Надо Знать

добавить знаний



Разумовский Андрей Кириллович


Andreas razumovsky.jpg

План:


Введение

Андрей Кириллович Разумовский - граф, позже князь, дипломат, действительный тайный советник 1-го класса Российской империи украинского происхождения, сын последнего гетмана Украины Кирилла Разумовского, приятель и меценат Бетховена.

Сын последнего гетмана Андрей Разумовский был известен как блестящий дипломат и меценат. Большую часть своей жизни он провел в Вене, удерживал собственный струнный квартет, ансамбль исполнителей, в котором играл партию второй скрипки.

Людвиг ван Бетховен посвятил Андрею Разумовскому Пятую и Шестую симфонии, а также три струнных квартета, получившие название квартетов Разумовского. Разумовский был послом России в Австрии в 1792 - 1807 годах. За дипломатические успехи награжден княжеским титулом.


1. Петербургский период

Третий из 6 сыновей гетмана Кирилла Разумовского Андрей родился в Глухове 2 ноября (22 октября по старому стилю) 1752 года. Образование получил блестящее. Для своих детей гетман открыл специальную "академию", прототип закрытого лицея, наняв для этого на Васильевском острове в Петербурге большой новый дом-дворец. До конца 1764 года "академию" было закрыто, так завершать образование дети должны были обязательно в одном из лучших европейских университетов. Кирилл Григорьевич выбрал для этого Страсбургский университет, в котором когда-то учился сам.

1769 года Андрей начал службу на флоте (к этой карьеры его готовили с детства), получил звание лейтенанта, участвовал в Чесменском бою, после этого командовал фрегатом "Екатерина", а в 1773-м перешел на придворную службу. Его влияние на цесаревича Павла Петровича (будущего Павла I, друга детства Андрея) немало беспокоил Екатерину II. Она решила в 1776 г. отдалить Разумовского от двора и выслать из Петербурга. Через 3 года Екатерина II назначила его послом в Неаполь.


2. Дипломатическая служба

Портрет Андрея Разумовского работы Иоганна Баптиста Лампи старшего

Почти два года перед назначением Андрей провел в Вене, пока в Неаполе нашли желающих на должность посла при Санкт-Петербургском дворе. В Неаполе граф Разумовский быстро приобрел привязанности всесильной королевы Каролины-Марии, но и сам подчинился ее влияния, вследствие чего нарушал инструкции императрицы. В 1784 г. он был переведен в Копенгаген, через два года - до Стокгольма. Действиями и особенно депешами, подробно освещали положение Швеции, Екатерина II была очень довольна.

В 1788 году он женился на Элизабет (Елизаветой) Тун, для этого получив разрешение не только своего отца, но и императрицы Екатерины II. Семья тунов буда известна во всем Вене, как меценаты и друзья Моцарта, Гайдна, Бетховена. Салон графини Тун, матери Элизабет был местом для встречи всех образованных и авторитетных людей Вены. Время молодая пара находилась в России, а с 1790 г. графа Андрея назначили в Вена, сначала помощником посла, а позднее он изменил Дмитрия Голицына на этом посту.

Первыми депешами Разумовского из Вены императрица была довольна; в 1792 г. его стараниями был восстановлен договор между Россией и Австрией; немало пришлось забот на его долю по второму и третьему распределениях Польше. После поражения Римского-Корсакова при Цюрихе Павел I приказал Разумовскому оставить Вена и жить в Батурине. Затем Разумовский был назначен сенатором. Александр I в 1801 г. вновь назначил его послом в Вена.

1806 год был переломным в жизни графа Андрея и его дипломатической карьере. Во время наполеоновских войн Разумовскому стоило большого труда пробудить австрийский правительство к вступлению в коалицию против Наполеона и до открытия военных действий против Франции. И его деятельностью дипломата были все более недовольны в Петербурге. Конце 1806 года, в декабре, его постигло личное горе - после долгой болезни умерла его жена Елизавета. А вскоре после того, как Россия заключила с Наполеоном Тильзитський мир, положение Разумовского стало малоутешительным, и в июля 1807 года он ушел в отставку. Андрей остался в Вене, занимаясь, главным образом, обустройством своей известной картинной галереи и не менее славных музыкальных вечеров.


