Надо Знать

добавить знаний



Постмодернизм



План:


Введение

Музей Гуггенхейма в Бильбао - пример архитектуры постмодернизма.

Постмодернизм - мировоззренческо-художественное направление, что в последние десятилетия 20 века приходит на смену модернизму. Это направление - продукт постиндустриальной эпохи, эпохи распада целостного взгляда на мир, разрушение систем - мировоззренчески-философских, экономических, политических.


1. Термин "постмодернизм"

Впервые термин "постмодернизм" упоминается в работе немецкого философа Рудольфа Панвица [1] (Rudolf Pannwitz) "Кризис европейской культуры" [2] (1914), но распространился он в конце 1960-х pp. сначала для определения стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации, а вскоре - в литературе, живописи и музыке [3].

В английском языке различают термины " Postmodernism "(собственно постмодернизм) - для определения постмодернизма, как исторической эпохи, пришедшей на смену эпохе модернизма и " Postmodernity "(постмодернисты) - используемый для обозначения проявлений постмодернизма в социальной и культурной сферах [4]. Подобное различение терминов характерно также французской речи (Postmodernisme и Postmodernit).


2. Развитие постмодернизма

Как философская категория термин "постмодернизм" получил распространение благодаря философам Жаку Деррида, Жорж Батай, Мишелю Фуко и особенно книге французского философа Жана-Франсуа Лиотара Состояние постмодерна" ( 1979) [5].

Постмодернисты, благодаря горькому историческому опыту, убедились в суете попыток улучшить мир, потеряли идеологические иллюзии, считая, что человек лишен возможности не только изменить мир, но и понять, систематизировать его, что событие всегда опережает теорию. Прогресс признается ими лишь иллюзией, появляется ощущение исчерпанности истории, эстетики, искусства. Реальным считается варьирования и сосуществование всех (и древнейших и новейших) форм бытия.

Принципы повторяемости и совместимости превращаются в стиль художественного мышления с присущими ему чертами эклектики, тяготением к стилизации, цитирование, переиначивание, реминисценции, аллюзии. Художник имеет дело не с "чистым" материалом, а с культурно освоенным, ведь существование искусства в предыдущих классических формах невозможно в постиндустриальном обществе с его неограниченным потенциалом серийного воспроизводства и тиражирования.


3. Черты постмодернизма в искусстве

Энциклопедия литературных направлений и течений подает такой список черт постмодернизма:

  • культ независимой личности;
  • тяга к архаике, мифу, коллективного бессознательного;
  • стремление соединить, взаемодоповниты истины (порой полярно противоположные) многих людей, наций, культур, религий, философий;
  • видение повседневной реальной жизни как театра абсурда, апокалипсического карнавала;
  • использование подчеркнуто игрового стиля, чтобы акцентировать на ненормальности, несправжности, противоестественности господствующего в реальности образа жизни;
  • умышленно причудливое переплетение различных стилей повествования (высокий классицистический и сентиментальный или грубо натуралистический и сказочный и др..; в стиль художественной нередко вплетаются стиле научный, публицистический, деловой и др.);
  • смесь многих традиционных жанровых разновидностей;
  • сюжеты произведений - это легко замаскированные аллюзии (намеки) на известные сюжеты литературы предыдущих эпох;
  • заимствования, переклички наблюдаются не только на сюжетно-композиционном, а и на образном, языковом уровнях;
  • как правило, в постмодерном произведении присутствует образ рассказчика;
  • ироничность и пародийность. [6]

Американский литературовед Игаб Хассан (Ihab Hassan) отмечает следующие черты:

  • Неопределенность,
  • "Фрагментарность",
  • "Деканонизация"
  • "Потеря Я",
  • "Ирония",
  • "Гибридизация",
  • "Карнавальность"
  • "Сконструированность". [7]
Сравнительная таблица "модернизм-постмодернизм" за Брайнин-Пассек [8]
модернизм постмодернизм
Скандальность Конформизм
Антимещанский пафос Отсутствие пафоса
Эмоциональное отрицание предыдущего Деловое отрицание предыдущего
Первичность как позиция Вторичность как позиция
Оценочное в самоназвании: "Мы - новое" Безоценочное в самоназвании: "Мы - все"
Декларируемая элитарность Декларированные демократичность
Преобладание идеального над материальным Коммерческий успех
Вера в высокое искусство Антиутопичнисть
Фактическая культурная преемственность Отказ от предыдущей культурной парадигмы
Выраженность границы искусство-неискусство Все может называться искусством

4. Постмодернизм в литературе

Мировоззренческо-художественное направление, что в последние десятилетия XX в. приходит на смену модернизму. Это направление - продукт постиндустриальной эпохи, эпохи распада целостного взгляда на мир, разрушение систем - мировоззренчески-философских, экономических, политических.

