Надо Знать![]() | ПоэзияПлан:
Введение Поэзия ( греч. ποίησις - Творчество от ποιέω - делаю, творю) - художественно-образная словесное творчество, в котором язык используется с эстетической или евокативною целью кроме или вместо самой денотации. В поэтическом тексте главная роль обычно отводится форме выражения. Поэзия есть языковым искусством, которое предусматривает максимальное использование языковых средств, а также создание новых поэтических образов, то есть новых семантических связей между языковыми единицами путем метафоризации или метонимизации текста. 1999 года постановлением тридцатых сессии ЮНЕСКО установлено Всемирный день поэзии, который отмечается ежегодно (начиная с 2000) 21 марта. 1. Многозначность терминаРазграничение словесного творчества на прозаическую и поэтическую предложил Аристотель. Он противопоставлял простое и метризований разновидности письма. В поэтике Древнего Рима это разграничение было углубленное: стихотворная речь ( лат. versa oratio ) Противопоставлялась простом языке ( лат. prosa oratio ). В стихотворной речи относили эпос, лирику и драму. В простое - повествовательную, ораторское язык и философскую прозу. Сегодня термин поэзия обозначает прежде всего искусство слова (включая фольклор), исполнится энергией "аристократизма духа", или, как пишет Лина Костенко :
В узком смысле поэзия - ритмично организованное речи, встал на основе конкретно-исторического версификационной системы и является отличным от прозы. Иногда этим понятием обозначают стихотворные произведения определенного автора, нации или эпохи. Употребляется оно и в переносном смысле как обаяние, привлекательность. Так можно говорить о "поэзии определенного момента", о "поэтическую натуру", "поэтический фильм", имея в виду, что явление или предмет, названный поэтическим, выходит за рамки обыденности и оказывает определенное влияние, напоминает влияние поэтического текста. В определенных контекстах поэзия может выступать синонимом целом всей художественной литературы. По Юрием Кузнецова смысловую нагрузку термина поэзия конкретнее, видовое по сравнению с родовым термином "Лирика". Они очень близки между собой, но не тождественны. В истории литературы случалось, когда литературные роды - эпос, драма, а не только лирика - включали в себя как стихотворные, так и прозаические произведения. Так, эпос на ранних этапах развития литературы зачастую был стихотворным (античные эпопеи, средневековые песни о героических подвигах, киево-русские былины, украинский думы и др.)., так же драматические произведения Уильяма Шекспира, Леси Украинский, Ивана Кочерги и др. имели иногда стихотворную форму. 2. Особенность поэтического языкаПо мнению литературоведа Юрия Кузнецова, поэзия обычно опирается на иррациональность мировосприятия, отличаясь таким образом от логических структур, требует определенной недосказанности (ср. Герметизм (поэзия)). Однако избыток недосказанности, по мнению Эдгара По (Философия творчества), может нанести поэзии вреда. А для прозы характерен выраженный логический компонент, который усиливает рациональность прозаического нарратива и ориентируется в основном на осветленную однозначность высказывания. Поэтическая речь склонна к живописности, колористики, приближаясь в этом к живописи, однако в отличие от него поэзия не статической, а скорее динамичной. В ближайшее искусством в поэзии считается музыка. Сама метрика была сначала составной музыкальной теории и не принадлежала к поэтике, тогда как сейчас некоторые термины из теории музыки и поэзии являются общими. Поэзия проявляет свою творческую автономию, создавая "вторую реальность", связанную с окружающим миром многими ассоциативными каналами. Поэтому попытки одностороннего зависимость ее от внешней действительности, превращение в средство манипулирования позаестетичних систем ( политики, идеологии, религии и т.д.) приводят к дискредитации сущности этого искусства. Зиждилась, как правило, на иррациональные принципы мировоззрения, поэзия отличается от логических структур. Этим она отличается от прозы с ее выразительным логичным компонентом, который усиливает долю рациональных признаков в романе или повести. 3. История поэзииПо мнению специалистов, поэзия как форма искусства предшествовала письменности. Наиболее ранним поэтическим текстом, который сохранился до сегодня, является "Эпос о Гильгамеше", или поэма "О том, кто все видел" (a nagba imuru). Поэма создана в XXII веке до н. е. в Древнем Шумере. Древнейшие поэтические тексты часто происходили или народно-песенной традиции, такими были, например, китайские песни Ши цзин, упорядоченные в XI-VI вв. до н. е., или устной эпической традиции, к которой относятся древнеиндийские Веди (II-I тыс. до н. э), авестийский Гаты и Гомеровский эпос ( Илиада, Одиссея). Ранние эпосы складывались в поэтической форме с целью их лучшего запоминания и устной передачи. Поэтические тексты принадлежат к древнему эпиграфических памятников, дошедших до нас в форме фрагментов, высеченных на камне. Шумерские памятники, написанные клинописью, сохранились на глиняных табличках, поздние версии были написаны на папирусе. Среди ранних поэтических текстов следует еще упомянуть древнеегипетские гимны и любовную лирику, а также корпус текстов Библии. Ритмико-интонационные особенности звуковой арикуляции считают источником как речи, так и пения. В фольклоре синкретизм вокалу и речи привел к созданию стихотворных форм, которые сначала всегда выполнялись в музыкальном сопровождении. Такова была творчество аедив, бардов, трубадуров, труверов, акынов, кобзарей, которые были одновременно поэтами и музыкантами. В Античной литературе различали дифирамбической, рапсодические и анакреонтической разновидности поэзии. Считается, что во французской средневековой повести Окасен и Николет прозаические фрагменты оповидалися, а стихотворные пелись. Подобное разграничение поэтического и прозаического произошло и в католической литургии, вместо православная литургия сих пор сохраняет свой песенный характер. Разграничение стихотворения и музыки был основан в античную эпоху и окончательно признано в XIV веке. Поэтические тексты впервые получили полной автономии в таких европейских авторов, как Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Торквато Тассо, Пьер де Ронсар. 4. Элементы поэзииВерсификация - система организации поэтической речи. Метрика - система стихотворных размеров. Строфика - внутренняя структура строфы как ритмично интонационной целостности. Акцентуация - система акцент в поэтическом тексте. Интонация - совокупность мелодики, ритма, темпа, интенсивности, акцентный строй, тембра и других просодических элементов поэтического языка. 5. Основные жанры
6. Формы
7. Источник
См.. такжекод для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |