Польский подпольная государство

Флаг Польской подпольной государства

"Польская подпольная государство" ( 1939 - 1945) - совокупность государственных институтов гражданского подполья на территории оккупированной Польше с сентября 1939 г. до июня 1945 г., от оккупацией Польши нацистской Германией и началом формирования сопротивления до окончательной ликвидации очагов и организационных структур П. П. Д.

Исторические польские государства

На этапе формирования П. П. Д. распространяла свою деятельность на земле, которые были в составе Польши до 1939 г., включая современные западноукраинские земли. На этих территориях сначала действовал Делегат правительства на восточные земли, а затем было образовано систему окружных и уездных Делегатуру. Вследствие этого неизбежны были контакты П. П. Д. с украинским населением и общественными, военными и политическими организациями, которые его представляли.


1. Предпосылки образования гражданского подполья

Поражение и капитуляция в сентябрьской кампании 1939 г. стала для польского населения шоком и обусловила потерю авторитета государственной власти в обществе. Однако уже в первые месяцы оккупации начали зарождаться структуры организованного подполья. Это движение возглавили премьер В. Сикорский и генерал М. Карашевич-Токаржевского, члены эмиграционного правительства К. Соснковский, А. Ладось, М. Сейда и др.. "Польская подпольная государство" должна была стать монолитной структурой, организующей борьбу всего общества в двух секторах - военном и гражданском. Спецификой польской ситуации было то, что параллельно с вертикалью гражданской власти М. Карашевич-Токаржевского создал независимую от нее систему военной администрации (Служба победе Польши, Союз вооруженной борьбы и Армия Крайова). Система ППД оказалась неполной, поскольку вследствие доминирующего влияния военных руководителей гражданский сектор был в известной степени запущен. Слаженная система государственных институтов начала формироваться только во второй половине 1940-го года.


2. Временное Делегат правительства (июнь - декабрь 1940 г.)

Активизация деятельности гражданского сектора организованного подполья связана с назначением Временного Делегата правительства на территории всей оккупированной Польши, должность которого занял опытный военный, полковник Я. Скоробогатый-Якубовский, который в мае 1940 года переехал из Франции в Польшу для выполнения своей миссии. Одной из основных задач Временного Делегата правительства была координация деятельности ведущих политических сил для образования единой системы государственных органов. Эта задача взяло на себя Бюро координации, которое подчинялось Временному делегатами правительства. В сентябре 1940 года был подготовлен проект создания конспиративной администрации, в котором предполагалось организовать такие департаменты:

  • внутренних дел
  • правосудия
  • труда
  • здравоохранения
  • финансов
  • промышленности
  • ремесел и торговли
  • науки и образования
  • сельского хозяйства и продовольствия
  • транспорта и телекоммуникаций.

Как свидетельствуют отчеты и другие документы, в целом работа Я. Скоробогатый-Якубовского в должности Делегата правительства была достаточно успешной, ему удавалось разрешать противоречия между различными организациями и консолидировать польское подполье. После того, как 14 декабря 1940 года он передал функции Временного Делегата правительства Ц. Ратайському, углубился разделение польского подполья, которое не могло функционировать как монолитная структура через внутрипартийную несогласованность.


3. Структура подпольной власти

ППД создавали на оккупированной территории с учетом ее разделение в 1939 г.: западные земли, включенные в III Рейхе, Генеральное Губернаторство, Восточные земли, которые в 1939 - 1941 гг принадлежали Советскому Союзу. На каждой из этих территорий были специфические условия, связь между ними был осложнений и часто невозможным. Поэтому на первом этапе Второй мировой войны институты "Польской подпольной государства" зарождались и независимо действовали в трех основных очагах, центрами которых были Варшава, Познань и Львов.

Успешной была деятельность польских органов власти на территории Генерального Губернаторства, что проявилось в развитии центров и сфер влияния. Причины этого - в географическом и политическом положении этих земель, которые во времена II Речи Посполитой были основой государственных процессов, имели соответствующие ресурсы и кадры, а также опирались на сильные патриотические настроения местного населения.

Кроме того, работа подпольщиков на территории, которая была аннексирована Германией, была нейтрализована гестапо и другими спецслужбами, а на восточных землях она осложнялась из-за межнациональные конфликты и слабое влияние польских организаций на местах. Впрочем существовали проблемы внутри подпольных структур. И в Генеральном Губернаторстве, и на других территориях в кругах подполья не хватало четкой, слаженной системы совместных различных органов, долгое время оставалась неурегулированной дело отношений гражданской и военной краевой власти, о чем узнаем из корреспонденции и отчетов местных органов власти с центральным аппаратом - Делегатуру Правительства , которая действовала в Варшаве.


4. Система центральных органов

Представительным органом ППД был Политический Комитет Согласия (ППК), который в марте 1943 г. был переименован в Краевую репрезентацией политических (КРП), а в декабре того же года реформирован в Раду Единства Национальной (РЕП), которая предназначалась Делегатом правительства. Эта организация была чем-то вроде малого парламента конспиративной Польши. Представительные органы ППД нельзя считать законодательными в прямом смысле, поскольку их компетенция и деятельность осуществлялись, в основном, в форме консультаций и представления выводов правительству, что действовал в Лондоне. Формирование единой централизованной сети ППД связано с деятельностью Ц. Ратайського и Я. Пикалкевича на должности Делегата правительства и приходится на период 1941-1943 гг Единую администрацию составляли центральные институты, которые назывались департаментами, а также локальные органы власти, возглавляемые окружными Делегатами правительства . Окружные делегатуры выполняли функции довоенной общей администрации.


