Псальма

Псальма - положен на музыку псалом, а также вокальное произведение преимущественно духовного содержания.


1. Псальма, как положено на музыку псалом

Псальма - двух-или трехголосная религиозно - лирическая песня на текст с библейских псалмов, приписываемых царю Давиду, выполняемая чаще небольшим ансамблем певцов без инструментального сопровождения. Форма псалмы строфическая. Псальмы, собранные в книге Псалтырь, с принятием христианства были популярны в Украина, их часто цитируют литературные произведения, начав с 11 в., они служили школьные тексты. Во время церковных служб псалмы читают или поют на смену двумя хорами в унисон, их читали также над умершими. В средние псалмы были основой различных свободных музыкально-поэтических обработок. В Украине псалмы были распространены в 16 - 17 вв. Псальмы с пародийным содержанием компоновались и выполняли странствующие дьяки в 17 - 18 в., а в 19 в. бурсаки -школьники. В репертуаре лирников в форме "духовных стихов" псалмы перетривала с 15 до 20 в. В 17 - 18 вв. псалмы частично развились в канты. Псальмы собраны в сборники, которые, кроме анонимных авторов, содержащие П.Д. Туптало (вторая половина 17 в.) распространенный сборник псалмов и кантов "Богогласник" ( 1790) часто переиздавался. Псальмы подражали, перепевали и переводили: Г. Сковорода, П. Гулак-Артемовский, Т. Шевченко ("Псалмы Давида"), П. Кулиш, С. Руданский, И. Франко ("На реках вавилонских" ) и др.. Вместо не связаны с псалмами поэтические произведения (как, например, П. Тычины "Псалом железу?), которые названием "Псалом" очерчивают хвалебнисть произведения. Музыку псалмов и кантов обрабатывали: М. Леонтович, А. Кошиц, М. Гайворонский, П. Козицкий и др..


2. Псальма, как вокальное произведение духовного содержания

Псальма - народная песня религиозного содержания. Не имеет ничего общего с "псалмами", содержащиеся в Библии. В подавляющем большинстве, псалмы имеют идею-виток в Новом завете, а также в Житиях святых, но представляют собой народное осмысление темы. Часть псалмов не имеют сюжетной связи с Библией, а лишь тематический, и, фактически, является апокрифическими. Отдельным поджанром псалмов является похоронные псалмы - которые пелись над покойником, а также на помине. С музыкальной стороны псалмы близкие к церковной музыке, но особенно в народных христианских колядок. Есть псалмы очень приближенные к мелодике песен. В народной среде выполняются разными составами на разное количество голосов. В фольклорных экспедициях ансамблем "Божичи" зафиксированы псалмы, которые выполнялись и на 5-6 голосов, без нот (полноценная чотириголоса фактура - дискант, альт, тенор и бас, с расщепленными альтом и тенором). Псальмы - не менее исследован жанр в современном музыковедении. Духовный стих или, как говорят в Украине, "псалма" как своеобразная форма "позаобрядовои религии", направленная к моральным вопросам жизни, не оставила следа в украинском послеоктябрьских публикациях. Аналогичное мнение встречаем в исследовании С.Грици уже постсоветского времени (1994 г.) "... в условиях тоталитарного режима почти полностью более чем на полвека было отвергли глубинный пласт духовной падщины - духовные стихи, псалмы, песни-молитвы, связанные с христианством" . О необходимости записи и изучения псальм указывали еще сборщики фольклора и ученые позапрошлого столетия (В.Горленко, В.Боржковський, Сумцов). "Произведения такого рода не имеют у нас до сих пор отдельного сборника ... Только при значительном их собрании, вроде сборников великорусских стихов Варенцова и Бессонова, возможно сделать каких-либо выводов относительно их характера, состава, привнесенных историей и народным духом оригинальных примет, уровней влияния и заимствований от соседних народов и т.д. "[5: 47]. Однако и до сих пор не существует отдельного исследования по этой теме, как и сборника текстовописенних примеров этого жанра.

В советское время по идеологическим причинам псалма почти полностью отошла в небытие, что вызывает дополнительные трудности ее изучения. Однако терминологическая путаница вокруг псалмы наблюдалась и в дооктябрьские времена. Чаще всего этот жанр отождествляли с духовными стихами и кантами. В ХХ в. его стали соединять с Давида псалмами, о чем можно прочитать почти во всех советских энциклопедиях, практически не разделяя термины "псалма" и "псалм". Уместно отметить, что тексты Псалтири, канонизированного церковного издания, и лирницких псальм в основном не совпадают. Свободная народная фантазия, склонность к непрерывному варьирования и импровизации создали совершенно новое явление духовной внецерковной песни, получила название "псалма" и распространялось преимущественно странствующими певцами - лирниками и кобзарями. Скорее Давиду псалмы не были первоисточником, а прообразом или образцом для подражания в формировании жанра лирико-бытовой религиозной песни. Вопрос сравнительного анализа этих жанров (псалмы и псалмы) как и происхождение псалмы является достаточно сложным и малоизученным, что требует отдельного исследования и не входит в задачи нашей работы. Однако в контексте лирницкой традиции и понимания ее специфичности необходимо затронуть проблему жанровой атрибуции такого явления как псалма, ее функциональной направленности и стилистических признаков. С XVII в. (По современным сведениям), псалма распространяется в Украине, Белоруссии, России и определяется как бытовая 3-голосная песня, подобная канта, со стихотворными текстами переработанных религиозных сюжетов. Источниками этих художественно-поэтических обработок основном был Псалтырь и приближенные к нему печатные книжные издания, происходили из западно-русских земель. По нашим наблюдениям, тематической основой псальм, особенно украинских, были апокрифические мотивы, фольклоризованой в народном бытования, которые совпадали с кругом сюжетов духовного стиха. В этом легко убедиться, если сравнить сюжеты духовных стихов в собраниях П.Киреевського, П.Безсонова, П.Шейна, Е.Романова с лирницкой записями О.Кольберга, П.Демуцького, О.Роздольського. Как отмечал Ф.Колесса, в репертуар лирников входили почти исключительно песни религиозно-нравоучительного содержания, имели признаки книжного происхождения (эсхатологические, о святых, гимны, песни страсти Христовы, стихотворные молитвы, песни о Правде и обиду и другие). "К некоторым лирницких песен находим параллели в старинных песнях калек-прохожих, собранных П.Безсоновим (о св. Василия, Лазаря, Гавриила), имеющих апокрифический характер, другие в более или менее отличной редакции входят в состав" Почаевского Богогласник "[11 : 54]. Как видим, лирницкие песни - это преимущественно книжные составления, переделанные на народный лад. К таким "книжных песен" ученые прежде всего относили канты и псалмы. псалмами и кантам как жанрам внецерковной духовной песни, сформировавшейся на основе христианской религиозной лирики, посвящено много серьезных исследований. конце ХХ в. они приобретают основательной разработки и определенного обобщения. Так, тема духовных песен и, в частности, кантов освещена в работах известных ученых: Ю.Келдиша, Т.Ливановои, О.Кандинського, О.Шреер -Ткаченко Т.Шеффер, Л.Корний, Л.Костюковець, Л.Ивченко, Л.Гнатюк. По мнению современных медиевистов, старинные духовные песни, в значительной мере повлияли на лирницкий репертуар, в частности, набожных песен, ведут свое начало от периода Киевской Руси и пересекаются с так называемыми "покаянными", "умиленнимы" пением. Отдельные образцы встречаются в древних крюковых записях (Т.Шеффер), но окончательно формируются в начале XVII в. (Ю.Келдиш). Содержание их перекликается с теми псалмами о неумолимость смерти и тщетности этого мира, ставших позже непременной частью репертуара нищих лирников.

С этого времени канты и псалмы разносторонне распространяются в внецерковная пространстве, заполняя собой музыкальный быт на всех уровнях: фольклорном, любительском, профессиональном. Зафиксированные в антологии духовной песни - "Богогласнике", они входят в состав четырех разделов сборника: Господский, Богородичное, Церковный год и Покаяние. Группу песен лирницких, вошедших в народный быт, в основном составляют образцы, содержащиеся в четвертом разделе. Распространяемые слепыми странствующими певцами-лирниками, они фольклоризувалися, вобрав в себя самые наплыву элементы и в значительной степени эволюционировали.

Все это усложняет проблему жанрово-стилистических определений в сфере лирницких духовных напевов. В исследованиях и материалах лирництвознавчои литературы, и до сих пор остается малоизученной сферой музыкальной фольклористики, чаще встречаются такие три составляющие лирницкого духовного репертуара, как кант, псалма и духовный стих (или стихотворения). Эти три названия часто перекрещиваются и употребляются для подобных напевов на правах синонимов, приводит к терминологической путанице. Сосуществование трех различных жанровых определений, прилагаемых к близким или даже тождественных явлений - духовного стиха, канта и псалмы, с одной стороны, свидетельствует динамику мижжанрових связей пульсаций на общем поле "духовной песни", которую можно понимать как обобщающее для этих трех сроков понятия. А во-вторых, путаница и постоянное нарушение "жанровых границ" говорит о не определенную до конца обоснованность каждого из терминов со стороны исследователей, легко объяснить реальным положением вещей.

Но с уверенностью можно сказать, что каждый из терминов имеет достаточно четкую сферу распространения, обусловленную различными этническими традициями (в нашем случае - украинскими и российскими) или традициями "специального" среды (в том смысле, который в это понятие вложила С.Грица). Так, духовный стих ("духовный стих") распространилась преимущественно на русских землях, где по своей тематике и сюжетным направлением он служит эквивалентом украинской псалмы, но в целом имеет свои стилевые приметы, связанные с консервацией эпического начала (древнерусских источников), строгой диатоника и часто напоминает былины.

Относительно "канта" то его применение быстро вяжется со средой книжного образования и западных (польских) воздействий. Следует учесть и то, что исследователи временем по собственному усмотрению используют терминологию, и есть сомнения в том, действительно ли введен ими срок соответствует аутентичному. Особенно это касается отождествления жанров канта с псалмами: "Духовные канты часто обозначаются также термином" псалма "". Попытки выделить эти явления на внешне интуитивном уровне приводило иногда к противоположным толкований. "По музыкальным языком, - пишет Л.Ивченко, - светские канты тяготеют к народной песне; псалмы - к профессиональному пению". Противоположное мнение встречаем в наблюдениях П.Демуцького: "Интересно то, что канты, настроены преимущественно" на весело ", очень близки к церковной музыке, а псалмы - больше" на жалоб ", и переходят в народные песни". Хорошо разбираясь в церковной и народной музыке, имея большой практический опыт работы с лирницкой репертуаром, Демуцкий начинает разработку данного вопроса.

Следовательно, эта проблема может составлять цель отдельного серьезного исследования. Ограничимся некоторыми наблюдениями относительно особенностей бытования и толкования соответствующих жанров. Аналогичными по стилистике выдаются жанры духовной (не светской!) Канта и поздней псалмы, что совпадает по времени с формированием кантовать культуры. Их также объединяют стихотворные, с тенденцией к силаботоникы, тексты и общие тематические мотивы, которые могут полностью совпадать по названию. Распространение в типичных для того времени кругах школьников, миркачив, путешествующих дьяков способствовало формированию общих черт в исполнительской манере этих двух жанров. В своей тенденции "обмирщения" ("мировая песня" - П.Безсонов) кант возможно бы со временем полностью "покорил" себе псалом, если бы не существующая лирницка традиция, появилась средой, в которой произошла "консервация" псалмы в ее "классическом "смысле как духовной песни.

Сравнивая эти два жанра, отметим, что:

  1. в отличие от кантов, не существует псальм со светской тематикой;
  2. псалмы - это фольклоризованой произведения, не имеющие авторов, тогда как канты связываются с авторским творчеством или аранжировкой;
  3. в своих жанровых разновидностях и трансформациях псалмы сочетаются с фольклорными жанрами (псалмы-колядки, псалмы поминальные, псалмы - Сиротинська плаче) канты - преимущественно тяготеют к жанрам профессиональной светской музыки или бытовой народного творчества (песня, танец и др.);
  4. канты не имеют конце "славословие" и "заздравный" пожеланий, которыми почти всегда завершаются псалмы и духовные стихи, сюжеты и лексический фонд которых напоминают псалмы (особенно т. называемые "старшие" псалмы или "былевые стихи" и затем думы - " казацкие псалмы ");
  5. канты выполняются в основном слоем письменной населения, обучалось в городах и воплощало идеи и особенности городской профессиональной культуры. Зато псалмы сохранялись и распространялись в специфическом "полусвета" среде божьих старцев, есть лирников (и кобзарей), которые продолжали традицию средневековых странствующих музыкантов и паломников - калек прохожих, воспроизводя их репертуар и особенности функционирования.

Итак, несмотря на стилистическое и тематическое сходство, канты и псалмы являются явлениями разного уровня. Кант - произведение нового этапа развития духовной песни, символизирует эпоху Барокко и сочетается с культурно-временным пространством XVII-XVIII в. Он вбирает в себя главные достижения того периода, поскольку является зафиксированным в письменной традиции и базируется на законах профессиональной "книжной" культуры. Это произведения авторского происхождения. Их создателями и носителями были многочисленные профессиональные кадры - пииты и студенты, выпускники различных учебных заведений, монахи-базилианци, философы, поэты, музыканты. Канты воспринимались как новейший самый жанр своего времени, оказывалось в таких новоякисних тенденциях как секуляризация (отсюда насыщения духовных жанров светской тематике и сама возможность появления бытовых разновидностей религиозных песнопений).

По тематике лирницкие псалмы можно разделить на определенные группы, а именно:

I Апокрифические
1 - с мифологически легендарными
2 - космологическими
3 - библейскими сюжетами

II Агиографические
4 - о жизни и деятельности святых страстотерпцев, апостолов, религиозных лиц.

III Господский с евангельскими сюжетами, приуроченными к Церковного года
5 - хвалебные,
6 - рождественские,
7 - страстные (постовые),
8 - гимнические

IV Богородичное
9 - величание,
10 - акафисты

V Дидактические "христианизована лирика" (без определенного сюжета)
А. поучительно морализирующего и философские:
11 - "умилительни"
12 - покаянии
13 - сотериологические,
14 - эсхатологические

VI Лирико-бытовые
Б. эмоционально религиозные переживания
15 - лирические монологи-жалобы, просьбы, пожелания

Сперанский различал два типа псальм: "старший - с приоритетом повествовательного элемента, меньше тяготеет к рифме, чем лирическое поздний ... в этом последнем настроение преобладает над содержанием" [17: 37] .. Поэтому он в сознании певца тяготеет к напевности и песне и его внимание более приковано к рифме и формы чем к содержанию. Данной особенностью, т.е. наличием или отсутствием рифмы в фольклорных духовных произведениях, обусловливается специфика бытования и "консервации" эпических произведений в фольклорной (лирницкой) традиции, а именно:

  1. древние образцы (духовные стихи) преимущественно имеют нерифмованное и неривноскладовой строение стиха. В них сюжет преобладает над принципами периодичности в формообразовании и поэтому остается более "чистым" и "не искаженным";
  2. поздние псалмы "книжного происхождения" носят в основном рифмованные тексты ривноскладови или неривноскладови (если приближаются к форме молитвы). В них тексты время искажаются и иногда "пересыпаются" малопонятными словами и выражениями;
  3. наибольшую сложность представляет запоминания текстов, распространяются исключительно вербальным путем (читающих слепому - "из книги", "по-написанному" или принимают на слух);
  4. мелодию в таких случаях каждый певец подбирает самостоятельно: "музыку, которая разнообразием мотивов ... не отличается, подбирает

лирник сам ".

Такая практика объясняет факт существования многочисленных вариантов напевов на один и тот же сюжет, порой совершенно не похожих, который испытывает совсем незначительных изменений в вербально-вариативный системе бытования произведений именно эпической традиции. "Сравнивая мелодии духовных стихов, - отмечает О.Маслов вы почти не найдете того самого напева исключая только общих попевок (мотивов или мелодических оборотов), а между тем тексты часто обнаруживают очень близкие варианты стихов ... Это означает, что запоминание напева и текста "происходило независимо друг от друга". Ситуация усложняется за счет исполнительских особенностей и приемов варьирования отдельных носителей традиций различного регионального происхождения.


3. Музыкально-интонационные черты псалмы

Основными музыкально-интонационными чертами такого явления как псалма являются:

  • доминирующая роль текста и подчиненная роль мелодии,
  • общий сдержанно лирический тон высказывания, декламационно-песенный тип мелодики, ограниченной достаточно узким вокальным диапазоном,

отсутствие широких ходов мелодии в пределах одной мелодической фразы. Ладо-интонационные особенности определяются значительным разнообразием, что свидетельствует о древности происхождения псалмы и ее определенную автономность по жанрам профессионально-письменной культуры.

В ладовой структуре набожных песнопений проявляется тенденция к минорного окраски лирницких псальм, тогда как в "книжных" образцах, например, с "Богогласник", встречаются как минорный, так и мажорный наклон (мнение относительно "мажорность" духовных кантов и минорного звучания псальм впервые высказана П.Демуцьким).

Особо подчеркнем отсутствие (или ограниченное использование) в лирницких псалмах "Думская хроматизации" (думный порядок с # IV, # VI), присущей "казацким псалмам" с Левобережья.

Совокупность таких черт как:

  • диатоническая основа,
  • опора на не октавные строю формы,
  • особый тип монодичнои природы мелоса - в сочетании с архаичными апокрифическими текстами, воспроизводятся с помощью декламационной рецитации,

дают основание считать псалом жанру, касательным древнерусским духовным стихам.

Завершая характеристику лирницких псальм, необходимо добавить несколько нюансов по манере исполнения фольклорной псалмы. Выполнялись псалмы обычно в один голос с сопровождением лиры или группой в унисон. В группе старцев "один опытный ходит старшего и управляет совместным пением -" пунктирует ", как они говорят". Если псалмы поют вместе несколько лирников, то на лире играет только один "в сопровождении двух лир нельзя петь псалом ...", "они гудеть только будут" (лирник М.Дуброва) ... Но под танцы можно играть ... хотя бы и на четырех лирах (лирники Митро Куцый и Трофим Бабенко).

Псальма как полистилистическая жанровое образование ассимилирует в себе разнообразные истоки церковной, светской, книжной и народно культуры, и как отдельное фольклорное явление возникает в процессе постоянных эволюционно-трансформационных преобразований (жанровых мутаций) во времени и в пространстве.



Литература

www.bozhychi.com.ua Театр песни "Джерела"

См.. также