Провансальская литература - литература Окситанский языке, развивавшаяся в Провансе.


1. Старопровансальской литература

Старопровансальской литература (X-XV вв.). - Первые литературные памятники Окситанский языка (langue d'oc) появились в конце X века. Эти тексты составлялись в монастырях, единых центром письменной культуры в эпоху раннего феодализма. Сначала это был преимущественно религиозный эпос, переложение которого народным языком стимулировало распространение в интересах церкви легенд христианского содержания [провансальский вариант поэмы "De Consolatione" Боэция, провансальский перевод "La Chanson de Sainte Foy" (Песня о св. Фидес Аженску)]. Постепенно, под влиянием латинской литургии, развивается народным языком религиозная лирика. Литературная проза народным языком появляется в конце XI в. преимущественно в виде проповедей, поучений и переводов Библии.


1.1. XI века

С конца XI века диапазон провансальской литературы заметно расширился. Раннее развитие торгового капитала Средиземноморья стимулировал подъем южно городов. В непосредственной связи с ростом торговых общин на юге Франции возникают богатые дворы, которые вобрали в себя "городской воздух", - возникает более индивидуалистическое мироощущение, однако не без влияния рыцарской идеологии. Именно тогда начинается мощный расцвет провансальской феодально-придворной поэзии трубадуров (конец XI-XIII вв.).


1.2. Трубадуры

Основная статья Трубадуры

Трубадуры принадлежали к разным слоям феодального общества. Трубадурская поэзия выработала свою литературный язык, ставшая провансальской литературным языком. На нем творили не только трубадуры различных диалектальных областей Окситанский языка (langue d'oc), в том числе и Каталонии, но и значительная часть трубадуров иноязычных стран, например Италии.

1.3. Использование народной песни

Трубадуры значительной мере использовали народную песню, приспосабливая ее к аристократическим вкусам. Они превратили и усовершенствовали ее, умножили ее виды, формы и размеры и создали собственную художественную традицию. Феодализирована песня стала предметом роскоши при владетельных дворах. Некоторые из дворов стали культурными центром трубадурской поэзии. Литературное наследие трубадуров занимает произведения более 460 авторов. Их литературные произведения собирались в песенники. Значительный, хотя и безымянный вклад в творчество трубадуров внесли джоглары ( жонглеры) - бродячие певцы, музыканты, декламаторы, рассказчики и фокусники, ремесло которых сложилось преимущественно в среде городского ремесленничества. Некоторые из них стали сотрудниками трубадуров в их творчестве и исполнителями их произведений. Нередко джоглары и сами становились трубадурами.


1.4. Любовная лирика трубадуров

Основным видом лирики трубадуров была canso - кансоны, т.е. "песнь" на несколько строф, со своеобразным ссылкой-обращением (tornada) вместо припева. Строфы бывали разной длины, и чередование рифм достигло у трубадуров чрезвычайного разнообразия. Обычной темой "песни", как и других видов их лирики, была любовь. Любовная лирика трубадуров имела главным своим назначением эстетическое обслуживание знатных дам феодальных дворов. Наряду с "песней" и придерживаясь ее основных форм развилась поучительная и политическая, в частности военная лирика трубадуров - в форме так называемой "служебной песни", сирвенты). Сатирические сирвентесы предусмотрели позднейшую литературу памфлетов. В диалогической форме складывались тенсона ("дебаты") на любовные или нравоучительные темы, иногда были состязаниями трубадуров, чаще же состояли одним трубадуров и инсценировался им с джогларами. Диалогическую форму, но с обрамлением в виде авторского повествования имела пастурель. Другими формами лирики трубадуров были Серена (песня вечернего свидания), Альба (песня утреннего расставания) и т.д..


1.5. Бродячий образ жизни

Трубадуры-профессионалы вели преимущественно бродячий образ жизни. Талантливые или догидливиши устраивались как придворные поэты, получали ценные дары, земельные наделы, рыцарское звание, если его не было. Преимущественно в среде придворных трубадуров сложился своеобразный "дамский вассалитет", исповедуя который, и развилась условная, стандартная, символическая и рафинированное провансальская литература средневековья.

2. Фелибры

Основная статья Фелибры

Провансальская литература, после долгого забвения, начала возрождаться в середине 19 века. Ее возрождение связывают с литературной группой "Фелибрив" ( фр. F?librige ), Основанной 21 мая 1854 года Фредериком Мистралем, будущим лауреатом Нобелевской премии по литературе, и шестью другими поэтами, писали провансальской (Окситанский) языке. Традиции Фелибрив и новая региональная самосознание способствуют развитию провансальской литературы и сегодня. Правда, ее значение выходит за рамки локальной диалектной литературы.


См.. также

Литература

  • Las Joyas del gay saber, edited by Jean-Baptiste Noulet (vol. iv. Of Gatien-Arnoult's Monuments de la litt?rature romane, & c., Toulouse, 1849)
  • Noulet, Essai sur l'histoire litt?raire des patois du midi de La France aux XVI e et XVII e si?cles (Paris, 1859) and ... au XVIII si?cle (Paris, 1877)
  • Jean-Baptiste Gaut, ?tude sur la litt?rature et la po?sie proven?ales (Memoires de l'acad?mie des sciences d'Aix, tome ix. Pp. 247344, Aix, 1867)
  • Jean Bernard Mary-Lafon, Histoire litt?raire du midi de la France (Paris, 1882)
  • Antonio Restori, Letteratura provenzale, pp. 200214 (Milano, 1891)
  • Mariton's articles on Proven?al and the F?librige in the Grande Encyclop?die
  • Fr?d?ric Donnadieu, Les Pr?curseurs des f?libres 1800-1855; (Paris, 1888)
  • G. Jourdanne, Histoire du F?librige, 1854-1896 (Avignon, 1897)
  • Hennion, Les Fleurs f?libresques (Paris, 1883)
  • Portal, La letteratura provenzale moderna (Palermo, 1893)
  • Eduard Koschwitz, Ueber die provenzalischen Feliber und ihre Vorgaenger (Berlin, 1894)
  • Mariton, La Terre proven?ale (Paris, 1894). (H. 0.)