Впервые термин "постмодернизм" упоминается в 1917 p., но распространился он в конце 1960-х pp. сначала для определения стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации, а вскоре - в литературе и живописи ( поп-арт, оп-арт, "новый реализм", хеппенинг и др.)..

Популярность постмодернизма способствовали рассуждения философов Ж. Деррида, Ж. Батая, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко. Постмодернисты, благодаря горькому историческому опыту, убедились в суете попыток улучшить мир, потеряли идеологические иллюзии, считая, что человек лишен возможности не только изменить мир, но и понять, систематизировать его, что событие всегда опережает теорию .. Прогресс признается ими лишь иллюзией, появляется ощущение исчерпанности истории, эстетики, искусства. Реальным считается варьирования и сосуществование всех (и древнейших и новейших) форм бытия. Принципы повторяемости и совместимости превращаются в стиль художественного мышления с присущими ему чертами эклектики, тяготением к стилизации, цитирование, переиначивание, реминисценции, аллюзии. Художник имеет дело не с "чистым" материалом, а с культурно освоенным, ведь существование искусства в предыдущих классических формах невозможно в постиндустриальном обществе с его неограниченным потенциалом серийного воспроизводства и тиражирования.

Отличительные черты постмодернизма:

  • культ независимой личности;
  • тяга к архаике, мифа, коллективного бессознательного;
  • стремление соединить, взаемодоповниты истины (порой полярно противоположные) многих людей, наций, культур, религий, философий;
  • видение повседневной реальной жизни как театра абсурда, апокалипсического карнавала;
  • использование подчеркнуто игрового стиля, чтобы акцентировать на ненормальности, несправжности, противоестественности господствующего в реальности образа жизни;
  • умышленно причудливое переплетение различных стилей повествования (высокий классицистический и сентиментальный или грубо натуралистический и сказочный и др..; в стиль художественной нередко вплетаются стиле научный, публицистический, деловой и др.);
  • смесь многих традиционных жанровых разновидностей;
  • сюжеты произведений - это легко замаскированные аллюзии (намеки) на известные сюжеты литературы предыдущих эпох;
  • заимствования, переклички наблюдаются не только на сюжетно-композиционном, а и на образном, языковом уровнях;
  • как правило, в постмодернистском произведении присутствует образ рассказчика;
  • ироничность и пародийность.

Среди первых отчетливо постмодернистских произведений - романы Умберто Эко "Имя розы" (1980), П. Зюскинда "Запахи" (1985), Д. Апдайка "Версия Роджерса"] (1985), Томаса Пинчона Радуга гравитации" (1973).

Постмодернизм в современной украинской литературе проявляется в творчестве Ю. Андруховича, Ю. Издрика, Л. Дереша, О. Ульяненко, С. Процюка, В. Медведя, О. Забужко и других.

Герой литературы постмодернизма - человек, который чувствует себя "очень неуютно в холодном вселенной" (У. Эко), есть растерянная, уединенная, потерявшей духовные ориентиры, разочаровалась в идеалах прошлого. Какие достижения в развитии новейших средств массовых коммуникаций способствовали возникновению постмодернизма? Постмодернизм многим обязан своим возникновением развитию невитних средств массовых коммуникаций - телевидению, видеотехнике, информатши компьютерной технике. Возникнув прежде всего как культура визуальная, посте дернизм в архитектуре, живописи, кинематографе, рекламе сосредоточился не на отражении, и на моделировании действительности путем экспериментирования с искусственной реальностью - видеоклипами, компьютерными играми, диснеевскими аттракционами.


Примечания

  1. [1] - www.navoprosotveta.net/17/17_398.htm (Рус.)
  2. Pannwitz, Die Krisis der europischen Kultur, Nrnberg 1917, S. 64 (материалы немецкой википедии)
  3. библиотека украинской литературы - www.ukrlib.com.ua/encycl/techii/printout.php?number=16
  4. Согласно en: Postmodernity # Postmodernism_and_postmodernity
  5. В русскоязычном переводе - Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб.: 1998.
  6. Цитата по [2] - www.ukrlib.com.ua/encycl/techii/printout.php?number=16
  7. Leslie A. Fiedler, Uberquert die Grenze, schliebt den Graben. - Ihab Hassan, Pluralismus in der Postmoderne. - In: "Die unvollendete Vernunft. Moderne versus Postmoderne", Frankfurt a. M., 1987, S. 159-165. Цитата по [3] - www.durov.com/literature3/zatonsky-96.htm # 9
  8. В.Брайнин-Пассек. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике. / / Новый мир искусства. - Санкт-Петербург, ноябрь 2002. - www.worldart.ru/files/28.pdf (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам