Правовое регулирование

Правовое регулирование - это упорядочение общественных отношений осуществляемое государством посредством права и совокупности правовых средств, их юридическое закрепление, охрана и развитие.

Государство обеспечивает жизнедеятельность общества как системы через использование власти, а право - через нормативное регулирование. Последнее изначальное призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором благодаря принципам свободы и справедливости, которые содержатся в нем.


1. Признаки правового регулирования

  • правовое регулирование - разновидность социального регулирования;
  • с помощью правового регулирования отношения между субъектами приобретают определенную правовой формы, имеющее изначально государственно-властный характер, т.е. в юридических нормах государство указывает меру возможного и должного поведения;
  • правовое регулирование носит конкретный характер, потому что всегда связано с реальными отношениями;
  • правовое регулирование имеет целенаправленный характер - направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права;
  • правовое регулирование осуществляется с помощью правовых средств, обеспечивающих его эффективность;
  • правовое регулирование гарантирует доведение норм права к их выполнению.

2. Сфера правового регулирования

Сфера правового регулирования - это совокупность общественных отношений, которую можно и необходимо упорядочить с помощью права и правовых средств. Иначе сфера правового регулирования - область социального пространства, которая охвачена правом. Это, прежде всего, общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные. Речь идет о тех общественные отношения, функционирование которых невозможно без использования правовых средств.

Не все в общественных отношениях урегулированы правом. Например, не регулируются правом: в области экономических отношений - процессы производства; в области политических отношений - разработка программ и уставов партий; в области духовно-культурных - религиозные отношения и др.. Составить сферу правового регулирования могут только отношения, подвергаемые правовому регулированию. Право регулирует конкретные, найсутнисниши, глобальные отношения, проходящие через волю и сознание людей.

При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономических, политических и т.д.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целеустремленность которого - порядок в обществе.


3. Признаки сферы правового регулирования

  • является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не природные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.).;
  • является той сферой социального пространства, где существуют общественные отношения, которые могут регулироваться правом, т.е. могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);
  • включает в себя совокупность конкретных общественных отношений, которые нуждаются в урегулировании правом (а не общественных процессов, протекающих с объективными законами общественной жизни и не требуют регулирования правом);
  • охватывает важнейшие общественные отношения, в этот момент наибольшим образом затрагивают интересы общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др.. То есть она не является статической, изменяется в зависимости от условий внутренней и внешней обстановки, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;
  • имеет ограниченный объем охвата (пределы правовой регламентации) и не может содержать в себе те социальные явления, которые объективно не допускают формально-юридического упорядочения (дружба, любовь и др..). Правом не может регламентироваться поведение человека, его умственная деятельность, личную жизнь. Непосредственная работа человека по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей она не вторгается в сферу другого человека, общества, государства.

4. Классификации сфер правового регулирования

4.1. По принципу соотношения возможного и необходимого

  • сфера возможного правового регулирования - отрасль общественных отношений, которая может быть урегулирована правом;
  • сфера необходимого правового регулирования - область общественных отношений, которая должна быть урегулирована правом.

4.2. По характеру юридической деятельности

  • сфера законодательного регулирования - область общественных отношений, фактически регламентирована правовыми нормами (законодательная деятельность);
  • сфера регулирования, реализующего право - отрасль общественной жизни, в которой фактически осуществляются правовые нормы (деятельность, реализует право).

4.3. По некоторым блоками общественных отношений

  • сфера экономических, главным образом имущественных, отношений: производство, обмен, распределение. Эти отношения (собственности, распределения, обмена, оплаты труда и т.д.) составляют экономическую основу общества, его каркас и требуют упорядочения;
  • сфера политических, главным образом управленческих, отношений внутри страны и на международной арене. Эти отношения (управление делами общества и государства со стороны граждан, государства, его органов) составляют политическую основу общества, охватывают три ветви государственной власти - законодательную, исполнительную, судебную. Управление обществом осуществляется с помощью механизма субординации (господство - подчинение). В той части, где управленческие отношения совпадают с имущественными (управление экономикой), они относятся к первому блоку;
  • сфера социально-культурных, в том числе личных неимущественных, отношений относится к области, здравоохранения, образования, культуры, науки, социального обеспечения. Ее составляют отношения (по поводу образования, медицинской помощи, научной деятельности, занятия спортом и т.д.), регулируются правом и не входят в сферу экономических и политических отношений, вытекающих из охраны и защиты личных прав и достоинства граждан;
  • сфера судебных и правоохранительных отношений, то есть отношений, связанных с охраной (отвлечением и пресечением нарушений) общественного порядка. Борьбу с правонарушениями прежде ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура, суд.

Сфера правового регулирования подвергается изменению: в зависимости от задач изменяется содержание правового регулирования, сужается или расширяется его сфера.

Урегулированность правом поведения людей происходит через внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности.


5. Основные направления правового регулирования

  • закрепление и охрана новых общественных отношений. Например, в Украине на конституционном уровне закреплены право на свободу объединения в политические партии и общественные организации, право на предпринимательскую деятельность, право частной собственности, охрана окружающей среды, изобретения, авторства и т.п.;
  • запрет определенных общественных отношений и поведения, например, посягательство на конституционный строй, брак между родственниками, основания коммерческих банков должностными лицами правоохранительных органов, создание партий в воинских формированиях и др..;
  • изменение характера отношений в определенной сфере, например, развитие фермерского хозяйства наряду с колхозами и совхозами и др..;
  • стимулирования развития определенных общественных отношений, например, стимулирование государством индивидуального строительства домов с помощью кредитов;
  • содействие (с помощью новых законов) возникновению и формированию новых отношений и общественных явлений. Например, Законом Украины о референдуме вводится новое общественное явление - инициативная группа всеукраинского референдума. Она создается на собрании граждан Украины, в которых принимают участие не менее 200 человек, имеющих право на участие в референдуме.

6. Приоритетные направления правового регулирования в современной Украине

  • в сфере экономических, имущественных отношений - содействие развитию рыночных отношений, соблюдение равенства форм собственности (государственной, частной, коммунальной);
  • в политической сфере - содействие развитию в цивилизованной форме политического плюрализма при условии соблюдения гражданского мира и согласия;
  • в сфере управленческих отношений - содействие эффективной работе управленческого аппарата без увеличения его штата;
  • в сфере охраны общественного порядка - борьба с коррупцией и другими правонарушениями, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

См.. также