Почаевская лавра

Свято-Успенская Почаевская лавра - православный мужской монастырь в Почаеве, Тернопольская область, Украинской православной церкви (Московского патриархата) со статусом лавры. Наибольшая православная святыня Волыни и вторая, после Киево-Печерской лавры, в Украине.


1. История

1.1. Православный период, Иов (Иов) Почаевский

По легенде, монастырь основали монахи Киево-Печерского монастыря, бежавшие от нападения татар в 1240 году. Впервые упоминается в документах в 1527 году.

Почаевская лавра в 1800 г.

Когда в 1596 году польские власти провозгласила унию, монастырь решительно выступает против окатоличивания православных, стойко выдерживая натиск чужих вероучений и становится мощным духовным центром Православия. В 1597 г. шляхтянка А. Гойская подарила монастырю чудотворную икону Матери Божьей, которую привез на Волынь в 1559 году греческий митрополит Неофит. Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Иова Железа ( 1550 - 1651 г.), преобразил обитель - ввел здесь общинножиття монахов, окружил обитель огород, создал типографию для защиты Православия. 1649 средства Федора и Евы Домашевских возведен каменный храм в монастыре. Одна из святынь - Почаевская икона Божьей Матери. В 1675 г. благодаря молитве к этой иконы турецкие завоеватели отступили от монастыря (этому событию посвящена дума "Ой, взошла заря вечеровая").

Почаевская лавра в 2005 г.

1.2. Греко-католический период

Николай Василий Потоцкий

.

1713 - монастырь становится греко-католическим, Ордена Святого Василия Великого (ОСВВ, василианские). Состояние сооружений монастыря требовал реконструкции. После многочисленных совещаний для перестройки монастыря был принят план Яна Готфрида Гофмана. 3 июля 1771 торжественно заложен первый камень. 1791 закончили строительство монастыря и 8 сентября образ был торжественно внесен в новую святыню. 8 сентября 1773 Рудницкий (после признания чудотворной Папой Римским Климентом XIV) была коронована икона Богоматери в деревянной часовне, возведенной каменецким комендантом Яном де Витте.

Церковь и монастырь оо. Василиан заложил 1771 в Почаеве Николай Василий Потоцкий, выставив это все за свой ​​счет. Кроме того он дал монастырю 200 000 злотых. Имел он в монастыре свой дом и после смерти завещал поселения Серебряная и все свое имущество монастырю.

С 1713 к 1832 года Почаевский монастырь был греко-католическим, принадлежал к Василианского Ордена. Именно в то время монастырь был больше перестроенный, в частности тогда был построен главный храм Лавры - Святоуспенский. В общих чертах проект собора подготовил Г. Гофман - архитектор второй половины XVIII века, родом из Силезии, представитель эпохи барокко. Поэтому его автором. Всю дальнейшую работу по строительству храма осуществляли львовские зодчие и скульпторы - братья Петр (умер около 1780 года) и Матвей (около 1720 - около 1800 года) Полейовский. Принимал участие и украинский архитектор Франциск Ксаверий Кульчицкий, который, кроме того, построил течение 1771 - 1783 лет в лавре трапезную и сформировал под Успенским собором террасу с парапетом [1]. Общая композиция комплекса - террасная, здания размещены на склонах с постепенным повышением до главного акцента - Успенского собора. Главный фасад по католической традиции украшают две башни под углом 45 ? к главной оси, подчеркивает всефасаднисть собора - характерную черту украинских церквей. Первоначальный алтарь похож на католические, с колоннами и статуями на них (сохранился рисунок алтаря Успенского собора, автор - Т. Г. Шевченко, 1846 г., см.. т.д.). Всего композиция с одной центральной баней на восьмерику и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам казацкого барокко - собор Троицкого монастыря в Чернигове и этого монастыря возле Лубен на Полтавщине [2]. С 1730 года действовала Почаевская типография, из которой вышло 187 книг, среди которых "Богогласник" (1790-91) - крупнейшая сборник духовных кантов.


1.3. Синодальный период

25 октября 1831 году монастырь был возвращен в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в Российской империи. При этом в синодальный период священноархимандритом Почаевской Лавры были Волынские ( 1840 - 1860 -х годах - Варшавские) архиереи. В начале 1840 -х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.

Также в этот период в Соборном храме Успения Божией Матери были сделаны два боковых алтаря: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездном киоте поместили чудотворную Почаевскую икону Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, покоились мощи преподобного Иова Почаевского. Кроме того при Лавре была иконописная мастерская, школа для обучения различным ремеслам, три гостиницы и больница для паломников.
Становится оплотом русификации региона, а после указа Николая II 1905 - средоточием деятельности черной сотни.


1.4. Времена первой мировой войны и национально-освободительной борьбы (1914-1920 годы)

При Первой мировой войны 1914 - 1918 лет из Лавры вывозилось все, что представляло хоть какую-то ценность: от колоколов в архив, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелали остаться 18 человек. Но австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, в результате Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев входят российские войска. В Лавре восстанавливается православное богослужение, возвращаются иконы, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

При национально-освободительной борьбы вокруг Лавры не затихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, имея лишь скудные запасы. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было.


1.5. В Польской республике

8 сентября 1920 года Почаевская земля были занята поляками и запад Волыни официально вошел в состав Польской республики. До 1939 года монастырь принадлежал Польше, и входил в состав Польской православной церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда "ревиндикация" - передача храмов Католической Церкви. Против выступила вся Православная сообщество и отстояла свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала Монашеская школа, ряд хозяйственных учреждений, что свидетельствовало о некотором духовный и хозяйственный подъем лавры.


1.6. Военные годы и советский период

В 1939 году после присоединения западных регионов Украины в СССР лавра вошла в молитвенное общение с Русской церковью. В Лавре совершались епископски хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Магана), для разных городов Украины. Но вместе с тем советская власть забрала у лавры типографию, иконописная мастерская, иноческий больницу, а также монастырскую мельницу, архиерейский дом, свечной завод вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарем. И все же монастырь жил.

Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной православной церкви, сохранившей общения с Московской Патриархией. Здесь имел свое местопребывание постриженик Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.

В советский период, лишена многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть опорой Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский [1]. В 1960 -х годах Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В частности, было заключено архимандрита Алипия. В последующие десятилетия советского режима власти вновь неоднократно пытались закрыть монастырь, но безрезультатно. В этот период священноархимандрит Лавры были Львовские архиереи.


1.7. Новейшее время

С распадом СССР давление атеистической власти ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре была возвращена здание музея, с 1991 года возобновились лаврские образовательные учреждения - как пастырские курсы, так и духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семинария. Также известно, что при расколе в Украинской православной церкви в 1992 году лаврская Монашеская братия предпочла остаться в составе Русской православной церкви, идя даже на конфликт с тогдашним наместником, придерживавшийся противоположного мнения.

С 1990 года наместник Лавры обычно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиального монастыря Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Почаевская лавра - одно из величественных в Украине мест паломничества на 5 августа - Почаевской Божьей матери, Успения Пресвятой Богородицы ( 28 августа) и преподобного Иова ( 10 сентября).

К ее святыням относятся: след стопы Матери Божьей с источником целебной воды, ее чудотворная икона, мощи преподобных Иова и Амфилохия, который лечил повстанцев.


2. Святыни монастыря

В Успенском Соборе за небольшой латунной оградой у первой колонны находится след правой Стопы Пресвятой Богородицы. Над Стопой, подобно древнему алтарю, ковчег с шелковым платом. На плате - изображение Стопы Богородицы, а за ним на стене отлитое из бронзы, украшенное золотом и серебром барельефное изображение явления Богоматери. Во ковчегом - на камне находится след самой стопы, из которого бьет источник.

В Успенском храме, над царскими вратами, в звездообразном, сияющем разноцветными камнями киоте - чудотворная Почаевская Икона Богородицы - вторая Лаврская святыня. Ее подарил в 1559 году греческий митрополит Неофит местной помещицы Анне Гойской.

Икона эта писана в византийском стиле на небольшом липовой доске. Богородица расположила свой лик к Сыну, которого держит на правой руке, а в левой - плат, им Она прикрывает ноги Богомладенца. Десница Иисуса поднята для благословения всех, для кого Он - "путь, истина и жизнь". На голове у Богоматери и Спасителя украшены короны. С обеих сторон и внизу на иконе есть небольшие изображения святых: справа - пророка Илии и мученика Мины, слева - первомученика Стефана и преподобного Авраамия, внизу - великомученицы Екатерины, справа от нее - святой Параскевы и слева - святой Ирины.

Узнав чудодейственную силу Почаевской Иконы Божьей Матери после исцеления своего слепорожденного брата Филиппа, Анна Гойская в 1597 году передала эту святыню Почаевский монастырь.


3. Сооружения

  • Свято-Успенский собор (1771-82 pp., Арх. Г. Гофман)
  • Троицкий собор (1906-12 pp., Арх. А. Щусев)
  • кельи (1771-80 pp.)
  • Архиерейский дом (1825 p.)
  • колокольня (1861-69 pp.) высотой 65 м
  • надвратный корпус (1835 p.)

4. Святые монастыря

5. Монастырские художники

6. Почаевская лавра на картинах Т. Г. Шевченко


Примечания

  1. И. Дуда. Алипий / / Тернопольский энциклопедический словарь. - М.: Издательско-полиграфический комбинат "Збруч", 2004-2010. - ISBN 966-528-197-6 , Том 1, 2004.

Литература

  • Чернихивский Г. Почаевская Свято-Успенская Лавра [Текст] / И. Чернихивский, А. Балюх. - М.: Збруч, 2006. - 49 с.
  • (Рус.) Свято-Успенская Почаевская Лавра [Текст]: [фотоочерка]. - М.: [б. и.], 2007. - 16 с.
  • Огиенко И. (Митрополит Илларион) Праздники Почаевская лавра [Текст] / сост. Огиенко И.; авт. предисловия М. С. Тимошик. - К.: Наша культура и наука, 2004. - 440 с.
  • Гудыма А. Почаевский монастырь в исторической судьбе украинства [Текст] / А. Гудыма. - М.: Ранок, 2003. - 40 с. \
  • Почаевская Лавра [Изобразительный материал]: буклет / В. Фенцур. - М.: Время, 1990. - Текст укр., Польск., Венгерский.

9. Почаевская лавра в фотоснимках