Правовое государство

Правовое государство - форма организации государственной власти, при которой верховенство во всех сферах жизни принадлежит правовому закона. В правовом государстве все - и государственные органы, и граждане - в равной степени ответственны перед законом. В ней реализуются все права человека, осуществляется распределение власти на законодательную, исполнительную, судебную.

То есть это такая организация общества, где закон и правовой порядок имеют приоритет над государством и другими институтами политической и социальной власти, а не наоборот. А основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Правовое государство является альтернативой авторитаризма, тоталитаризма и анархии. Правовое государство предполагает постепенную демократизацию общества, установление правовых основ строительства государственности, соблюдения правопорядка и принципа законности. Человек является высшей социальной и политической ценностью. Государство призвано утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство человека.

Правовое государство прежде является государством как социальным институтом, то есть ей присущи в первую очередь черты государства вообще.


1. История идеи о правовом государстве

Понятие "правовое государство" были предприняты еще в XIX веке, хотя истоки обоих следует искать в прошлом. Уже известные мыслители античности (Платон, Аристотель и др.). Обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права.

  • Античными авторами было произведено ряд положений о правовом государстве:
- О власти закона как сочетание силы и права (Аристотель, Солон);
- О отличия правильных и неправильных форм правления (Сократ, Платон);
- О отличия естественного и позитивного права и их соотношение (Аристотель, Демокрит);
- О равенстве людей по естественному праву (римские юристы, стоики);
- О праве как мерило справедливости, регулирующего нормы общения (софисты, Цицерон и др..)
- О государстве как правовое объединение людей (Цицерон);
- О сферах частного и публичного права, о юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

Символическим выражением представлений о государственной власти, признающая право, т.е. справедливую государственную власть, стал образ богини правосудия с завязкой на глазах, с мечом и весами правосудия. Он олицетворяет единение силы и права: охраняемый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех. Образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой, правовой, государственной власти.

Философскую основу современной теории правового государства заложил немецкий философ Иммануил Кант, в учении которого центральное место занимает человек как член общества и личность. Хотя словосочетание "правовое государство" в его трудах не употреблялось (оно звучит у него как "правовой государственный строй"), Кант настаивал на согласовании действий государства с правом, покорении ее правовым законам.

Впервые термин "правовое государство" были приняты немецкими учеными К. Т. Велькера (1813), И. Х. Фрайхер фон Аретино (1824). Создание юридически завершенного понятия "правовое государство" связывают с именем Р. Моля, который ввел его в общий государственно-правового и политического употребления. В 1829 г. он привел определение правового государства как конституционного государства, должна основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты лица.

Итак, исторически правовое государство - это конституционное государство. Она возникает как реакция на абсолютную монархию, как требование ограничения деятельности центральных государственных органов соответствующими общими правовыми актами, сформулированными представительными органами.


2. Признаки правового государства

Кроме обычных признаков, характерных для любого государства, социальное правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, имеет ряд специфических признаков:

  • 1. Связь государственной власти правом и его господства во всех сферах общественной жизни: свобода может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права ; в Конституции Украины (ст. 8) записано: "В Украине признается и действует принцип верховенства права".
  • 2. Соответствие закона праву (правовой закон) и его верховенство, т.е. право как мера свободы и справедливости приобретает отработан законе содержание; конституционный закон имеет прямое действие.
  • 3. Связь законом равной степени как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. Отношении граждан и их объединений действует загальнодо-освободи принцип: "разрешено все, кроме прямо запрещенного законом".
  • 4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека - наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямого конституционного защиты).
  • 5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности, как лицо является ответственным перед государством, так и государство отвечает перед лицом за неисполнение обязанностей.
  • 6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами: их независимость и единство; недопустимости подмены функций друг друга; действенность механизма "сдержек и противовесов".
  • 7. Законный (легальный) путь принятия законов и изменений - путь выявления воли народа непосредственно (референдум) или опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными по его организации.
  • 8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-правовых актов - налажена работа прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов.
  • 9. Возможность лица добиваться конкретного ^ минимума социальных благ благодаря обеспечению государством его социальной безопасности - минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышения.
  • 10. Возможность граждан добиваться обеспечения государством их социальной защиты, повышения уровня социально-экономических прав граждан до уровня основных прав - формирование социальной среды, которое создает условия для благоприятного индивидуального развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования , налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля за условиями труда и др..
  • 11. Осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) отвечать за свое благосостояние - речь идет об обеспечении гарантированного жизненного уровня социальное ранимых слоев населения - стариков, нетрудоспособных (больных), безработных по не зависящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием.
  • 12. Обеспечение государством социальной функции собственности - собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст.ст. 13, 41 Конституции Украины).
  • 13. Проведение государством политики социальной уступки - решение всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от ее социального положения, защиты от всякого посягательства на его жизнь, здоровье и личное достоинство.

