Представительные органы местного самоуправления в Украине

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган ( совет), состоящий из депутатов и по закону наделяется правом представлять интересы территориальной громады и принимать от его имени решения. Наличие представительного органа, избираемый членами территориальной общины - необходимый признак местного самоуправления.

Место представительного органа в системе местного самоуправления достаточно четко очерчены в Европейской Хартии местного самоуправления, которая отдает им приоритет относительно других органов местного самоуправления:

Это положение Хартии получило логическое развитие в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине", который закрепляет приоритетное значение представительных органов путем установления их исключительной компетенции (ст. 26). В представительные органы Конституция Украины и Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" относят сельские, поселковые, городские советы - они представляют сельские, поселковые, городские громады и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией и законами Украина.

Областные и районные советы являются органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине? и другими законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.


1. Полномочия

Определяя полномочия, Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" в ст. 25 выделяет общую компетенцию городского совета, в рамках которой она правомочна рассматривать и решать вопросы, отнесенные Конституцией и законами Украины к ее ведению. В ст. 26 настоящего Закона определена исключительная компетенция городского совета, то есть те вопросы, которые:

  • рассматриваются избранными представителями территориальной общины - депутатами;
  • обсуждаются коллегиальным органом - советом;
  • решаются, исключительно, на пленарных заседаниях;
  • не имеют права передаваться другим органам власти и должностным лицам для их решения.

К ним относят полномочия, которые можно разделить на несколько отдельных групп:

  • с организационной работы совета: определение в соответствии с законом количественного состава совета; утверждение регламента совета; избрания по рекомендации городского, поселкового, сельского головы и освобождение от должности секретаря совета; утверждение плана работы совета и заслушивание отчета о его исполнении;
  • по формированию органов совета: создание и ликвидация постоянных комиссий совета, утверждение и изменение их состава; избрании председателей постоянных комиссий; образование исполнительного комитета совета, определение его количественного и персонального состава и внесение изменений в состав исполнительного комитета и его роспуск; утверждения, по рекомендации председателя , структуры исполнительных органов совета; образования, по представлению председателя, других исполнительных органов совета и тому подобное.
  • по контролю за деятельностью председателя и исполнительных органов совета: заслушивание отчета городского головы о деятельности исполнительных органов совета; заслушивание отчетов постоянных комиссий, руководителей исполнительных органов совета и должностных лиц, назначаемых или утверждает; рассмотрение запросов депутатов, принятие решений по досрочного прекращения полномочий председателя , должностных лиц органов местного самоуправления, отмена актов исполнительных органов совета, которые не отвечают требованиям действующего законодательства;
  • для непосредственного решения вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления: управления районами в городах, принятия решений по реализации населением форм волеизъявления; утверждение программ развития города; утверждение местного бюджета, внесение изменений в него; полномочия в сфере управления коммунальной собственностью, в области защиты окружающей среды, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

2. Сессии

Соответствующий совет проводит свою работу сессионно. Сессия совета состоит из пленарных заседаний совета, а также заседаний постоянных комиссий совета. Сессии совета созываются: сельского, поселкового, городского - соответственно сельским, поселковым, городским головой, а районного в городе - председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Сессия совета является правомочной, если в ее пленарном заседании принимает участие более половины депутатов от общего состава совета.

Рабочими органами сессии является счетная и редакционная комиссии, а также секретариат совета. Счетная комиссия создается для подсчета голосов и избирается советом по предложению председательствующего, обычно, из трех депутатов в алфавитном перечнем. Из своего состава счетная комиссия избирает председателя. В работе счетной комиссии не могут принимать участие депутаты, кандидатуры которых включены в бюллетени тайного голосования. Редакционная комиссия избирается советом процедурным решением по предложению председательствующего из числа депутатов. В ее работе принимают участие авторы проекта постановления. Секретариат создается для обеспечения работы совета. В своей деятельности он руководствуется соответствующим положением, утверждаемым советом.


3. Решение

Местные советы в пределах своих полномочий, принимают нормативные акты в форме решений. Местный совет может принимать решения в форме:

  • постановления - решение совета, принятое в пределах ее компетенции для достижения определенной цели, вызывает определенные юридические последствия. Эти решения являются обязательными для выполнения на территории, подведомственной совету;
  • поручение - решение совета, касающиеся органа или должностного лица совета, и содержат обязательства или полномочия одноразового действия;
  • обращение - решение совета, обращенное к к подчиненных ей субъектов с призывом к определенным действиям или инициатив;
  • заявления - решение совета, который включает в себя выявление позиции совета по определенным вопросам;
  • процедурного решения - решения принятого советом по процедурным вопросам (о перерыве в заседании, проведение дополнительной регистрации, пересчет голосов).

Всего решения совета принимаются на пленарном заседании после его обсуждения. Однако, если ни один депутат не отрицает, то оно может приняться и без обсуждения.

Решение в пятидневный срок с момента его принятия подписывает председательствующий на заседании совета. За это время оно может быть остановлено головой и повторно вынесен на рассмотрение совета с обоснованием замечаний. В этом случае совет обязан повторно рассмотреть это решение и отклонить указанные замечания или прислушиваться к ним. Если совет подтвердил предыдущее решение двумя третями голосов от общего состава совета, оно вступает в силу.

Решения совета нормативно-правового характера вступают в силу со дня их официального обнародования, если советом не установлен более поздний срок. Постановления совета нормативно-правового характера публикуются не позднее, чем 20-дневный срок после х принятия.


4. Постоянные и временные депутатские комиссии

Местные советы определяют перечень, функциональную направленность и порядок организации работы постоянных комиссий, которые готовят вопрос на сессии советов, осуществляют контроль за выполнением их решений и т.п.. Комиссии совета - орган, образующийся для выполнения определенных функций или проведения соответствующих организационных мероприятий. Постоянные комиссии избираются на первой сессии совета из числа его депутатов в составе председателя и ее членов, которые работают в комиссиях на общественных началах. В состав постоянных комиссий не могут быть избраны:

  • городской, поселковый, сельский голова;
  • секретарь местного совета.

Члены постоянных комиссий совета избираются по списку с учетом их компетентности в той или иной отрасли, профессионализма, пожеланий самих депутатов. Однако они могут изменить свое членство в постоянных комиссиях, написав об этом заявление на имя председателя и принятия соответствующего решения на пленарном заседании. Постоянные комиссии по поручению совета или по собственной инициативе предварительно рассматривают проекты программ социально-экономического и культурного развития, местного бюджета, отчеты о выполнении программ и бюджета, изучают и готовят вопросы о состоянии и развитии соответствующих отраслей хозяйственного и социально-культурного строительства, другие вопросы, которые вносятся на рассмотрение совета, разрабатывают проекты решений совета и готовят заключения по этим вопросам, выступают на сессиях совета с докладами и содокладами. Они также предварительно рассматривают кандидатуры лиц, которые предлагаются для избрания, утверждения, назначения или согласования соответствующим советом, готовят заключения по этим вопросам. Рекомендации постоянных комиссий подлежат обязательному рассмотрению органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, которым они адресованы. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.

Постоянной комиссии совет может отозвать в любое время. Предложения об этом могут внести: председатель, секретарь совета, постоянная комиссия совета, треть депутатов от общего количества соответствующего совета.

Решение о создании временной контрольной комиссии считается принятым, если за это проголосовало не менее 1/3 от общего состава совета. Временные и постоянные комиссии действуют на основе регламентов советов и других актов.


См.. также

Источники

  • Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине"