Портрет Леона Ленгоффа

Портрет Леона Ленгоффа ( англ. Young Boy Peeling a Pear ) - Раннее произведение французского художника Эдуара Мане.


1. Тайна Леона Леенгофа

Эдуар Мане. Огюст и Эжени Мане, родители художника.

Мать Леона - Сюзанна Ленгофф, уроженка Голландии. Происходила из бедной многодетной семьи. Вместе с братьями перебралась в Париж на заработки (Рудольф Ленгофф был художником, а Фердинанд - скульптором). Она была учительницей музыки в семье судьи Огюста и Эжени Мане.

В семье рос сын Эдуард, что взывал стать художником. Строгий отец, имел собственные буржуазные представления о благочестии поведения и престижность карьеры для сына, согласия не давал. В семье воцарились напряженность и сопротивление сторон, ни одна из которых не шла на уступки. Поддержку Эдуар получил от дяди, брата матери, Эдмона-Эдуара Фурнье, что водил племянника в Лувр, а затем оплатил деньги за его обучение в художественной школе. Только после консультаций отца с добропорядочными друзьями семьи Эдуар - получил разрешение на художественное учеба в мастерской модного художника Тома Кутюра (1815-1879).

Эдуар еще не знал, что судьба подкинет ему испытание безденежьем, травлей буржуазных журналистов и угнетающим зависимости от денег отца. Ведь годы Эдуар не мог обеспечивать себя сам, а выбрать другую профессию - не захотел.

Безденежье и смутное материальное положение художника стал в пути и при создании собственной семьи. Только после смерти отца - Эдуард, ставший наследником, женился, взяв брак с учительницей музыки Сюзанной Ленгоф. Это был мезальянс, но на это в семье закрыли глаза. Бесконечные любовные приключения Эдуара надоели, ему - тридцать один год ...

Неясным было и состояние Леона Ленгоффа, которого позиционировали как младшего брата Сюзанны. Удивление вызвали хлопоты вокруг беременной Сюзанны со стороны Эдуара, тот стал крестным отцом родившегося мальчика, а потом воспитывал последнего в собственной семье. Есть основания полагать, что он был внебрачным ребенком Эдуара Мане и Сюзанны. Больше детей в семье Эдуара и Сюзанны не было. В годы болезни Эдуара, заботились о нем именно Леон с Сюзанной. Парень не имел художественных способностей и художником не был. Умер пожилым человеком в Нормандии, не оставив потомков.


2. Описание произведения

Портрет Луи Готье-Латюиля, пастель (та же прическа).

У стола, где стоит блюдо с грушей, сидит юноша. Художник точно подал переходную сутки подростка, уже почувствовал первые сквозняки взросления - отсюда модная прическа, галстук и первая небритый борода.

В Париже 19 века была привычка покрывать фрукты, предназначенные для продажи, небольшим слоем воска чтобы они Более длинные не теряли товарный вид, не портились. Покупатели об этом хорошо знали. Приобретенные фрукты перед употреблением чистили от корки вместе со слоем воска. Именно этим и занимается Леон.


3. Провенанс

Картина была в сборнике художника Андерса Цорна (1860-1920), работавший в Париже. В 1896 году Цорн и подарил произведение Эдуара Мане в Национальный музей Швеции, стал ценным вкладом в коллекцию произведений предшественников и создателей французского импрессионизма. Это не единственное произведение Эдуара Мане в музее, последний еще и "Натюрморт с рыбами".

Источники

  • Otto Friedrich: Edouard Manet und das Paris seiner Zeit (Нем.) Kiepenheuer & Witsch 1994 ISBN 3-462-02366-7
  • Nancy Locke: Manet and the Family Romance (Англ.) Princeton University Press 2001 ISBN 0-691-05060-0
  • Gotthard Jedlicka: Manet (Нем.) Z?rich 1941
  • Werner Hofmann: ?douard Manet Das Fr?hst?ck im Atelier (Нем.) Fischer Taschenbuch 1998 ISBN 3-596-23908-7
  • James Cuno: Manet Manet (Нем.) Dumont Verlag 2005 ISBN 3-8321-7504-0
  • Adolphe Tabarant: Manet (Фр.) Mercure de France 1935

См.. также