Пьер Жозеф Прудон

Пьер Жозеф Прудон ( 1809 - 1865) - французский социалист, теоретик анархизма. В своей работе "Что такое собственность" ( 1840) доказывал, что "Собственность - это кража ". В конце жизни разработал программу "мютюелизму" - освобождение пролетариата с помощью производственных кредитных и потребительских ассоциаций, основанный на принципе "взаимности услуг".


1. Биография

Родился во французском городе Безансон в семье бедного пивовара. Учился в колледже, работал рабочим в типографии, занимался самообразованием. 1840 г. выдает в Париже книгу "Что такое собственность", в которой остро критикует капитализм и бросает вызов буржуазии, провозгласив свое знаменитое лозунг "La propri?t?, c'est le vol!" - "Собственность - это кража". 1846 г. он издал книгу "Система экономических противоречий или Философия нищеты", на которую Маркс ответил своим трудом "Нищета философии".

В произведении Прудона изложена система его экономических взглядов, в основу которых взяты было идеи мелкобуржуазного социализма. В последующих трудах он разрабатывает проекты "реформирования" капитализма. Это реформирование Прудон надеется осуществить через выкуп рабочими средств производства в буржуазии, создание мастерских и предприятий на акционерной основе, в них рабочие-акционеры будут работать и получать продукты по себестоимости.

1848 г. Прудона избран членом Национального собрания парижских рабочих. На рассмотрение собрания он вносит проект налоговой реформы и создания "Народного банка", но проект не был принят. 1849 г. Прудон сам сделал попытку воплотить идею создания "Народного банка" в жизнь через организацию акционерного общества, но она оказалась безрезультатной (банк просуществовал два месяца). Неудачной была и его деятельность как издателя газет. За довольно острую критику капитализма Прудона дважды арестовывали.


2. Взгляды

Методологии Прудона присущий идеализм и субъективизм. Экономические категории он рассматривает как воплощение "абсолютного разума", как вечные идеи, оторванные от реальной действительности. Пытаясь применить в исследовании гегелевский диалектический метод, Прудон ограничивает его, по сути, попыткой обнаружить в категориях и экономических процессах "хорошие" и "плохие" стороны. Итак, экономические категории и экономические явления он рассматривает не как единство противоречий, а как механическое соединение противоположных свойств. Руководствуясь таким подходом, Прудон считал, что всегда можно сохранить хорошие стороны и избавиться плохих. Это касается как экономических категорий, так и капиталистического производства в целом.


2.1. Теория ценности

Ценность Прудон рассматривает как вечную абстрактную категорию, является носителем двух абстрактных противоположных идей: идеи потребительской ценности и идеи меновой ценности. Между потребительской ценностью и меновой ценностью существует "антиномия" - противоположность. Потребительская ценность выступает как воплощение изобилия, богатства, а меновая - как отражение исключительности.

Примирением этих противоречивых сторон синтезом потребительской и меновой ценностей у Прудона выступает конституирована или синтетическая ценность. Она устанавливается в обмене. Обмен, писал Прудон, объединяет элементы богатства, созданные различными отраслями производства, в одно целое. Именно обмен делает ценность конституированной.

В процессе обмена, на рынке, происходит своеобразный отбор продуктов. Одни из них общество признает за ценности и включает в состав общественного богатства. Другие - нет. Создает и комбинирует элементы богатства по "закону пропорциональности ценностей" только труд. Исходя из этого закона Прудон называет конституированную синтетическую ценность пропорциональной.

Итак, конституирована ценность, по мнению Прудона, возникает в обмене и обязательно реализуется на рынке. Она является конституированной, потому что предполагает слияние, комбинирования отдельных элементов богатства в одно целое, синтетической, так как снимает противоположность потребительской и меновой ценностей, пропорциональной, поскольку возникает в результате установления трудом пропорций, что в них происходит комбинирование элементов богатства.

Для преодоления трудностей товарного производства (затоваривание, диспропорции и т.д.) нужно, по мнению Прудона, каждый товар наделить конституированной ценностью, гарантировать его реализацию. Своей теорией конституированной ценности Прудон пытается устранить противоречия капиталистического товарного производства, противоречие между товаром и деньгами, предоставив самому товару свойств, присущих деньгам.

В теории ценности Прудона важно, что она сочетает меновую концепцию ценности с трудовой концепции и признает два источника ценности - обмен и труд.


2.2. Экономическая программа Прудона

Как мелкобуржуазный идеолог Прудон связывал причины трудностей мелкого производителя с недостатками обмена, с проблемой сбыта. Основной причиной обнищания и несправедливости он объявляет обмен и деньги. И именно с этих позиций прорабатывает экономическую программу реформирования капитализма через реформирование обмена.

Прудон хочет сохранить товарное производство, в котором видит вершину человеческой свободы и личной независимости. Он отстаивает мелкую собственность и передачу крупных производств в собственность их коллективов. Господство мелких товаропроизводителей, по его мнению, приведет обмен продуктами труда по трудовому эквивалентом. Для содействия мелким производителям в реализации продукции Прудон предлагал и сделал попытку создать обменный банк - "Народный банк". Банк принимал бы от товаропроизводителей товары и выдавал бы им трудовые талоны, "рабочие деньги", которые свидетельствовали бы количество труда, затраченного на изготовление товара. За эти "рабочие деньги" товаропроизводитель и получал бы в банку нужны ему другие товары. Введением "рабочих денег" вместо реальных Прудон надеялся установить в обществе равенство и справедливость, избавиться эксплуатации, поскольку каждый получал бы столько, сколько произвел сам, оставить "хорошие" стороны товарного производства и ликвидировать "плохие".

Эти мелкобуржуазные иллюзии было порождено недопониманием Прудоном таких категорий, как деньги, товар, прибыль, капитал и самой сути капиталистического производства, с идеей реформирования которого через обмен он выступал.

Капитал Прудон преимущественно трактует как деньги, считая ведущей его формой только капитал ссудный. Процент, по мнению Прудона, - это та единственная форма, в которой воплощен неоплаченный труд рабочего. Прибыль Прудон рассматривает как разновидность заработной платы.

Поскольку экономической основой эксплуатации Прудона является процент, то снижение ставки процента "принудительными законами" и сведения ее к нулю - это путь к получению рабочими полного продукта своего труда. Руководствуясь такой логикой, он развивает идею "дарового кредита". Выступая против денег, Прудон одновременно предлагал предоставлять через банк рабочим и товаропроизводителям беспроцентный кредит в денежной форме. Предоставление "дарового кредита" устраняет возможность занимать деньги под проценты и тем самым, по мнению Прудона, ликвидирует эксплуатацию.

Вследствие такой реформы (предоставление всем и каждому "дарового кредита") осуществится не только "слияния классов" , потому оставаться только трудящиеся, обмениваться продуктами в соответствии с их цены, правительство тоже станет ненужным, поскольку будет гарантировано справедливость в процессе обмена, все будут равны, и исчезнут источники конфликтов.

Прудон является противником как буржуазной демократии и монархии, так и коммунизма. Движущей силой общества он считает класс мелких производителей, экономическую основу которого составляет мелкая собственность и которому присуща определенная обособленность, изолированность. Его члены не должны объединяться в какие государственно-общественные организации. Прудон вообще выступает против государства. Связь между отдельными хозяйствами должно осуществляться через обмен и взаимопомощи.

Мелкобуржуазный социализм Прудона имел значительное распространение во второй половине XIX в. во многих европейских странах. Его идеи восприняли бакунисты, а затем анархо-синдикалисты.


3. Основные произведения

  • Что такое собственность? или Опыт о принципе права и власти (Qu'est-ce que la propri?t?? ou Recherche sur le principe du Droit et du Gouvernement, 1840)
  • Система экономических противоречий, или Философия нищеты (Syst?me des contradictions ?conomiques ou Philosophie de la mis?re, 1846)
  • Общее представление о революции XIX в. (Id?e g?n?rale de la r?volution au XIXe si?cle, 1851)
  • О принципе Федеративность (Du principe F?d?ratif, 1863)
  • Теория владения (Th?orie de la propri?t?, 1866)