Подсолнухи (Ван Гог)
Vincent Willem van Gogh 128.jpg
Винсент ван Гог, "Подсолнухи" 93 ? 73 см
1888 г.,
итал. Sunflowers
Создатель: Винсент ван Гог
Время создания: 1888
Размеры: 93 ? 73 см
Материал: масло на холсте
Адрес: Лондон, Великобритания
Музей: Национальная галерея (Лондон)

"Подсолнухи" ( англ. Sunflowers ) - Знаменитые натюрморты с подсолнухами Винсента Ван Гога, написанные с 1887 по 1889 годы, (и многократно переписывания позже) является символом художника: большинство из них созданы в Арли.

Когда Винсент писал свои Подсолнухи, у него не было денег на покупку краски, а через сто лет его картина станет предметом одной из невиданных финансовых операций в мире искусства. В 1987 году одно из полотен с подсолнухами было продано за 22 миллиона фунтов стерлингов. Винсент писал брату Теодору: "Сейчас я работаю над четвертой картиной с подсолнухами. Она представляет собой букет из 14 цветов на желтом фоне, напоминает тот натюрморт с айвой и лимонами, который я написал в свое время".

"У каждого художника есть свои любимые цветы - своя специальность", - считал Винсент. - "Для меня это - подсолнухи". Два натюрморты с подсолнухами демонстрировались на выставке "Группы двадцати", где впервые участвовал Ван Гог, а всего их было написано около девятнадцати. Композиционно некоторые из них отличаются лишь в незначительных деталях - например, один и тот же букет мог быть изображен в разных вазах. Непритязательному зрителю сложно отличить Натюрморт с тремя большими цветами от Натюрморт с двумя свежими и одной увядшей цветком, но, тем не менее, каждый из них глубоко индивидуален. "У каждого есть своя цветовая гамма, свое личное видение цвета", - пишет Ван Гог. Картина Подсолнухи построена на сочетании основных цветов - желтого и красного. Букет находится в бледно-желтой весе, что создает дополнительный эффект "светлого на светлом".

Ван Гог передает фон картины желтыми пастозно мазками, что, по замыслу художника, в сочетании со светло-коричневым и красным составляет ощущение яркости и бесконечной игры света.

Автор передает фактуру в точечной, почти пуантилистичний манере. Кроме коричневого, для изображения корзины подсолнечника художник использует еще два цвета - красный и черный, однако ведущая роль принадлежит именно светло-коричневом, что создает общее настроение картины. Желто-зеленые лепестки постепенно и незаметно переходят в фон картины. Этот эффект возникает благодаря густым, пастозным мазкам. Зеленый цвет, по замыслу Ван Гога, должен быть связующим звеном между желтым фоном и коричневыми цветами подсолнухов.

Пространство между вазой и стеной передано через контраст двух цветов, светло-коричневого и желтого. Тонкой серо-голубой линией Ван Гог изображает границы фона.

Световые рефлексы на поверхности вазы изображены с помощью пастозных мазков светло-коричневого и белого, рельефно выделяясь в центре. Подпись художника расположен сбоку на весу с подсолнухами и сделан тем же цветом, что и ее контур. Как и сама картина, эта подпись своеобразной "маркой" Ван Гога.


Источники

Ван Гог: Пер. с японским. - М.: ООО "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2003. - С. 22-24.