Пражская школа - группа украинских поэтов и писателей, которые после Гражданской войны 1920-х годов оказались за границей, преимущественно в Европе, и долгое время имели своим культурно-организационным центром Прагу. "Пражская школа" охватывает творчество Юрия Липы, Юрия Клена, Оксаны Лятуринской, Галины Мазуренко, Олега Ольжича, Елены Телиги, Леонида Мосендза, Евгения Маланюка. Проза писателей, В.Державин назвал "Пражской школой", весомая содержанием, интересная форме.


1. История формирования "Пражской школы"

Основу "Пражской школы" составляли вчерашние участники освободительных, несчастных для Украины, борьбы 1917-1921 pp., Интернированы в лагеря, в том числе на землях Польши. Здесь, вблизи города Калиш, была предпринята попытка объединить творческую энергию погромленого украинства на основе художественной литературы. В мае 1922 г. кружок лагерных писателей (Ю. Дараган, М. Селегий и др.). Провел организационное собрание и вместе с литературно-художественным обществом "Венок" принял программу журнала "Радуга" (1922-1923). На этой базе возникло и одноименное литературное группировки, где отчетливо вырисовывались фигуры Ю. Дарагана и Е. Маланюка.

Перипетии национально-освободительной борьбы, которая повлияла на "опозданий" поколения, нашли отражение в различных жанрах: новеллах, рассказах, повестях. Из всех представителей "Пражской школы" Юрий Липа как прозаик оказался едва ли не ярче. Считать "Пражскую школу" литературной организацией можно лишь условно, ведь она не имела ни устава, ни членства, ни структуры, как, скажем, "Гарт" или ВАПЛИТЕ. Многие представители организации жило не только в Праге, но и в Варшаве, Львове и других городах Европы.

После того, как Польша начала слишком неприязненно относиться к украинским, большая их часть пошла в Чехословакию. Ведь здесь, в Праге, действовали Украинский свободный университет при Карловом университете, украинский педагогический институт им. М. Драгоманова, в Подебрадах - Украинская хозяйственная академия и др.. В этих заведениях учились Е. Маланюк, Н.Ливицька-Холодная, Ю. Дараган, О. Телига, О. Ольжич, О. Лятуринская и др.. Это были украинские писатели-эмигранты или дети бывших эмигрантов, которые восприняли поражение национальной революции 1917 г. как национальный позор, но не впали в отчаяние в противовес старшему поколению (О. Олесь, Вороной, В. Самойленко и др..). Они формировались на границе украинского и европейского миров, то есть под влиянием западной культуры и стимулированной ними исторической памяти родного народа. На основании этого и возникла их историософической (т.е. обозначена мудростью истории) лирика.


2. Влияние Донцова

К тому же "пражане" подвергались воздействию Дмитрия Донцова, идеолога украинского национализма, который предоставлял им печататься на страницах своего журнала "Литературно-научный вестник" (1922-1933), а с 1933г. - "Вестник". Они разделяли его попытки сформировать новый тип украинской с четкими нацио-и государственническими установками, с волей к жизни в противовес традиционным, расслабленно-чувственным типам национального характера (чрезмерная эмоциональность, лиризм, сентиментальность и т.п.). Однако "пражане" (активную роль в противостоянии взглядам Д. Донцова сыграл Е.Маланюк) не разделяли его силового сочетание романтизма и догматизма, высокого идеала и "творческого насилия" меньшинства над большинством, что напоминало большевистский, а впоследствии - нацистский стиле. К тому же Донцов считал, что писательская функция - воспитывать свою нацию, а Маланюк выступал против принижения роли художника, мышления которого происходит "на его собственной, едином ему известном языке", до уровня исполнителя служебной повинности. Отстаивая тезис ?искусство - вечный абсолют, которые направления не были, поэтому все законы над искусством бессильны", Е. Маланюк время видел реальное состояние украинской литературы: в порабощенных наций и поэты "всегда носят на себе клеймо невольничества".

В его статье "Мысли об искусстве" не только признавался этот трагический факт, но и накреслювався выход из роковой ситуации: "Только свободный, здоровое развитие нации в самостоятельное государство является предпосылкой свободной и здоровой поэзии". Мнения Е. Маланюка легли в основу эстетической концепции "пражской школы". В ней не снимались, наоборот - подчеркивались вопросы ответственности писателя за судьбу нации, литература признавалась как равновеликая и неподчиненный другим сферам духовной жизни (политика, религия, педагогика и т.д..).


3. Особенности поэзии

"Пражан" создали вокруг себя мощные силовые поля "аристократизма духа", стали центром формирования нового типа украинской, сумевший интелектуализуваты чувственную стихию украинской ментальности, дисциплинировал ее, ввел в твердые берега перспективной формы, предоставил украинскому движению четкого направления. Ярким документом такого качественного изменения в культуре и литературе была их историософической лирика.

История в поэзии пражан приобретает очертания глубокого переосмысления и, собственно, перестает быть историей как объективной реальностью, прошлым с четкими пространственно-временными очертаниями. Подобное отношение к истории обозначают как историософизм, или, метаистория. Историософизм как особый тип философского, культурологического, художественного мышления имеет древнее происхождение, и в этом смысле поэты "Пражской школы" являются продолжателями уникальной интеллектуальной традиции. Первые попытки историософской осмысления реальности были заметны еще в античности (Тит Лукреций Кар, Тацит). "Второе дыхание" историософизм приобретает в эпоху романтизма и немецкого идеализма. В философских разработках Гердера, Фихте, Гегеля значение исторического приобретает концептуального значения. Еще в руках романтиков, как пишет историк философии Виндельбанд, "историческое исследование перестало быть собранием курьезов, и именно потому, что они подвели под него философский масштаб общего развития".

Любое же осмысление истории как универсальной схемы развития или становления тех или иных социокультурных, этно-национальных т.п. феноменов предусматривает, в первую очередь, определение ее субъекта. Историософских или метаисторического поэтика творчества пражан уреальнюе те ценностно-смысловые основы, связанные с героизмом, патриотизмом и национальной традицией. Поскольку нация, за пражан, провозглашается основной "персоной" истории, понятно, что последняя прочитывается или художественно реконструируется ними в плоскости национального бытия как единственного реального пространства существования.

Поэзия "Пражской школы" имела широкий резонанс в эмиграции, а с началом демократических веяний в Украине - получила многочисленных поклонников на родине. Несомненно, представители этого литературного феномена достойно пополнили ряд украинской литературной классики, и не только как последователи национальной традиции - традиции украинского героического эпоса, казацкого фольклора, творчества Шевченко, Франко, Леси Украинская, милитаристских песен Украинских Сечевых Стрельцов, но и как последние поэты- воины - древняя, особая каста людей, для которых борьба была поэтическим вдохновением, а поэзия - мгновениями подлинности на поле чести. Также поэты-пражане заложили особый тип художественного языка в XX веке (историческая, археологическая, религиозная, мифологическая, военная лексика), оставившей глубокий след в украинской поэзии и своими возможностями обогащала и обогащает следующие литературные поколения. В контексте идейно-эстетических, философских, стилевых поисков украинской литературы XX века, пражане остались самобытными и органическими в родной культуре и перед восприятием тех или иных инноваций, а те эксперименты, которые были им свойственны, только пополнили невичерпальни возможности украинского художественного слова.


Литература

п ? в ? р Украинские литературные объединения
Авангард ? АУП ? Аспанфут ? АСПИС ? Баски: Листья дуба Герники ? Бахмачская школа ? Белая студия ? Бу-Ба-Бу ? ВУСПП ? ВАПЛИТЕ ? Гарт ? Гераклит ? Горно ? Гроздь ? Дванадцятка ? Друзья Элиота ? Елитер ? Октябрь ? Западная Украина ? Западный ветер ? Киевская школа поэзии ? Комкосмос ? Ноябрь ? Логос ? ЛуГоСад ? МАРС ? Мы ? МУР ? Митуса ? ММЮННА ТОСКА ? Молодая Литература ? Молодая муза ? Молодняк ? Музагет ? Музейный переулок, 8 ? НСПУ ? Неоклассики ? Неслыханные ? Новая генерация ? Новая дегенерация ? Нью-Йоркская группа ? Горизонт ? Орден Орден Идиотов ? Плуг ? Покутская троица ? Пражская школа ? Поэтический группа ? Пролитфронт ? Пряшевский литературная союз ? Псы Святого Юра ? Русская троица ? Слово ? СОСТОЯНИЕ ? Танк ? Творческая ассоциация "500" ? Техно-художественная группа А ? Фламинго ? Харьковская школа романтиков ? Красная Фира