Право первой ночи

Право первой ночи ( лат. Ius primae noctis, нем. Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, фр. Droit de cuissage, Droit de pr?libation), примерно существовали в Средние века в европейских странах - право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая ее девственности. В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати.


Исторические сведения

Явление было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходили до XIX века. Даже лица, принадлежавшие к духовенству, в качестве феодалов широко пользовались этим правом, на что есть много указаний в ревностного исследователя этого вопроса, Колена где Планси, в ​​его "Dictionnaire f?odal" (П., 1826). Так, например, каноника собора Сен-Виктор в Марселе официально разрешалось пользоваться Правом брачной ночи по их крепостных девушек. Тот же Колен де Планси приводит факт продажи права Первой ночи одним владельцем в Орлеане за 5 су, другим феодалом - за 9 ? су.

Право первой ночи как остаток группового брака в конце XIX-го века существовало еще у большинства жителей Аляски (Bankroft, "Nature Races", I, 181), в Таху в Северной Мексике (ib., стр. 584) и в некоторых других народов.

Существование права Первой ночи подтверждается многими обычаями и обрядами, которое надолго воздержались в народе. Уже тот факт, что у многих народов старший сын был лишен наследства (которая переходила к младшим), указывает на то, что его не считали принадлежащим к семье. "Jungferzins" (подать девственности), сохранившаяся до последних дней господства феодализма, своим названием свидетельствует, что она появилась как прямое продолжение jus primae noctis. Знаменный также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачное кровать или поставить на него свою ногу. До этого символического подтверждения права на Первую брачную ночь относится характерный указ 1486, издан Фердинандом католиком и подтверждает сам факт существования jus primae noctis, "мы считаем и объявляем, - гласит указ, - что господа (сеньоры) не могут также, когда крестьянин женится, спать Первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину, не могут также пользоваться господину против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы "(цитировано в каталонском оригинале в Зугенхайма: Sugenheim, "Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft", СПб., 1861, стр. 35).

Когда право Первой ночи вышло из употребления - сказать трудно, так как во всех странах оно удержалось одинаково долго. В Франции, этой классической страны феодализма, еще в 1789 году были единичные случаи пользования этим правом - правда, случаи, закончившиеся печально для феодалов. В пьесе Бомарше "Женитьба Фигаро" (1784), действие которой происходит в современной автору Испании, граф Альмавива особой постановлением отказывается в честь своей юной невесты от этого права в отношении своих подданных.


Споры о существовании явления и его распространение

Многие историки сегодня придерживаются мнения, что право первой ночи на практике почти не применялось. Некоторые исследователи ( Шмидт) совершенно отрицают существование такого обычая как правомерного явления, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании "права первой ночи".

Версии происхождения данного явления

О происхождении этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер, видят в нем неизбежное следствие рабства: "человек, который может распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может так же легко спать с его женой". Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Виллан, чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые "уступки", другие господа давали свое разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малую мало-помалу обычай, обратился в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в разных странах и у разных народов указывает на древнее происхождение этого обычая. Бахофен, Морган, Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака. В эпоху, когда начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли еще право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора - в Средние века. По данным, которые приводятся Фридрихом Энгельсом, у многих народов друзья и родственники жениха и невесты предъявляли свои исконные права на невесту в брачную ночь, и жених стоял только в конце этого ряда. Так, в древности в Балеарах, в некоторых африканских племен, которого до этот обычай существует в баре в Абисинии. В других должностное лицо, представитель племени или рода - Касик, шаман, жрец, князь - заступает место общественной группы и пользуется правом Первой ночи. Появление обычая, вероятно, связано со страхом пролития крови при лишении девственности. Считалось, что данный акт связан с потерей большого количества маны, и оттого вредит обычному человеку. Именно поэтому приглашали колдуна или вождя.