Надо Знать

добавить знаний



Подоляны (этнографическая группа)



План:


Введение

Девушка с Подилля.Василь Тропинин
Подолянин.Василь Тропинин 1818
POL wojew?dztwo podolskie IRP COA.svg
Подоляны
Подолянка.Дружка с Залещиков
Подоляны 1920 - х гг


Подольская дом в Пирогово
Крестовоздвиженская церковь в Каменце - Подольском 1881
Традиционный ход в Свято Виноградов
Подольские писанки


Подоляны - украинская, населения Подолье. Подолье было известно в летописях как Низовья или Русь Дольны. Во времена Руси, Подолья принадлежало русских князей и народ его были русины. В 14-15 вв. на этих территориях существовало Подольское княжество, еще позже Подолье вошло в историю как Подольская земля, Подольское воеводство и Подольская губерния. Территория Подолья простиралась от Угол до Черного моря. От Днестра до впадения р Буг в Днепр (по современный город Очаков).

Столицей Подолье был Каменец-Подольский. Отличали также Западное и Восточное Подолье (Брацлавщина), или также собственно Подолье, Побужье, Побережья.

Волосы подоляне имели цвета льна, глаза - голубые [1]


1. Традиционное жилище подолян

Каждое обистя (дом) был окружен валом на 2-3 локти или некоторые окружали рвом и кругом обсаживали ивами. Именно этим подольские села отличались от других. Села на Подолье были большие, каждое имело по 200 дома и по несколько тысяч жителей. Дороги были широкими. Каждое обистя мало ворота (ворота).

1.1. Подольская дом

Подольская дом трехчастный, переделена сенями. Подольские дома были глиняными, дерево использовалось только как основа, в которую закладывали глиняные вальки. Подольские дома белили только с лицевой стороны и с одной боковой стены. Две другие стороны обмазывали красной глиной и только в рамку обводили стены широкими белыми полосами. Лицевые окна обводили цветной глиной, а окно сзади белой. Завалинку обмазывали красной глиной. Окна и двери украшались гирляндами, между окнами расписывали венками или букетами. Часто были расписаны также хозяйственные помещения: курник, погреб. Рисунки выполнялись цветной глиной, известью и сажей.

В середине хата была также расписана. Особенно печь, камин, грубая заполнялись расписной мозаикой. Расписные были также стены: в виде отдельных композиций, фриз или полностью. Реже расписывали потолок в виде венков около "угол" (красного уголка). Также реже расписывалась пол в виде пересекающихся линий. Многие расписывались стены в сенях. Росписи меньше были свойственны северному Подолии (Меджибож). Росписи возобновлялись каждый год к Пасхе. В геометрических узорах были основными крест, звезда, среди растительных: хмель, барвинок, виноград. Наулюбленишимы сюжетами были: из дуба, клена, барвинка, хмеля и особенно винограда. Виноград широко использовался в мотивах церкви. Животные были менее популярны в расписании, в основной это были: петухи, павлины, галки, лошади. На стене были помещены иногда прежние узоры, что и на подольских писанках. Подольские дома были украшены коврами, иногда над кроватью где должен быть ковер, расписывали "ковер".

Дома были покрыты соломой в богатых снопами. Но продольная сторона дома, в котором проживали, выходила на юг, а боковая на восток. Глиняная посуда на Подолье был подобный греческому.


1.2. Подольская церковь

Церковь стояла чаще посреди села. Церкви своей архитектурой напоминали византийские церкви. Были построены в форме продлен креста. Церковь имела три купола (купола), посередине была выше, две крайние нижщи, покрытые гонтом. Богатые церкви имели красная крыша. Кресты на церквях были железные. Церковь внутри была разделена также на три отдела, женщины стояли в первом, при входе. Подольские церкви напоминают византийские, которые приспособлены под строительство из дерева. Состоят они из трех срубов поставленных с запада на восток. Центральная часть была выше и выше. Таким образом церковь была трех частей и трибанною. Колокольня была квадратной. Этот основной тип подольской церкви порой доповнялы еще двумя срубами с юга и севера. Бани на церквях были восьмигранные. Подольские церкви были обшиты продольными досками и перекрыты гонтом.


2. Одежда подолян

2.1. Женский строй

Женское одеяние состояло из следующих элементов: рубашка, юбка или плахта, запаска (фартук), пояс или кромка, юбки в складку, желтые сапоги. Голову женщины связывали наметкой, рантухом, которые несколько раз складывали и обвивали голову под подбородком, закрывая лоб, а оба конца опускали через плечи к коленям. На голове носили капюшоне - шапочки расшитые разноцветной шерстью. Позднее стали носить фабричные платки которые завязувалы на затылка.

Поверх рубашки носили юбку (дымка), поверх которой спереди привязувалась длинная до щиколоток запаска (фартук), сверху связывали платьев кромку (пояс). Сверху надевали кафтан до колен, который связывали шерстяным поясом (поясом) красно цвета в синий (небесные) продольные полосы. Богаче надевали сверху белую шерстяную камизельку расшитое сверху цветными шнурками. Богаче надевали на праздники "бекешу" (кожух) из белых баранов, покрытый сверху гранатовым сукном и вышитый. В женской одежде своеобразием отличалась рубашка вышита черными или с незначительной добавкой темно-красных ниток. В черных ниток порой добавляли серебряную или золотую нить.

В западном Подолье носили поверх рубашек запаски черного цвета с продольными лиловыми, красными, зелеными тонкими полосами. В восточном Подолье носили юбки с нашитыми на них шлярамы. Корсеток на Подолье не носили.



2.1.1. Прическа

Волосы девушки заплетали в две косы сзади головы и заключали как корону (совр. "корзина"), носили венки из барвинка, ленты из нескольких красок. Венки были летом из барвинка и живых цветов, а зимой из барвинка и самодельных цветов, украшенные бахромой.

На шее, богаче хозяйки и девушки носили настоящие кораллы, количество и длина которых означала богатство хозяйки, другие носили пацьорки (стеклянные бусы) различной формы и цветов.

2.2. Мужской строй

Мужчины зимой носили черные высокие бараньи шапки, летом низкие соломенной шляпы с широкими полями, украшенные хлопчатобумажной красной или голубой лентой. Баранья шапка изнанка была с гранатового сукна. А сзади шапки, где был шов, шапка была украшена небесного цвета нашитыми "вензелями".

Мужские рубашки были туниковидная с высоким стоячим воротником. Рубашка должна вышитую красными узкую полоску. Зимой мужчины носили кожухи с приталеной спинкой, вышитые цветным шелком или кафтаны. Молодые парни носили время зипун седого цвета, длинный по щиколотку с капюшоном, который был украшен нашивкой в ​​виде сердца. Зипуны были расшиты красными шнурками.

Сапоги были без каблуков, холявы имели широкие, вывернутые сверху на ширину ладони. При себе имели кремень, огниво, трубку. Пояс был шириной с ладонь, спереди имел кармане. На поясе висел нож "Козик".

Председателя мужчины традиционно брили, на верху оставляли чуб закрывавший всю голову. Бороду не носили.


3. Подольская кухня

Ели на Подолье хлеб из кукурузы (над Днестром) и на др.. части - ржаной хлеб. Традиционные блюда готовились из гречневой и кукурузной муки: Лемешка, мамалыга, малай, вареники с гречневой муки. Голубцы делали из капустных и виноградной лозы. Из овощей ели: картошку, свеклу, капусту, огурцы, тыквы, дыни. По Днестру выращивали виноград и делали из него вино. Употребляли также много сушеных слив.

4. Подольские музыки

Певцов народных дум называли лирниками и музыкальный инструмент назывался лирой. Шуточные песни, как частушки из Коломыи, Подоляны называли Чабарашка или шумки.

" Всем ребятам по девушке,

Мне дитько бабу впхав.
Я на бабе ниц не потеряю
Продам бабу, куплю клячу;
Кляча сдохнет - шкуру сдерут
А за шкуру Панну куплю

1850 Каменец-Подольский

"

5. Народные ремесла

Подоляны занимались вышивкой, ковровщиком, писанкарством, гончарством.

5.1. Подольская вышивка

Вышивали на Подолье черными с добавлением гранатового цвета, иногда в западном Подолье у Гуцульщины еще и желто-оранжевого. Орнамент был густой геометрический, составленный из отдельных фигур, связанных между собой. Полотенца и скатерти вышивались фигурными полосами черного, а также с добавлением желто-оранжевого и красного цвета.

Лучше сохранены традиции подольской вышивки в Борщевском р-не Тернопольской области.

На Подолье известны вышивальные мастерские в Клембивци, Яланце, Стене и Городковке. Известным центром вышивки на Подолье есть Стена. Здесь рубашки вышивают черным цветом. Особой славой пользуются вышивки белым по белому села Клембовка. Количество цветов Костромской народной вышивки ограничено. В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или меньшим вкраплением гранатового, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (гранатовые и черные) вышитые сорочки, реже - двух - и трехцветные. На Гусятинщини центрами вышивки были: Самолусковцы, Яблонов, Глебов, Гримайлов, Копычинцы, Базар, Джурин. Копычинцы - известный центр вышивки, мастер - Мария Зарембский.

Подолянки украшали в рубашках не только воротник, рукав, манжеты, погрудки, иногда разделение, но даже и спинку. Наиболее распространенными на Подолье были женские рубашки уставкову типа додильни или такие, которые состояли из станка 1 подтачиванию, с бочками (клиньями, расширяли разделение), воротник стоячий или изложенный, женские рубашки здесь чаще имели виложистий воротник, цельнокроеным рукав, покрытый вышивкой ( виноград), черными, синими или металлическими нитями (золото). Подольский народный костюм определялся также спецификой фактуры домодельных материалов, которая заключалась в большей рельефности сравнению с другими районами Украины.

На Подолье до последнего времени хранились древние славянские традиции украшения одежды на основе зооморфного орнамента. Классической техникой Подолья является "низким" черного и красного цветов, которые ложатся густыми насыщенными линиями. Эта техника выполняется из изнанки и на лицевой стороне имеет противоположный вид размещения цветов.


5.2. Подольский рушник

Был трех типов: три ветви рормищени в ряд, три вазы размещены в 2 ряда и разделены полосой; звезды разных комбинаций и другие геометрические фигуры.

5.3. Подольская вышивка

Вышивка на "полика" была в виде широкой полосы "низзю" со сложным древним геометрическим узором. От "полика" до манжета шли продольные узкие полосы с цветочным геометризируемый орнаментом. Порой эти полосы были поперечные или косые. Вышивали рубашку черными нитками (часто шерстяными), с большим или меньшим вкраплением желто-оранжевого, зеленого, синего цвета). На рукавах часто вышивали две полосы или более, в которых в шахматном поряке чередовались квадраты со сложной вышивкой. Спереди рубашки шли от воротничка две косые полосы со сложным геометрическим узором и соответственно им такие же и сзади, Иногда эти полосы были двойные: с середины двух широкие и две узкие по сторонам. Подол "низзю" не вышивали, его шили наличником. Швы рубашек были змережинни, также рукава змережжини до рубашки, часто цветным швом.


6. Подольский ковер

Подольские ковры делились на две группы: растительные и геометрические. В основном крупные растительные мотивы (вазон) были размещены по центру на черном фоне или желтом (золотом) с каймой другого цвета и гирлянд по ней. На таком ковре были также фигурки людей всадников, птиц. Геометрические ковры состояли из ромбов, звезд, крестов. Поле ковров было разбито на части.

Кроме тканых ковров были еще вышитые, черного или красного цвета с вышитыми на них шерстяными нитками геометрические узоры и геометризируемые цветы. Их использовали на скамьи, столы, кровати.


7. Подольские писанки

Писанки были черного цвета с чернонимы и оранжевыми узорами. Краски употребляли растительные. Орнамент писанок был простой геометрический (ромбы, сложные звезды) или растения (листья, цветы, ветки в вазонах)


8. Подоляны в искусстве

  • Девушка с Подилля.Василь Тропинин 1816

  • Девушка с Подилля.Василь Тропинин 1820

  • Василий Тропинин

  • Девушка с Подилля.Василь Тропинин

  • Мальчик с топирцем.Василь Тропинин

  • Мальчик с сопилкою.Василь Тропинин

  • Генрик Родаковський

  • Подолянка в намитци.Василь Тропинин

  • Подоляны с Добровляны

  • Подоляны с Крогулец


9. Подольский строй

  • Каменец-Подильський.Традицийна Подольская рубашка

  • Подолянка

  • Подоляночка

  • Подольское праздничный наряд

  • Подольский строй из музея в Меджибоже

  • Подолянка из Покутья

  • Подоляны из Винницы

  • Pod.01.jpg
  • Горошова

  • Подоляны

  • Украинский. Василий Тропинин.jpg
  • Подольский лирник

  • Подольский лирник

  • Подольская разрисованная печь

  • из музея в Меджибоже

  • Ковер из музея в Меджибоже

  • Лозовая, Шаргородский район

  • Свадьба в Кукавке




10. Литература

  • W. Zawadski, J Kossak "Obrazy Rusi Czerwonej", Poznan, 1869.


11. Подоляны


12. Интернет


13. Сноски


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам