - определенный географический ограниченное пространство (государство императора). Термин применялся для обозначения определенной системы ценностей и порядка, объектами которых являются территория, народ или государство. Соответственно, понятие "Мир" объективно существует вне "мировоззрением", а понятие "Поднебесная" субъективно реализуется именно через ?мировоззрение? как систему ценностей и порядка.


1. Определение и особенности

Понятие "Поднебесная" возникло в Китае, но впоследствии распространилось на территории, подвергшихся воздействию китайской политической мысли.

1.1. Китай

В Китае "Поднебесная" является пространством, в котором царит универсальная система китайских ценностей и порядка, которую возглавляет председатель китайской правящей династии - император. Центром "Поднебесной" является "Срединное государство", или, точнее, "Центральная страна" (中国) - цивилизованный Китай. Вокруг этого центра расположены страны "четырех сторон света" (四方) - варваров Востока (夷), Севера (狄), Юга (蛮) и Мероприятия (戎). Заданию императора является хранение мира в "Поднебесной" путем распространения китайской системы ценностей в среду "варваров". Окончательная цель - тотальная "китаизация" и расширение границ "Центральной страны" до границ существующего мира. Эта цель рассматривается как благо, ибо придает "варварским" народам и государствам доступ к достижениям китайской цивилизации.


1.2. Япония

В Японию понятие "Поднебесная" проникло в VI веке в эпоху курганов. Для установления дипломатических и торговых отношений с Китаем необходимо было признавать свою подчиненность от последнего, т.е. быть составной китаецентричнои "Поднебесной", и японские правители добровольно стали данниками китайских императоров. Однако с VII века японцы создали собственную концепцию "Поднебесной", подобную китайского варианта.

Согласно этой концепции центром "Поднебесной" является государство Ямато, позже переименована на "Японию (Нихон / Ниппон)", во главе с "небесным монархом" тэнно (天皇- современный перевод этого слова - "император"). Покорены, но не ассимилированы земли Восточной Японии (район современного Токио) составляют пространство "внешних вассалов". Районы Северо-Восточного Хонсю и Юга Кюсю, а также страны вне Японским архипелагом (за исключением Китая) является "дикими землями варваров" и потенциальными "странами-данниками".

Создание японской концепции "Поднебесной" и провозглашение японского монарха "небесным" вызвало возмущение китайского "Сына Неба" в 607 году. Это привело к постепенной стереотипизации Японии как страны-изгоя Восточно-азиатского китаецентричного ареала.

С 9 века контакты с континета сократились и влияние Китая на Японские острова уменьшился. Понятие "Поднебесная" в Японии почти вышло из употребления. Однако в XII веке оно вновь появилось в лексике благодаря развитию самурайской политической мысли. Новая концепция рассматривала совокупность всех японских земель, которые были зависимых от сегунов, как "Поднебесную".

В средние японскую столицу Киото также называли Поднебесной. Подобное употребление этого слова было связано с императором, центром японской Поднебесной, резиденция которого находилась в этом городе.


1.3. Корея

Исторические государства Корейского полуострова практически не выработали собственной концепции ?Поднебесной? вроде японцев. Корейцы стремились быть "цивилизованною страной" и поэтому долгое время, вплоть до конца 19 века, были составной китаецентричного "мирового порядка". Определенные попытки создать независимые "Поднебесной" имели место в трех королевствах - Когуре, Пэкче и Силла (4-7 века). Однако они потерпели крах с распространением в Корее конфуцианства, а именно чжусианства, которое критиковало "варварские", т.е. не-китайские, проекты "Поднебесной". Чжусианство предложило концепцию "малой срединной государства" (小 中华), которая позволила корейским правителям признавать свою зависимость от Китая, но одновременно считать себя вторым "центром цивилизации". С завоеванием Китая маньчжурами в 17 веке корейские интеллектуалы выдвинули тезис, что именно Корея является наследником китайской системы ценностей, а соответственно "культурным центром" Восточно-Азиатского региона.


1.4. Вьетнам

Понятие оригинальной "Поднебесной" в Вьетнаме появилось в 13 веке при правлении династии Нха Тран (陈朝, 1225-1400) и было связано с попытками правительства противопоставить собственную политическую идеологию китаецентричний. Центром вьетнамской "Поднебесной" было королевство Тран, а также земли района Куньнан на юге Китая, которые рассматривались как временно утраченные территории. Китайцы определялись как агрессивные "варвары", а племена Индокитая, которые платили дань вьетнамской династии, как "внешние вассалы" и "данники".


1.5. Кочевые народы

Концепция "Поднебесной" у кочевников связана с традиционным верованиям в " тенгри ", которое является аналогом китайского Неба" тянь ". Согласно религиозным представлениям кочевых народов Северной и Средней Азии, тенгри является верховным божеством и творцом всего существующего. Для управления людьми оно посылает на землю героев -" сыновей тенгри "(аналог китайского" сына Неба ")." Сыновья тенгри ", к которым относят гуннского Чань Ю и монгольского Чингисхана, и их подконтрольные земли являются центральными элементами "Поднебесной" кочевых народов.

Завоевание монголами Китая в 13 веке привело симбиоз китаецентричних представлений о мировом пороядок с кочевыми верованиями о тенгри. Особенностью этого симбиоза была ликвидация понятия "варвары". Центром "Поднебесной" определялся Великий хан, он же император Китая.

С раздроблением Империи Монголов трансформированы представления о "Поднебесную" унаследовали империя Юань и ряд монгольских орд.


2. Источники и литература

  • (Рус.) Крыжановский А. П. История древнего Востока: Курс лекций. - Киев.: Лыбидь, 1996.
  • (Рус.) Крыжановский А. П. История древнего Востока: Учебник. - Киев.: Лыбидь, 2000.
  • (Рус.) Рубль В.А. История средневекового Востока: Курс лекций: Учеб. пособие. - Киев: Лыбидь, 1997.
  • 溝口 雄三 ら 編 "中国 思想 文化 事 典" 东京 大学 出版 会, 2001 年
  • 仓 本 一 宏 著 "大和 王権 の 成立 と 展開" ("新 体系 日本史 1 国家 史" 山川 出版社, 2006, 所 收)
  • 林 屋 辰 三郎 著 "日本 の 歴史 12 天下 一统" 中央 公论 社, 1966 年
  • 玉 悬 博 之 著 "日本 中 世 思想 史 研究" ぺりかん 社, 1998 年
  • 水 林 彪 ら 編 "新 体系 日本史 2 法 社会 史" 山川 出版社, 2001 年
  • 藤原 利 一郎 著 "ヴェトナム 諸 王朝 の 変遷" ("岩 波 讲座 世界 歴 史 12 中 世 6" 岩 波 书店, 1971 年, 所 收)
  • 山 内 弘 一 着 "世界 史 リブレット 67 朝鮮 から 見 た 華 夷 思想" 山川 出版社, 2003 年
  • 杉山 正 明 着 "モンゴル 帝国 と 大元 ウルス" 京都 大学 出版 会, 2004 年
  • 滨 下 武志 着 "朝貢 システム と 近代 アジア" 岩 波 书店, 1997 年