Портрет архитектора


Портрет архитектора - малоизвестная картина художника 16 века Лоренцо Лотто из Венеции.


1. Уважение к архитекторам

Немногие специалисты пользовались таким спросом и таким уважением, как архитекторы. Это повелось еще с середньовичча.Велич страны и ее могущество часто воплощали городские соборы. Грандиозные соборы Франции эпохи готики12 - 14 веков еще производят впечатление зданий, созданных или великанами, или гениями. Гениями и были средневековые архитекторы Виллар де Оннекур, Уильям Джой, Арнольфо ди Камбио, Парлерж, Аристотель Фиораванти и другие.

Профессия требовала хорошего образования, немалых способностей, развитой памяти, организационных талантов. Строители крепостей были вынуждены еще и хранить тайны. Специальность архитектора был престижным. И быть вовлеченными в архиткетуры и звание военного инженера желали и Леонардо да Винчи, и Альбрехт Дюрер, и Матиас Грюневальд.

Немалой уважением пользовались и строители в Венеции, где строить на влажных и нетвердых грунтах было особенно важко.Слава архитекторов север Италии достигла границ Франции на западе и Московии на востоке. Ведь именно северо-итальянские и венецианские мастера строили Успенский собор в Москве и крепость Кремль в 15 веке.


Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции

2. Портрет архитектора кисти Лоренцо Лотто.

В период жизни в Венеции к художнику часто обращались с просьбой нарисовать портрет. В Венеции слишком парадно рисовали только официальные портреты дожей. Этот стиль не очень подходил к изображению частных лиц, не обремененных властью и политикой. Стиль Лотто был сдержанно торжественным и приятным по цветам. В период 1523 - 1535 років Лотто был просто завален заказ на портреты. Позже, рассеянные по частным домам, портреты теряли имена. И многих из тех, кого рисовал Лоренцо Лотто, мы теперь знаем по условным названиям "Мужчина в красном", "Женский портрет", "Человек в черном плаще". Потерял свое имя и "Портрет архитектора". Он до сих пор в частной сборке.


  • Портрет мужчины в черном плаще

  • Женский портрет

  • Мужчина в красном

Молодой строитель устало оперся на стол, где лежат угольник и циркуль, древние атрибуты профессии архитектора. Однотонные краски скатерти и одежды художника вовсе не скучные. Вместе они производят приятное и гармоничное впечатление. Вне художника свободна и непринужденная. Потому и портрет должен украсить родной дом, где можно не прихорашиваться и ходить расхристанным. Архитектор тщательно позирует и с уважением смотрит на художника, озабоченного точным воспроизведением черт лица и платья. Кажется, художники хорошо понимали друг друга. А после сеанса садились за тот же стол с циркулем, пили сладкое вино и пели песни. Потому венецианцы сами о себе гордо говоря: прежде всего венецианцы, а потом католики. Итак, порадуемся Жизни!


Источники

  • Маркова В.Э. Тема "sacra conversazione" в творчестве Лоренцо Лотто / / Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи.М.: "Наука", 1997. С.182-189.
  • Всеволожская С.Н. и др. "Итальянская живопись 13-18 веков в собрании Эрмитажа", Л, "Сов. художник ", 1965 (рус)
  • Жермен Базен "История истории искусств. Вот Вазари до наших дней"

См.. также