Прекрасная Ферроньера

Прекрасная Ферроньера ( фр. La belle Ferroniere) - портрет, предписывающих кисти Леонардо да Винчи, или одного из его учеников. Существует и вероятная версия о совместной работе нескольких художников над картиной. Не существует и точной даты написания портрета. Чаще искусствоведы называют 1490-е годы.


1. Описание картины

Это поясное портрет, изображающий женщину, написанную в три четверти. В ее глазах можно побичиты пытливый взгляд, отведенный в сторону. На темени женщины головной убор, называемый скуфья, а ее лоб украшен ферроньеркою, с камеей или драгоценным камнем за ломбардских модой. Дама одета в платье терракотового цвета, фон портрета нейтральный черный. Снизу картина "обрезана" парапетом, является традицицним для миланских портретов. Ожерелье, несколько раз обмотанный вокруг ее шеи, контрастирует с квадратной линией разреза и орнаментальными рукавами. Ее волосы разделено на прямой пробор и прикрывает уши.

Линия рисунка имеет действительно мощную выразительность. Не теряясь в мелочах, но и не избегая их, она исчерпывающе и в то же время без малейшего схематизм выражает саму сущность картины. Стоит отметить, как детально прорисованы аксессуары одежды и прочие мелочи, в отличие от лица. Считается, что этого требовал придворный стиль, господствовавший в то время, среди художников приближенных к королевскому двору. Линия у Леонардо - это не только контур, она также обладает определенными пространственно-стереоскопическими качествами, будто создавая реальное ощущение объема, живой пластики усилюеться характерной для Леонардо мягкой косой штриховкой.


2. Происхождение названия

Картина выставлена ​​во Франции, в Лувре поэтому ее называют по-французски "Прекрасная Ферроньера" ("Ферроньер"). Ферроньерка, или ферроньер - это украшение на лбу. Ферроньерка может быть обручем, лентой или цепочкой с драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчужиной или розеткой из драгоценных камней.

3. Вопрос авторства

Продолжаются дискуссии, относительно авторства картины. Автором мог быть, как сам Леонардо да Винчи так и его ученик Бернардино дей Конти, по гипотезе Бернарда Беренсон, возможно другой ученик - Больтраффио (по мнению Герберта Кука), или Франческо Мельци, возможно с помощью своего учителя. Неизвестно, что за лицо изображена на картине, поэтому эту картину часто называют "Портрет молодой женщины", или "Портрет незнакомки".

Точно можно только отметить, что картина происходит из мастерской Леонардо: анализы выявили, что "Дама с горностаем" и "Прекрасная Ферроньера" написаны кусках дерева взятых из одного ствола. Рентген обнаружил аналогии в эскизе картины с начальными рисунками "Джоконды", кроме того в первоначальном варианте волосы не покрывало уши, форма челюсти была переписана, украшения были добавлены позже. Исследовательница Мегделейн Хорс [1], считает, что картина была закончена кем-то другим, а не самим автором. Это подтверждает теорию, что картину мог писать Леонардо вместе с одним из своих учеников.


4. Вопрос лица

Документальная история картины начинается с 1642 года, когда она упомянута впервые в списке королевской коллекции Фонтенбло [2], как картина да Винчи, изображающая какую-то герцогиню Мантуанское (une Duchesse de Mantoue) [3]. В том же списке упоминается картина под названием "Belle Ferronni?re", но оно относится к другому портрета, профильного, который сейчас идентифицирован, как портрет Бьянки Марии Сфорца. Именно эта картина является первым обладателем имени "Прекрасная Ферроньера". К 1709 произошла путаница, и в новом списке, сделанном Байли, картина Леонардо фигурирует уже под привычной для нас названием, отобрав его у соседки по коллекции. В Лувр картина попала из королевского собрания, так что провенанс картины прослеживается на несколько столетий.

Бернардино дей Конти или Амброджио где Предисом. "Портрет молодой женщины, возможно Бьянки Марии Сфорца", Лувр. Его копия сохраняется в Венский музей истории искусств.

По самой распространенной версии портрет Леонардо является изображением Лукреции Кривелли, любовницы герцога Миланского Лудовико иль Моро, покровителя Леонардо. К Лукреции сердце герцога было взято в плен Чечилия Галлерани, которую Леонардо изобразил на картине "Дама с горностаем". Одно время считалось, что на обоих этих портретах изображена одна и та же женщина, поэтому в левом верхнем углу "Дамы с горностаем" указано (c орфографическими ошибками) - "LA BELE FERIONIERE / LEONARD D'AWINCI". Возможно, эта надпись была сделана на картине после того, как ее приобрел в 1798 году и перевез в Польше Адам Ежи Чарторыйский, который верил в идентичность моделей. Таким образом, "Дама с горностаем" является третьей картиной, упоминавшейся под именем "Прекрасная Ферроньера".

Портрет Беатриче д'Эсте работы Джованни Амброджио где Предисом

Действительно портрет изображает Лукрецию Кривелли, точно сказать нельзя. Но поскольку полотно написано в первый миланский период Леонардо, и женщина богато одетая, она вероятно была видна персоной при миланском дворе того времени. Как одну из кандидатур предлагали и законную жену Лодовико иль Моро - герцогиню Беатриче д'Эсте (по версии Сильви Бига) [4]. Это предположение основывается на сравнении с бюстом герцогини работы Кристофоро Романо, а также на той информации, что Беатриче была дочерью мантуанского герцога [5]. [6]

Лудовико Сфорца иль Моро портрет работы Джованни Амброджио где Предисом.
Латина Перевод

I. Ut bene respondet Naturae Ars docta! dedisset
Vincius, ut tribuit cetera, sic animam.
Noluit ut similis magis haec foret; altera sic est:
possidet illius Maurus amans animam.

Как перекликается с науками искусство Природы! Дал бы
Винчи и душу таким, что превзошло другие атрибуты.
Но он не хотел бы ей, чего-то большего при этом дать так:
Моро стал ее возлюбленным

II. Hujus, quam cernis, nomen Lucretia. Divi
Omnia cui larga contribuere manu,
Rara huic forma data est. Pinxit Leonardus, amavit
Maurus, pictorium primus hic, ille ducum.

Знаешь ту, что называется Лукреция. Боги
щедрой рукой ее усим одарили.
Редкой она была красоты. Писал Леонардо, влюблен был Моро
- Он правителям царь, а художникам тот.

III. Naturam, ac superas hac laesit imagine Divas,
pictor: tantum hominis posse manum haec doluit.
Illae longa dari tam magnae tempera formae,
quae spatio fuerat deperitura brevi.

Природе, картиной такой, и богиням, художник, бросает
вызов, кто рукой человеческой мог
так улучшить ее? Красоте, дана большая, степень
сам обозначит - хотя вскоре погаснет она.


5. Легенды о "Ферроньеру"

Портрет Франциска I работы Франсуа Клуэ
Франциск I у смертного одра Леонардо да Винчи в 1519, картина написана в 1818 Энгра.

После того, как картина Леонардо получила свое нынешнее название, оно было на ней надписано. Эта поздняя французская надпись означает, что моделью была жена или дочь торговца скобяными изделиями - ferronnierьа, или она, возможно, связана с налобным украшением женщины - ферроньеркою. Затем наименование профессии превратилось в фамилию, и возникла легенда, что женщину, изображенную на ней, звали Ферроньера, и она была любовницей французского короля Франциска I (1494-1547), который был знаменит, в частности, своей любвеобильностью. Его имя связано и с Леонардо, который работал на него и как утверждают некоторые источники даже был его другом.

По словам Ги Бретона, автора 10-томной "Истории любви в истории Франции", король полюбил жену адвоката Жана Феррон (madame Ferron), которую называли "Прекрасная Ферроньера". "Она была изящна, соблазнительна, элегантна. У нее были длинные черные волосы, выразительные синие глаза, и красивые в мире ноги. В центре лба у нее красовалось украшение, прикреплена шелковым шнурком, и эта необычная деталь лишь добавляла ей привлекательности" [7].

В 1810 году на парижском Салоне художник Александр границей представил картину "Король Франциск и Ферроньера".

Якобы, "когда Франциск приказал привести ее во дворец и как-то слишком уж быстро потащил в постель, дама была так возмущена, что одна из жил у нее на лбу лопнула <...> Через час она уже стала любовницей короля, а на другой день очень ловко спрятала свой синяк с помощью указанной украшения на шнурке ".

Позже появилась легенда, что имеет привкус популярных в романтизм историй о мести простого человека монарху (можно сравнить с историей о Риголетто, дочь которого по Гюго соблазнил тот же король Франциск), якобы месье Феррон, не в силах больше сопротивляться притязаниям короля к его жене, зачастил по борделях, чтобы подхватить венерической болезнью и передать ее через жену королю, что ему якобы удалось, а короля в результате болезнь и погубила. Король действительно умер от сифилиса, но подхватил его раньше, при других обстоятельствах, как следует из записок его матери.

В настоящее время персонаж считается вымышленным.


6. Копии "Ферроньеры"

Копия семьи Хан

В XIX в. эта работа пользовалась очень большой популярностью и часто копировалась. Одна из подобных копий хранится в Музее изящных искусств Шамбери. Знаменитый стала другая копия картины. В начале XX века ее собирались продать под видом оригинала. Но в 1920 году известный арт-дилер сэр Джозеф Дувин позволил опубликовать New York World свое мнение о том, что она является копией. Проблемы начались в час ночи 17 июня 1920 года. Дувин, находившегося в Лондоне, был разбужен телефонным звонком репортера из New York World. Это была рутинная проверка фактов: Андре Хан, дама из Канзаса, объявила что собирается продать свою картину "Прекрасная Ферроньера" работы Леонардо да Винчи. Полусонный Дувин ответил на автомате: "Это невозможно". Почему? - Захотелось узнать репортеру. "Потому что эта картина висит в Лувре". Эта короткая реплика начала эпопею, которая продлится 10 лет и увенчается знаменитым процессом в области искусства всего ХХ века.

Владелец картины, миссис Андре Ларди Хан подала на него в суд за клевету. Было объявлено, что из-за замечаний Дувина пошла крахом их сделка по продаже картины: якобы анонимный меценат собирался купить ее за 225 тыс. долл. и подарить Института Искусства Канзас-Сити. Теперь же вообще никто не станет ее покупать. Повестка была вручена в ноябре 1921 года, ущерб оценивался уже в 500 тыс. долл.

Проведенный судебный процесс оказался очень громким. Дело слушалось в Нью-Йорке специально отобранных жюри, которое было выбрано из людей, которые не слышали о да Винчи и не разбираются в атрибуции. В качестве свидетелей были привлечены известных искусствоведов той эпохи. Картину Ханов привезли в Лувр и сравнили с оригиналом. В итоге, в результате заседания, начавшегося 6 февраля 1929, жюри вынесло вердикт о компенсации в 60 тыс. долларов в пользу Ханов плюс сумму значительных судебных издержек. Тем не менее, несмотря на решение присяжных из числа нью-йоркских клерков о том, что арт-дилер не прав в своем утверждении, что настоящая картина находится в Лувре, никто не считает оригиналом картину Ханов. Книга Гарри Хана, мужчины Андре, об этом событии - The Rape of La Belle (1946) является классическим примером теории заговора на почве мира искусства.

В январе 2010 эта копия была продана за 1,5 млн. долларов [8].


Примечания

  1. Magdeleine Hours, la peinture de L?onard de Vinci vue au laboratoire, dans l'Amour de l'Art, n ? 67-68-69., 1954. - P.17-74.
  2. P?re Dan, Tr?sor des Merveilles de la maison royale de Fontainebleau, Paris 1642.
  3. Charles W. Heaton. Leonardo Da Vinci and His Works - books.google.com / books? id = dRFgDSC0YqYC & pg = PA268 & dq = Lucrezia Crivelli & f = false
  4. Sylvie B?guin, L?onard de Vinci au Louvre, 1983, rmn, p.81.
  5. Carlo Amoretti, Memorie storiche su Leonardo da Vinci, Milan, 1804, p.39.
  6. Codex Atlanticus, f.456v
  7. Ги Бретон, "Истории любви в истории Франции", Т. 2, перевод: С. Чалтыкьян.
  8. portrait of Lucrezia Crivelli, by Leonardo da Vinci sold at Sotheby's - efpartners-artconsulting.blogspot.com/2010/01/portrait-of-lucrezia-crivelli-by.htmlThe

Источники

Painting, sculpture & architecture.gif
В Википедии есть портал
п ? в ? р Леонардо да Винчи
Легенда: приписывается ? ** В сотрудничестве с Андреа дель Верроккьо ? ? работа потеряна
Картины
Голова Медузы ? ? Благовещение ? Крещение Христа ** ? Мадонна с гвоздикой ? Джиневра Бенчи ? Мадонна Бенуа ? Поклонение волхвов ? Святой Иероним ? Мадонна Литта * ? Мадонна в скалах (Лувр) ? Мадонна в скалах (Лондон) ? Портрет музыканта ? Дама с горностаем ? Тайная вечеря ? Прекрасная Ферроньера ? Сальватор Мунди * ? Мадонна с веретеном * ? Святая Анна с Мадонной и малышом Христом ? Мона Лиза ? Битва при Ангиари ? ? Голова женщины ? Леда и Лебедь ? ? Иоанн Креститель ? Вакх *
Leonardo self.jpg
Скульптуры
Конь Леонардо (не завершена)
Работы на бумаге
Витрувианский человек ? Мадонна и ребенок со святой Анной и Иоанном Крестителем ? Автопортрет
Манускрипты
Кодекс Арундел ? Атлантический кодекс ? Кодекс о полете птиц ? Кодекс Лестера ? Кодекс Тривульцио ? Трактат о рисовании
Другие проекты
Архиотоннер ? Арбалет Леонардо ? Робот Леонардо ? Танк Леонардо