Надо Знать

добавить знаний



Пратулинских мученики



План:


Введение

Пратулинских мученики 1874

Пратулинских мучеников - 13 греко-католических мирян села Пратулин расстрелянных 24 января 1874 года сотней царских солдат за отказ передать сельскую церковь православному священнику.

В 1996 году, причислены папой Иоанном Павлом II к лику блаженных.

Село расположено недалеко от города Белая в Польши, которое когда-то принадлежало Холмской епархии греко-католической церкви (теперь Украинская греко-католическая церковь).


1. Предпосылки

В результате трех разделов Речи Посполитой, Российская империя распространила свою власть на территории Беларуси и Правобережной Украины, где проживала значительная количество греко-католиков, которых российская власть хотела видеть православными. Уже в 1787 году было издано постановление о запрете деятельности греко-католических типографий, а в городах и селах зачитывались призывы к греко-католиков переходить в православие обещая денежную помощь. В случае появления таких желающих в них высылали православного священника и отдел солдат, которые должны отобрать храм в греко-католиков и передать им. В 1794 году императрица Екатерина II ликвидировала греко-католические структуры на Правобережной Украины, однако дальше, в царствование Павла I, репрессивные меры к греко-католиков ослабли. В 1800 году он вернул с Сибирь многих греко-католических священников и часть отобранных храмов. Однако, ситуация в корне изменилась после Польского восстания 1830-31. Правительством стали проводиться жесткие акции допускали силовое принуждение к переходу в православие. В 1839 году была ликвидирована греко-католическая структура в Беларуси и Литве. Единственной территорией Российской империи где еще ​​сохранилась греко-католическая церковь осталась Холмщина и Подляшье. После польского восстания 1863-64 гг, меры против греко-католиков стали еще жестче. Широкое распространение переселение греко-католических священников в австрийскую Галичину, и галицких москвофилов на Холмщину и Подляшье. К последним принадлежал и Маркел Попель, которого Русский православный Синод назначил администратором Холмской епархии. Деятельность Попеля в дальнейшем заключалась в запрете священнодействия верующих папе священников и замене их православными.


2. История мученичества

То же распятие которое Даниил Кармаш а затем Игнатий Франчук держали во время расстрела. Одна из немногих реликвий Пратулинских мучеников, дошедших до нашего времени. Сейчас хранится в единой греко-католической церкви Подляшье в селе Костомлоты (Польша).

В конце 1873 года приходской священник Пратулина о.Йосиф Курманович, боясь ареста за непринятие им православие отслужил Рождественскую Литургию и покинул село и перейдя границу с Австрией переселился в Галичину. Прихожанам сказал, что скоро власть запретит греко-католическую церковь.

В январе 1874 года Маркелл Попель отправляет в Пратулин перейдя в православие галицкого москвофила о.Леонтина Урбана, которому прихожане отказались отдать ключи от церкви. На жалобу о.Урбана в полицию, в село прибыл царский полицейский исполнитель Катунин, который повторил требование, на которую еще раз получил решительный отказ. Через несколько дней, 24 января Катунин и о.Урбан вернулся в Пратулина с сотней солдат под командованием полковника Штейна. Возле церкви собралось более 500 верующих греко-католиков с целью защитить право на свой ​​храм. Когда солдаты выстроились вдоль внешней стороны забора, окружавшего церковь, начались последние переговоры. Даниил Кармаш держа распятие в руках напомнил Катулин о его предыдущих заверения, что правительство не намерено сделать из них православных. Согласно воспоминаниям очевидцев его слова звучали так:

"Господин начальнику. При забирали у нас оргны ты уверял нас, что правительство не намерено навязывать нам православия. Ты говорил, что если бы кто-то захотел от нас или нашу церковь чего-то большего, то тогда мы можем все, старые и молодые братья палки и выпроводить из села всех, кто вмешивается в нашей церкви и веры, даже если это будешь ты. Ты сам научил стоять здесь в обороне нашей церкви и веры, когда нам через попа хотите определить православие, а святую церковь осквернить. Сегодня ты судишь господин, свое собственное дело и слова. Не взяли мы однако палки, как ты нам говорил, хотим стать и умереть беззащитны круг святого порога нашей церкви ". [1]

Тем временем полковник Штейн приказал солдатам перегруппироваться и с помощью штыков освободить себе вход в храм. Некоторые жители села сами когда-то служили в царской армии и знали, что закон запрещает насилие военных над мирным населением. Видя приготовления солдат, один из верных имени Феликс Осипьюк напомнил, что в отношении царской постановления бить никого не разрешено и если солдаты на это пойдут то прихожане будут защищаться как могут. Однако, он добавил, что в случае если "царь уполномочил вас нас убить то люди готовы погибнуть за Бога и веру и никто не отступит перед смертью ни шагу". После этого солдаты перебрались через забор, и с помощью примеров и штыков начали прокладывать себе дорогу к дверям церкви, однако были встречены камнями и поднятыми вверх палками. Тогда полковник Штейн отозвал солдат обратно, приказал заряжать оружие и развернуть военный штандарт. Видя такое развитие событий Даниил Кармаш поднял над головой распятие, которое держал и призвал всех выбросить камни и палки поскольку "Это не драка за церковь, а война за Христа веру". Трубач протрубит сигнал "в атаку" и под бой барабанов был отдан приказ открыть огонь. Расстрел прекратился из-за случайного попадания пули в своего же солдата одим из стреляющих. На месте погибли 9 человек, еще 4 умерли дома от смертельных ранений. Вот все их имена:

икона Пратулинских мученики, автор Изабелла Говик, кин.ХХст.

- Тела тех 9-ти, которые были убиты на месте, целые сутки лежали погребенными на сельском кладбище, пока не были сброшены в общую могилу, место которой сравняли с землей, с целью скрыть его от окрестных жителей.

-Кроме 13 погибших, вследствие расстрела были ранены около 180 человек.

- На Сибирь было вывезено более 580 человек.

- После уборки места от следов расстрела, церковь переосвятили, но люди туда уже не ходили; в 1886 году сооружение разобрали.

6 октября 1996 года на 400-ю годовщину Берестейской унии Папа Иоанн Павел II провозгласил мучеников Пратулина блаженными. В Украинской греко-католической церкви заключен акафист и молебен Пратулинских мучеников. [2]

Католическая церковь чтит их память 23 января.


3. Дополнительные факты

- При наличии сотни солдат и нескольких сотен защитников церкви сконцентрированы на небольшом участке земли, 13 человек достаточно малым количеством убитых. Это объясняется тем, что большинство солдат, выполняя приказ, стреляли, но направляли выстрелы мимо людей.

- До сих пор нет разносторонних и окончательно подтвержденных данных о том, кто именно отдал приказ стрелять. Однако отдельные польские источники указывают на полковника Штейна.

- Документально был зафиксирован ряд случаев исцеления от тяжелых болезней, которые поправилась связывают с их обращением за помощью к Пратулинских мучеников.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам