Рамочный анализ

Рамочный анализ ( англ. Framing analysis ) - Междисциплинарный метод научного исследования, который используется для анализа того, как люди понимают ситуации и события.

Концепцию в общем случае связывают с работой Ирвинга Гофмана и его книгой Рамочный анализ: Эссе об организации опыта ( англ. Frame analysis: An essay on the organization of experience , 1974). Позже эту работу начали применяли в теории социального движения, политических исследованиях и других исследованиях.


1. Понятие

Основной термин метода - "framing" ("рамкування") - не имеет общепринятого определения. Впрочем, большинство западных исследователей сходятся во мнении, что одним из лучших является объяснение Роберта Ентмана, согласно которому английский глагол-термин "to frame" в данном случае означает "выбирать определенные аспекты реальности и делать их более заметными в комуникованому тексте, популяризируя таким образом определенное определение проблемы, интерпретацию ее причин, моральную оценку и возможное ее решение ". И хотя на первый взгляд фрейминг может напоминать agenda setting, и все же между ними есть существенная разница: agenda setting предусматривает, что СМИ освещают одни и игнорируют другие события, тогда как фрейминг подразумевает, что средства массовой информации, освещая определенное событие, игнорируют некоторые ее стороны, в то же самое время подчеркивая других.

Рамочный анализ является таким типом нарративного (контент-) анализа, в котором исследователь изучает текст, чтобы идентифицировать "рамки" и выявить риторику журналиста или медиа-организации, а именно - играет их текст политическую роль. В идеале, такой анализ определяет, как "рамки" внедряются в новости политическими акторами, как журналисты их используют в написании текстов и как аудитория интерпретирует эти "рамки". Караги и Роефс изучают рамочный анализ в связи с идеологической ролью средств массовой информации, поскольку изучение процессов фрейминг позволяет найти связь между новостями и разделением власти в обществе (по их мнению, "рамки" - это отпечатки власти).


2. История развития

Истоки этой методологии находим в начале 1970-х годов, и ее пионером был Гофман, который считал, что если индивидуум узнает определенное событие, его реакция на нее скорее всего будет ограничена рамками или схемами интерпретации, которые он называл "первичными рамками" ( англ. primary frameworks ). Все первичные рамки той или иной социальной группы является центральным элементом ее культуры. В конце 1970-х Такман развила идеи Гофмана: "Рамки (frames) превращают непонятный хеппенинг или аморфную беседу на очевидную событие ... Новостные рамки ( англ. news frame ) Одновременно организуют ежедневную реальность и является ее частью и упаковкой ".

В 1980-х "рамки" уже воспринимались как "медиа-упаковки, центральной организационной идеей которых является понимание соответствующих событий". Такие "упаковки" имели успех в медиа-дискурсе благодаря комбинации культурного резонанса, действий автора и соответствия норм и практики средств массовой информации. В 1990-х framing analysis получил мощный толчок в развитии благодаря Ентману, который прояснил его терминологию и методологию. В частности, он определил "рамки" как "схемы обработки информации, которые имеют место в особенностях новостного текста и усиливающие специфическое восприятие и понимание событий. Новостные рамки (news frames) возникают с и воплощаются в ключевых словах, метафорах, концепциях, символах и визуальных образах, которые подчеркиваются в тексте новостей ". Эти компоненты "рамок" часто совпадают с устоявшимся в обществе дискурсом и формируют такой образ мышления об определенном событии, который уже знаком аудитории из предыдущего опыта.


3. Применение

Метод позволяет выявить манипулирования общественным мнением в тех случаях, когда в сообщениях СМИ имеет место фрейминг. Такие исследования являются достаточно тяжелыми, поскольку обнаружить фрейминг сложнее agenda-setting.

3.1. Методология

Методология рамочного анализа включает два типа источников (или инструментов) - логические инструменты ( англ. reasoning devices ) И инструменты фрейминг ( англ. framing devices ). Первые объясняют событие, а другие ее характеризуют. Итак, логические инструменты предоставляют объяснения или причину основной позиции: это так называемое "корни события" (интерпретация причин события), ее последствия и принципиальность.

Инструменты фрейминг включают:

  • источника (все лица, которые были процитированы в тексте);
  • ключевые слова (те, что появляются в заголовке, а затем повторяются в тексте;
  • слова, имеющие большую "видимость" через их размещение в тексте или культурный резонанс с аудиторией);
  • метафоры;
  • основание (лицо или группа лиц, которые идентифицируются как причина проблемы или ее решения).

Анализируя текст, исследователь вычитывает каждую историю, которая попала в его выборки, пытаясь определить специфические инструменты фрейминг.


3.2. Механизм использования

Чтобы понять, как работают "рамки", надо объяснить еще такие концепции, как "видимость", "форматирования" и "важность" ( англ. salience, sizing and importance ). "Рамки" освещают определенную информацию об объектах сообщение, предоставляя им таким образом "видимости", т.е. делая их более заметными, понятными и запоминающимся. Более "видимой" информацию можно сделать, поместив ее в начале или в конце текста, а также часто повторяя ее или ассоциируя с культурно подобными символами. "Форматирование" является сутью фрейминг - это преувеличение или преуменьшение элементов изображаемой реальности для большей или меньшей "видимости". Кроме слов и образов, использованных для изображения реальности, большое значение имеет также "важность" - то, насколько много информации о событии и на каком месте (на первой или предпоследний полосе) подает средство массовой информации.

п ? в ? р Медиазнавство
Понятие MediaSpaceConceptDrawing1982 w600.jpg
Исследователи
М. Маклуен ? Г. Иннис ? Дж. Фиске ? Р. Д. ? Зигфрид Зелински ? Лоренц Энгель ? Эми Брукман ? Эдвард Кастронова ? Даниэль Бернарди ? Шерри Теркл ? Ник Йи ? Генри Дженкинс ? Джеральд Голдберг ? Тодд Холден ? Джон Калкин ? А. Федоров ? Эспен Аарсет ? Пер Торсвик ? Гартмут Винклер ? Пьер Леви ? Дик Хиггинс ? Нейл Постман ? Нэнси Байм ? Н. Негропонте ? Н. Хомски
Направления
использования
Учреждения
См.. также: Википедия "Методология медиа-исследований"