Надо Знать

добавить знаний



Православная церковь Чешских земель и Словакии



План:


Введение

Кафедральный собор св Кирилла и Мефодия в Праге

Православная Церковь Чешских земель и Словакии ( чешск. Pravoslavn? c?rkev v Česk?ch zem?ch a na Slovensku ) - автокефальная поместная православная церковь, имеет 14-е место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Юрисдикция - Чехия и Словакия.


1. История

На территории великоморавский княжества христианство пришло в 863 году благодаря миссионерской деятельности равноапостольных Кирилла и Мефодия. Позже однако христианство на чешских и словацбких землях развивалось под опекой Римско-католической церкви, а православие воздержались только в Мукачевский епархии, охватывала преимущественно территорию Подкарпатской Руси. В результате Ужгородской унии 1646 г. большинство священнослужителей этой епархии вошли в Унию с Римско-католической церковью.

1863 года на территории Словакии и Чехии были организованы православные общины, которые входили в состав Буковинской митрополии. Однако большинство православных на территории Чехии и Словакии были подчинены Сербской православной церкви.

В 1903 в Праге возникло общество "Православная беседа". В годы Первой мировой войны они были гонимы Австро-венгерской властью, считала их опасными.


1.1. Становление церкви

Становление Чехословацкой Православной Церкви было связано с кризисом, который пережила католическая церковь на этих землях в конце первой мировой войны, а также общей активизацией национально-освободительного и религиозного движения на этих территориях.

Еще накануне Первой мировой войны каноничность сербской юрисдикции в Чехии, Словакии и Подкарпатской Руси была поставлена ​​под сомнение Константинопольским и Московским патриархом. Ряд священников и монахов были рукоположены в монастырях России и Константинополя. Кроме того, Константинопольский патриарх Иоаким ИИИ назначил экзархом в Галичине и Венгерской Руси архиепископа Антония (Храповицкого). Современники объясняли деятельность патриарха тем, что СПЦ не могла выполнять свои функции в связи с жестким контролем австро-венгерской власти, и, таким образом, оставила на произвол судьбы православное движение в империи.

1920 года в Праге адвокат Милош Червинка реорганизовал общество "Православная беседа" в "Православную Чешский религиозную общину", уставы которой утвердил 31 марта 1922 чехословацкая власть. Члены этой православной общины хотя и признавали верховенство СПЦ, но стремились иметь своего епископа.

Одночано, общее недовольство и критика Римского епископата сповокувала к схизмы, и создание в 1920 году гуситской церкви. В процессе формировании, отделилась группа, поставлиа своей целью возрождение в Чехии и Словакии Кирилло-Мефодиевские традиции и возрождение славянского обряда (глаголических). Во главе этого движения стоял священник Матей Павлик (Matěj Pavl?k), который 1921 установил контакт с Сербским патриархатом и приняв имя Горазда ИИ получил епископскую хиротонию в Белграде. В первые годы своего существования эта церковь была подчинена Сербской православной церкви и в основном состояла из бывших верных католической церкви.

15 июня 1922 на общем собрании православной общины был избран епископом для территории Чехии, Моравии и Силезии архимандрита Антонина (Брабец) (Anton?n Jindřich Brabec), который до этого долгое время жил был пастырем Чехов Волыни. 30 августа 1922 Министерство школ и народного просвещения утвердило решение собрания. В этот же день были разосланы письма к Константинопольскому патриарху Мелетия (Метаксакиса), сербского патриарха Димитрия (Павловича), главы РПЦ за рубежом митрополита Антония (Храповицкого), управляющего РПЦ в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). От двух последних Савватий (Врабец) получил поздравительные телеграммы.

Члены "Православной Чешской религиозной общины" обратились к сербскому патриарху с просьбой рукоположить Савватия епископом. Синод сербской церкви отказал. Тогда Антонин (Брабец), заручившись поддержкой жителей 28 сел Подкарпатской Руси, подал 30 декабря 1922 прошение об хиротонию в Константинополь. Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис) 4 марта 1923 рукоположил Савватия в архиепископы с титулом "архиепископ Пражский и всей Чехословакии". 6 марта 1923 был издан томос, который утвердил это назначение.

Согласно распоряжению патриарха Мелетия на территории Чехословакии имели образовываться три епархии: Пражская, Моравская и Подкарпатская. Об издании томоса было сообщено официальным письмом митрополита Антония (Храповицкого), а 1 июня 1923 г. его принял к сведению архиерейский собор РПЦ. Сербский синод выразил решительный протест против действий константинопольского патриарха. Таким образом, на территории Чехословакии несколько лет действовали одновременно две юрисдикции: сербский и константинопольская.

Впоследствии, под давлением правительства Югославии чехи были вынуждены признать юрисдикцию сербской церкви.

Кроме того, Чехословацкая власть поддерживала именно Горазда II. 1925 года народный синод официально провозгласил создание Чехословацкой православной церкви, оставалась под юрисдикцией Сербского патриархата. В 1926 к ней присоединились и большинство верующих Константинопольского патриархата.


1.2. Военный и послевоенный периоды

Во времена нацистской оккупации Чехословацкой православной церкви на тяжелых преследований из-за укрытия чехословацких партизан. Сам Горазд ИИ 1942 года был арестован и казнен.

По окончанию Второй мировой войны и занятию Чехословакии войсками СССР, 1946 года Чехословацкая православная церковь была переведена от сербской церкви под юрисдикцию Московской Патриархии, и была реорганизована в экзархат.

1950 года в результате "отмены" (под давлением советских спецслужб) Ужгородской унии к православной церкви были приобщены также греко-католики Словакии, правда в 1968 году чехо-словацкий униатская церковь возродила свое существование.

9 сентября 1951 года Российская церковь признала автокефалию Чехословацкой церкви. Константинопольский патриархат долгое время не признавал легитимность решения Московского Патриархата и признал автокефалию лишь 9 сентября 1998 года.


2. Предстоятели

  1. Елевферий (Воронцов) ( 8 декабря 1951 - 28 ноября 1955)
  2. Иоанн (Кухтин) ( 17 мая 1956 - 1964)
  3. Дорофей (Филип) ( 25 октября 1964 - 30 декабря 1999)
  4. Николай (Коцвар) ( 2000 - 30 января 2006)
  5. Христофор (Пулец) ( 28 мая 2006)

3. Устройство

Церковь имеет четыре епархии.

На территории Чехии:

На территории Словакия:


4. Статистика

По переписи 2001 года в Словакии насчитывалось 50 363 верующих, православные многочисленные в Пряшевского края (4% населения, особенно в районах Медзилаборце (29%), Снина (21,1%), Свидник (19,8%)) и Кошицком края (1,8% населения).

В Чехии того же года насчитывалось 22 968 верующих, в основном украинской национальности.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам