Полемическая литература

Полемическая литература (от греч. πολεμιχός - Воинствующий) - подборка текстов различных авторов, в которых обсуждаются проблемные вопросы религиозной дискуссии между католической и православной церквями с целью их объединения.


1. Брестская уния

Особое развитие П.Л. получила в 16 -17 вв., когда католицизм начал религиозно-идеологическое наступление на православия, а также в связи с Брестской церковной унии 1596 Толчком для развития П. Л. стала книга польского публициста - иезуита Петра Жалобы "О единстве церкви Божьей" ( пол. O jedności kościoła Bożego ) (Вильно, 1577).

Среди украинских политических, церковных и литературных деятелей не было единой позиции относительно событий, которые происходили. В частности, как писал В. Щурат: "Уния приблизила Русь в Западную Европу, уния вызвала богатое литература, уния ускорила культурное развитие русского народа". Однако среди сторонников украинского православия уния породила тревогу и вызвала целую волну протестов в виде полемических трактатов и памфлетов.

В ответ появились анонимные памфлеты украинских православных литераторов, произведения выдающихся украинских писателей-полемистов Г. Смотрицкого, Христофора Филалета, Ивана Вышенского, Стефана Зизания, М. Смотрицкого, С. Копистенского, М. Андреллы и др.. В частности, "Апокрисис" ("Ответ"), изданный в Остроге польской (1597) и староукраинском (1598) языках, написанный Христофором Филалета в ответ Петру Жалобы, гневно выступает против коварной политики папства и предательских действий верхушки украинского духовенства, предостерегает, что польско-шляхетская политика социального и национально-религиозного угнетения украинского и белорусов может вызвать народное восстание. "Апокрисис" имел большую популярность в Украине и Беларуси.

"Календарь римский новый" Смотрицкого "борется" за независимость "русской веры" с иезуитом Б. Гербест, критикует католическое учение о божественном происхождении папской власти и отвергает григорианский календарь. Произведение Смотрицкого не всегда соблюдается теологических аргументов, зато использует юмор с присказками и пословицами, написанный на языке приближенной к народу, и поэтому становится доступным широким массам.


2. Вопросы реформирования православной церкви

Однако полемисты не ограничивались проблемой борьбы с наступлением католицизма. В своих произведениях они поднимали вопрос реформирования самой православной церкви, коллективного управления ее делами, высмеивали косность и консерватизм православных иерархов. Кроме того, поднимались и социально-политические проблемы: неравноправия людей, эксплуатации человека человеком и одного народа другим. Особый полемический пафос выделяет произведения Ивана Вышенского. Например, в "Послании к епископам" он обличает духовенство как стяжателей, что забыли Бога. Единственным способом спасения человека от эгоизма и жестокости мира он считал монашество. Сам Вышенский эмигрировал в Грецию и стал монахом-отшельником в одной из святых пещер на горе Афон.


3. Протесты ополячиванию

Писатели-полемисты Мелетий Смотрицкий в произведении "Тренос" Захар Копыстенский в "Палинодии", Иван Вышенский в "Раде об очищении церкви" выступали против вмешательства польского правительства в дела православной украинской церкви, разоблачали его политику по принципу "чем хуже, тем лучше". Дело в том, что православные священники, которые предназначались сеймом, часто были недостаточно образованными, отличались сомнительными моральными и личностными качествами. Один из таких священников, Кирилл Терлецкий, предстал перед судом за убийство и изнасилование. Имели место вымогательство денег у прихожан, распродажа церковного имущества и земель. Вследствие этого, как и при задумывали те, кто проводил такую ​​политику, дискредитация и как следствие, вытеснение православной церкви католической бы неизбежным.

Полемическая литература стала важным идейным оружием в борьбе за социальное и национальное освобождение украинского народа и способствовала подъему национально-освободительного движения.


4. Произведения полемической литературы