5. Отраслевые органы власти

Департаменты были созданы в основных сферах деятельности подпольной власти. В уставе Делегатуры Правительства было запроектировано 14, а было 12 департаментов: внутренних дел, финансов, образования и культуры, сельского хозяйства, промышленности и торговли, труда и социальной помощи, коммуникации, почты и телеграфов, ликвидации последствий войны, восстановления и общественных работ, прессы и информации. Большинство департаментов дублировали бывшие министерства Речи Посполитой, и только три из них были организованы специально учитывая условия войны и оккупации. Департаменты выполняли свои задачи с неодинаковой эффективностью: если в культурно-образовательных программах и информационном секторе работа была довольно успешной, то в экономических вопросах она блокировалась оккупационными властями. Поэтому в работе выделено активные, вели широкую деятельность и оказали значительное влияние на текущее положение дел и развитие событий в порученной им области (Департамент труда и социальной помощи, Департамент образования и культуры или Департамент внутренних дел), а также пассивные, которые ограничивались к формальному влияния на ситуацию, готовя отчеты, экспертные оценки, разрабатывая отдельные планы и т.д. (департаменты сельского хозяйства, промышленности и торговли, конумикации).

Система институтов "Польской подпольной государства" начала развиваться осенью 1939 г., но рис государства приобрела в 1941 г. В течение 1941-1942 гг было организовано центральные административные органы, которые подлежали делегатами правительства, апогей развития которых приходится на 1943 - 1944 гг протяжении всего периода оккупации система гражданских органов действовала независимо от военных структур: Союза вооруженной борьбы (от пол. Związek Walki Zbrojnej - ZWZ ) И Армии Крайовой), что привело к созданию двух векторов во внутриполитической жизни Польши и негативно отразилось на функционировании государственных институтов. Военная администрация пыталась подчинить гражданскую, а гражданская - установить непосредственный контроль над вооруженными силами сопротивления.


6. Местные ячейки

Территорию оккупированной Польши ее гражданское подполья разделило на 15 округов, которым для конспирации было дано специальные названия: Аквариум - округ Варшава, Бобры - Полесье, Течение - Силезия т.д.. За территориальную основу деятельности временной правительственной администрации правили воеводства (согласно админподилом довоенной Речи Посполитой), называвшиеся округами, а также уезды и гмины. Формирование тереновой подпольной власти происходило на основе таких критериев и принципов:

а) с восстановлением государства после оккупации и овладением ситуацией прогнозировалось возвращение к административному делению II Речи Посполитой;

б) во время оккупации и в переходный период для облегчения управления признавался разделение, внедрен оккупантом, а отклонения от этого принципа допускались, если были продиктованы практической необходимостью;

в) для территории, прогнозировалась к включению в польскую послевоенную государство, территориальное и административное деления должны быть установлены отдельно.

Основу местной иерархии составляли окружные, уездные и городские делегатуры. Организационную структуру уездной Делегатуры Правительства представляли семь основных отделов: 1) безопасности (по административно-правовым), 2) самоуправления, 3) сельского хозяйства и провизии, 4) санитарный, 5) военный, 6) технический, 7) общественного сопротивления.


7. Украинский вопрос

В период Второй мировой войны особенно остро встали последствия пренебрежения национально-этнической проблематики в политике межвоенной Польши, часто мотивировало кровавые межнациональные конфликты. Украинская проблема была предметом споров среди ведущих деятелей ППД. Однако даже при Волынской трагедии ее лидеры не исключали возможности сотрудничества с украинской подпольными организациями. В отличие от радикальной позиции польских военных руководителей, представители гражданского подполья демонстрировали большую гибкость и толерантность, в частности в решениях 1943 года (от 14.02, 15.04, 15.10, 13.12 и др.).. Эти документы свидетельствуют, что деятели "Польской подпольной государства" искали взаимопонимания с Украинский, апеллируя к их влиятельных институтов - греко-католической церкви из-за ее митрополита Андрея Шептицкого и ОУН. Однако, украинский вопрос рассматривался лидерами различных политических сил достаточно неоднозначно. Если одни отстаивали необходимость взаимопонимания с украинским населением и координации действий ради общей борьбы с оккупантами, то другие, например представители Национальной партии, настаивали на невозможности сотрудничества с украинским и нагнетали атмосферу взаимной вражды.


Источники

1. Полищук П. Система институтов "Польской подпольной государства" / / Научный вестник Ужгородского университета. Серия: история. - 2007. - № 18. - С. 180 - 188.

2. Полищук П., Яровой В. Органы местного управления "Польской подпольной государства" во время Второй мировой войны / / Научный вестник дипломатической академии Украины. - Киев, 2007. - Выпуск 14. - С. 432 - 449.

3. Полищук П., Яровой В. Проблема дефиниции понятия "Польская подпольная государство" / / Вестник Днепропетровского университета. Научный журнал. Серия: археология и история. - Днепропетровск, 2008. - № 1, Выпуск 16. - С. 154 - 165.

4. Полищук П. Предпосылки возникновения "Польской подпольной государства" / / Актуальные проблемы отечественной и всемирной истории. Научные записки РГГУ. - Ровно, 2008. - № 13. - С. 278 - 283.