Реализм в украинской литературе

Izbornik page.jpg
История украинской литературы : стили и направления
Монументализм
Орнаментализм
Ренессанс
Барокко
Латиномовна литература
Классицизм
Новая украинская литература
Сентиментализм
Романтизм
Реализм
Натурализм
Модернизм
Соцреализм
Постмодернизм

Реализм ( лат. realis - "Существенный", "настоящий", от res - ?вещь?) - стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, которая учит, что предметы видимого мира существуют независимо от человеческого чувствования и познания.

Реалистичные доктрины были развиты еще античными греками и средневековьем, однако наибольший их развитие приходится на 19 и 20 века. В искусстве и литературе реализм стремится к подробного описания наблюдаемых явлений, без идеализации. Однако понятие реализм очень широк: реалистичным можно назвать монументальное египетское искусство, но реалистами есть и художники, с фотографической точностью копируют природу. Популярность реализма обусловлена ​​общей доступностью и понятностью его художественных средств, поэтому его тенденции в украинском искусстве проявлялись при каждом суток и как стиль он актуален поныне.

В искусстве, старейшая украинская икона и стенопись были фактически произведениями реализма, только что он был подчинен примату формы и устойчивого сюжета в композиции - все это было обусловлено требованиями обряда. Уход от этого принципа замечается уже в 16 веке : сначала в портрете, - а затем и в реалистическом искусстве. Западное барокко в 17 в. принес с собой новые на то время реалистические формы и новое понимание композиции, освобожденной от незыблемых раньше правил. Положительным явлением здесь было оживления искусства путем приближения его к актуальным проблемам человека своего времени, отрицательным - затрата строгой дисциплины мысе, формы, в которой начало возвращаться только искусство нашего времени, после долгого периода пресыщения реализмом и натурализмом.

В старом украинском искусстве реализм редко выступал в чистом виде, как это было, например, в Голландии или Италии, он был только частью, хотя и основной частью таких стилей, как барокко, ампир, классицизм.

В своих сугубо реалистических формах он выступил только с пол. 19 в. Реалист Т. Шевченко, со своим лозунгом "ни одной черты без натуры", стоял на грани академизма и той классицистической традиции, которую в Петербурге оставили его предшественники: Д. Левицкий и В. Боровиковский. Эти элементы, вместе с открытием украинского сюжета (природы, человека, истории) сделали Шевченко то звено, которое соединило древнее украинское искусство с новым. Фактически временем реализма в украинском искусстве стала сутки передвижников, в рядах которых было немало украинском.

Часть художников культивировала т. н. "Идейный реализм", как Ге, М. Ярошенко, Н. Пимоненко, другие, как К.Трутовский, А. Сластен, П. Мартынович, обрабатывали более этнографически-бытовые темы, третьи - И. Репин, С. Васильковский , Н. Самокиша, обращались к ист. и батальных сцен. Реакция против "объективного" видображування природы началась с импрессионизма (И. Труш, А. Новаковский, Н. Бурачек), которые открыли чар цветов и показали, что мистецькисть произведения независимая от его связи с реальным миром.

Характерно, что украинское народное искусство не принимало реализма как такового, - а всегда пыталось превратить его своими стилистическими средствами, где основой были требования ритма и гармонии. На Советской Украине попытки ввести в керамику, вышивку и ковроткачество реалистические портреты были настолько неудачны, по преимуществу оставлено.

В литературе украинский реализм начался с половины 19 в., Придя на смену романтизму, от которого он взял захват этнографизмом и героизации исторических фигур. "Народные рассказы" М. Вовчка (1857) при всей реалистической актуальности тем еще окрашены романтическим фольклором. Далее реализм используемого с позиций народнических и просветительских (С. Руданский, А. Свидницький) и общественно-программных (особенно А. Конисский). Дальнейшим этапом школы реалистов была "объективная проза" 80-90-х годов: И. Нечуя-Левицкого, П. Мирного, Б. Гринченко и И. Франко. Она определяется эпической шириной описаний и рассказы, введением социальных и национальных тем, распространением тематики по крестьянскому станка на рабочие и новую интеллигенцию, поданных на фоне тогдашнего развития капитализма в России и Австрии. В И. Франко, не без влияния Э. Золя, появляется психологическая мотивация, приобретает черты натурализма. Типичные для Реалистичноои поэзии - стихи Б. Гринченко и Грабовского ("Общественная поэзия") Франко от реалистических "Барских шуток" пошел в направлении психологически философских сдвигов, - и его "Моисей" (1905) это уже произведение на грани модернизма . Как и в искусстве, на смену реализму пришли др.. направления, но реализм фактически никогда не сдавал позиций - и, особенно в прозе, был всегда актуальным стилем.

В Советской Украине реализм - стиль почти обязательный и выступает в форме соцреализма. Соцреалистические теории рассматривают реализм как основную цель и завершение творчества, тогда как антиреалистов принимают реализм как исходную познавательную базу, на основе которой можно развивать высшие формы искусства.

Отличительные черты реализма ? рационализм, рациоцентричний психологизм (отождествление психики и сознания, недооценка подсознательных процессов);

? правдивое, конкретно-историческое, всестороннее изображение типичных событий и характеров в типичных обстоятельствах при правдивости деталей;

? принцип точного соответствия реальной действительности осознается как критерий художественности, как сама художественность;

? характер и поступки героя объясняются его социальным происхождением и положением, условиями повседневной жизни;

? конфликтность (драматизация) как сюжетно-композиционный способ формирования художественной правды;

? свободная построение произведений;

? превалирование (преимущество) эпических, прозаических жанров в литературе, ослабление лирического струи искусства;

? решение проблем на основе общечеловеческих ценностей.