Признание государства правовой означает подчинение любых форм государственной деятельности праву, прежде Конституции, главное назначение которой в демократическом обществе - быть основным ограничителем государственной власти ради сохранения основных прав и свобод граждан, служить гарантом саморазвития и самоорганизации основных институтов демократического общества. Ограничивая государственную власть правом, Конституция сохраняет тем самым провозглашенную ею свободу, которая является основным назначением права.


3. Верховенство права

В теоретическом отношении принцип верховенства права можно рассматривать в двух аспектах:

  • Во-первых, в широком понимании как принцип правовой организации государственной власти в обществе в целом, т.е. "верховенства права над государством", когда он практически отождествляется с принципами правового государства. Подобным образом этот принцип рассматривается в правовых системах, которые пользуются англоязычной конструкцией верховенства или господством права (rule of law) подобно континентальной модели правового государства. Например, проблема "американского опыта" поддержания верховенства права включает решение широкого круга вопросов: конституционализма, федерализма, разделения властей, гражданских прав, судебной защиты, судебной системы, уголовного судопроизводства, административного права и т.д..
  • Во-вторых, в узком контексте соотношения права и закона в регулировании общественных отношений в смысле "верховенства права над законом". Именно на такой подход ориентирует ст. 8 Конституции Украины, которая закрепляет признание и действие принципа верховенства права, разъясняя соответственно этому его содержание как:
1) высшую юридическую силу Конституции Украины, которая предусматривает, что законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей;
2) прямое действие норм Конституции Украины, которая предусматривает обеспечение обращения в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины.
  • Сейчас верховенство права предполагает необходимость выхода за рамки принципа законности, иначе вопрос о "верховенство права" лишается всякого самостоятельного смысла. Бесспорно, в правовом государстве общественные отношения функционируют в условиях презумпции законности, что, однако, в сложных правовых ситуациях не исключает необходимости расширения ее толкование верховенства права путем учета еще и других, "надпозитивних" правовых факторов. Поэтому принцип верховенства права не подменяет и не отменяет законности, а только усугубляет его от требований чисто формального соблюдения норм в направлении поиска собственно правового ("органического", "идеального") содержания права. Ведь даже с момента своего возникновения принцип верховенства права толковался в широком контексте как божественный или естественный закон, назначение которого усматривалось в ограничении светской власти.

Итак, непосредственным основанием для адекватного понимания содержания принципа верховенства права является осознание различий между устоявшимся для отечественного правоведения принципом законности и собственно принципом верховенства права.


4. Понятие правопорядка

Правопорядок - это фактическое состояние правоотношений в определенном обществе, который заключается в достигнутом уровне упорядоченности общественной жизни различными юридическими средствами, основанные на правовом законе. Признаки правопорядка:

- Правопорядок выступает целью и фактическим результатом существования права, что в свою очередь является для него основой, необходимой предпосылкой;
- Правопорядок существует только при наличии правозаконности;
- Правопорядок предусматривает високоузгоджену действие механизма правового регулирования;
- Правопорядок неразрывно связан с правовым государством
- Важным спутником правопорядка также социальный характер государства;
- Правопорядок является состоянием общественной жизни, который характеризует взаимное расположение, связи, взаимодействие отдельных элементов социальных систем, в первую очередь правовой.

Правопорядок выступает одним из признаков и условий существования правового государства. Зато реальный правопорядок может достичь надлежащего уровня лишь в правовом государстве, где он перестает быть простым законопорядка (последний возможный, в частности, и в антидемократической государству), а становится порядком, основанным на праве. Это взаимообусловлены явления. Только в правовом государстве появляются все предпосылки для появления правопорядка. Речь идет о господстве права во всех сферах жизни, которое предусматривает наличие правового законодательства, приоритет прав человека и реальное функционирование всей правовой системы на правовых принципах, а также демократический характер государства, развитие гражданского общества, независимый и эффективный суд, высокий уровень правовой культуры населения, в совокупности делает возможным верховенство права и правопорядок как состояние упорядоченности общественной жизни на основе права.


См.. также

Источники

п ? в ? р Право
Теория права Eo-scale2.png
Правоведение
Система права
Материальное право ? Процессуальное право ? Публичное право ? Частное право ? Норма права ? Законодательство ? Закон
Отрасли права
Конституционное право ? Административное право ? Исправительно-трудовое право ? Хозяйственное (экономическое) право ? Земельное право. Экологическое право ? Обязательственное право ? Информационное право ? Уголовное право ? Уголовно-процессуальное право ? Таможенное право ? Муниципальное право ? Право интеллектуальной собственности ? Семейное право ? Трудовое право и право социального обеспечения ? Финансовое право ? Гражданское право ? Гражданско-процессуальное право ? Налоговое право ? Банковское право
Правовые системы
Римское право ? Обычное право ? Романо-германская система права ? Англо-саксонская система права ? Скандинавская правовая система ? Религиозное право: исламское право и Иудейское право
Правоприменения
Категория ? Портал