3. Культурное подвижничество

С самого начала работы в Вене Андрей Разумовский находился в эпицентре культурной жизни столицы Австрии. Благодаря блестящей образовании, знанию языков, изящным манерам, прекрасном пониманию искусства он быстро вошел в довольно узкий круг венских аристократов. Андрей встретил некоторых своих петербургских знакомых и среди них очень близкого к семье Разумовских И. М. К. Лобковица, который был представителем одного из самых богатых и самых австрийских семейств.

Разумовский был представлен в салон графини Тун, среду всех образованных и авторитетных людей Вены. Хозяйка салона - умная, экстравагантная и очаровательная графиня Мария Вильгельмина фон Тун-Гогенштейн, урожденная Ульфельд ( 1744 - 1800), была ярой поклонницей музыки, как и все ее ближайшие родственники и знакомые. Ее дядя - Фердинанд Лобковиц (мать графини Тун была из семейства Лобковиц) взял на себя заботу о музыкальном образовании сына одного из своих лесничих - в дальнейшем известного композитора Глюка. Свекор Марии Вильгельмовны, граф Иоганн Йозеф Тун был другом и меценатом Вольфганга Моцарта, в его усадьбе в Линце была написана знаменитая "Линская симфония", а Леопольд Моцарт, отец знаменитого композитора, был в свое время их домашним капельмейстером. Вильгельмина Тун устроила молодого Гайдна на службу капельмейстером к своему приятелю, очень богатого князя Эстергази. Она была постоянным меценатом Моцарта. Позже графиня Тун познакомилась с Бетховеном, и в 1798 году он посвятил ей трио для фортепиано, кларнета и виолончели.

В 1788 году Андрей Разумовский женился на Элизабет, дочерью Вильгельмины фон Тун.


3.1. Дружба с Бетховеном

Музыкальные собрания и вечера были практикой жизни Вены, а Разумовский - их постоянным активным участником как исполнитель или слушатель. Кроме салона графини Тун концерты проходили в доме у Карла Лихновського (княгиня Христина Лихновська родная сестра жены Разумовского) и в музыкальном салоне князя Лобковица. На одном из таких музыкальных вечеров граф Андрей познакомился с Бетховеном.

Общения композитора с музыкантом-дилетантом, влюбленным в квартетной музыки, привело к тому, что Бетховен стал уделять этому жанру большое внимание. Разумовский передавал Бетховену свои беседы с Гайдном о музыке и тем самым большое влияние на музыкальное развитие молодого композитора.

Возможно, их сближение именно в 1806 году было связано с тем, что в настоящее время Бетховен занял антинаполеоновской позицию, сняв имя Наполеона (которого Разумовский давно ненавидел) с титульного листа 3-й симфонии и скандально отказавшись выступать перед французскими офицерами.

Граф Разумовский вписал свое имя в историю музыки уже тем, что привлек Бетховена к написанию квартетов. И действительно, долгое время композитор вообще не обращался к жанру струнных квартетов. Во всяком случае, квартеты ор. 59 - это только второе обращение Бетховена к этому жанру, но они - настоящий шедевр великого мастера.

Квартеты, посвященные Разумовскому, исследователи считают новым этапом развития европейской квартетной музыки.

Как известно, в квартетах ор. 59 были использованы украинские и русские народные мелодии. У исследователей творчества композитора нет согласованной версии о том, почему Бетховен обращается к цитированию. Одни считают, что эта мысль была подана композитору "заказчиком" - А.Розумовським. Другие - что для того, чтобы просто проявить уважение к мецената, было бы достаточно посвящения. В факте не только традиционной посвящения на титульном листе, но и посвящения в самом музыкальном тексте, исследователи видят то, что отношения между великим маэстро и Разумовским были достаточно искренние.

Наследство, полученное после смерти отца, позволила Андрею Кирилловичу организовать лучший квартет своего времени и первый в Европе ансамбль постоянного состава: музыканты имели в нем пожизненный ангажемент.

Для создания квартета ему нужно было только три музыканта, потому второй скрипкой ансамбля был сам граф Андрей. Его собственная подготовленность вполне позволяла ему играть партию второй скрипки в квартете, что он обычно и делал.

Квартет был организован в 1808 году и сразу стал квартетом Бетховена. В репертуаре квартета Разумовского было все, что создавал Бетховен нового, и выполнялось именно так, как того хотел автор. Неудивительно, что 1808 года у Бетховена возникает желание изменить посвящение 5-й симфонии, изначально предназначенной графу Ф.Опперсдорфу. Бетховен даже получил за нее 350 флоринов в счет гонорара (500 фл.), Но посвятил, как и Шестая симфония, А.Розумовському и Ф.Лобковицу.


4. Венский конгресс

Дворец Разумовского в Вене

Полученная в 1803 году наследство позволило Андрею Разумовскому заняться обустройством знаменитой в Европе картинной галереи и не менее блестящих концертов и предаться семейной страсти - строительству. Он потратил большую сумму денег на строительство великолепного дворца в неоклассическом стиле под новое посольство Александра I и моста через Дунай.

Во второй половине 1813 года Разумовский вошел в окружение императора Александра I и находился в штаб-квартире союзных войск во время похода в Францию ​​. В начале 1814 г. был назначен уполномоченным для ведения переговоров о перемирии. Российский посол стал одной из наиболее значимых фигур во времена проведения Венского конгресса, его даже прозвали в Вене "эрцгерцогом Андреасом". Неудивительно, что во время проведения торжеств, связанных с Венским конгрессом, Бетховену выпало также играть важную роль. Монархи, приехавших в Вена, и аристократы, сопровождающие их приветствовали великого композитора. Во дворце Разумовского Бетховен встречался с высокопоставленными лицами. За подготовку, организацию и проведение Венского конгресса граф Разумовский был награжден княжеским титулом.

Торжества по завершению Венского конгресса и празднованию победы над Наполеоном проходили также во Дворце Разумовского. Для того, чтобы разместить всех гостей, Разумовский устроил временную пристройку к своему дворца отапливалась за счет дымохода. Во время торжеств, в конце 1814 произошло событие, которое заставило весь Вена на один-два дня забыть даже о конгрессе. Горел дворец Разумовского. Огонь начался в дымоходе через некоторое время распространился на основной дом. Пожар был страшной для сердца и карманы уже летнего Андрея - сгорели парадные комнаты его знаменитого дворца, были повреждены и уничтожены мраморные статуи, бюсты, уникальные вазы, известны во всей Европе картины, бронза и другие произведения искусства.

После пожара Разумовский вышел в отставку с дипломатического корпуса и оказался не в состоянии содержать квартет, поэтому в 1816 году вынужденно сообщил о его роспуске, распродал часть своего имущества, назначив музыкантам пенсию. Квартет Разумовского распался, но фактически еще долгое время существовал под названием "квартет Шуппанцига". Квартет отправился в Россию. Устроился в Петербурге, где там представлял и распространял славу бетховенской музыки. Выступал также с концертами в Москве и Киеве.

С 1815 г. до самой смерти Разумовский проживал преимущественно в Вене. Он жил в постоянном денежном нужды, не могли покрыть правительственные субсидии. Царь обещал ему средства на реконструкцию дворца, однако не сдержал своего слова.

Потомки Андрея Разумовского живут в Вене и сегодня. Огромный дворец и поныне украшает в Вене улицу, носящую его имя, а вот мост Разумовского через Дунай не уцелел.

В 1990-х годах дворец Разумовского был штаб-квартирой Международного океанографического института.


См.. также

Источники

Выбранная статья

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам