Надо Знать![]() | ПознаниеПлан:ВведениеПознание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явления и закономерности объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания). Познание - высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Сначала познания было одной из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества познания стало особой деятельностью. В познании выделяют два уровня: чувственное познание, осуществляется с помощью ощущение, восприятие, представление ( сенсуализм), и рациональное познание, протекающей в понятиях, суждениях, выводах и фиксируется в теориях ( рационализм). Различают также обыденное, художественное и научное познание, а в рамках последнего - познание природы и познание общества. Различные стороны процесса познания исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т.д.. Общее учение о познании дает философская теория познания ( гносеология). 1. Исторический обзорПознанием называют как процесс, который правильнее было бы обозначить словом "узнавание", так и результат этого процесса. В познании всегда содержится узнавания. Новое, не зависящее от внутреннего и внешнего опыта познания может возникнуть только как следствие творческой фантазии. Познание исследуется со времен греческой философии. Это исследование познания составляет предмет учения о познании, которое только с Канта определилось как особая область философии, получив название "Теория познания", и которое в 19 в., а также в начале 20 в. иногда доминировало почти над всеми другими направлениями философии. Внутри познания проводят различие между (ложным) формальным или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным или конкретным познанием; в свою очередь внутри этого деления происходит членение на многие виды познания согласно важнейших предметных областей. Прогресс познания обретает свою окончательную границу в пределы узнаваемости. За этой чертой начинается непознаваемое (часто ошибочно называемое иррациональным). Существование непознаваемого - это такое существование, которое не дает прекратиться процесса познания. Вопросы познания занимают центральное место в философии Канта. Обобщая философию британского эмпиризма, он соглашается с тем, что всякое наше познание начинается с опыта. Однако опыт имеет сложную структуру. С одной стороны, опыт является действием предметов на наши органы чувств. Однако смотреть и видеть - разные вещи. Эта разница продиктована трансцендентальным - ключевым понятием Канта. Трансцендентальное - это призма ума, которая открывает и искажает подлинную реальность. Трансцендентальное - это то, что делит реальность на мир в себе ( ноуменального) и мир для нас ( феноменальный). К области трансцендентального относятся пространство и время - формы априорного созерцания (трансцендентальная эстетика) категории сознания, оформляющие восприятия ( трансцендентальная логика) неразрешимые вопросы (трансцендентальная диалектика), пытаясь ответить на которые мы неизбежно попадаем в область трансцендентальной иллюзии, ибо это знание лежит за пределами возможного опыта (элементы, Бог, свобода, вечность мира). По версии Канта, мир чувств и восприятий является полным хаосом, нагромождением беспорядочных ощущений и событий. Нужно навести в этом хаосе порядок. Этот мир превращается посредством априорных форм, какими являются время и пространство. Время и пространство существуют только в феноменальном мире. Они существуют без опыта и вне опыта. Наложение связей в мире феноменов находится с помощью категорий рассудка. С помощью этих связей познавая превращает хаос на порядок и закономерный движущийся мир. 2. Виды (методы) познания
Познание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.п. - соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякое задачи и связано с описанием, объяснением и прогнозом процессов и явлений действительности. Различают также формы знания, имеющие терминологическую, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаукове, лженаучных, квазинаучной, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личное, "народная наука". Поскольку разная совокупность нерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантное наука. Изначальную структуру познания представляет субъектно-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии. В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. 3. Пути познанияСуществует несколько типов познания:
Главными этапами научного исследования являются:
См.. такжеИсточники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |