Религии населения островов Тихого океана

Религии населения островов Тихого океана - это совокупность религий, виросповидае населения островов Тихого океана.

Изучение

Изучение религий населения островов Тихого океана демонстрирует серьезные трудности, возникающие у исследователей, ориентированных на внешние проявления религиозности. Океанийцев не только зачастую скрывают особенности своего культа, но и с легкостью меняют его и прибегают к культов других религий, не меняет при этом склонности к своим исконным вироучень.

Факты сокрытия своей - искренней конфессиональной принадлежности океанийцев приводит Р.Форчун, исследовавшего религии жителей островка Сутки. Он отмечает, что трудно изучать туземные обычаи (особенно магию) в том случае, если местные жители видели этнографа вместе с миссионером или колониальным чиновником.

" Я уверял туземцев, что у меня нет ничего общего с этими людьми, но не достиг в этом полного успеха. От меня что-то скрывали. Один. с островитян клялся мне (хотя я его об этом не спрашивал), что. - .. христианин и верит только в Бога. Это неправда, как каждый добуанець он ходит в церковь и посылает туда детей из страха пред миссией, но он выполняет все дохристианские обычаи и вполне верит в них. "

- Г. Форчун

Достаточно малейшего привода (отказа миссионера в разрешении участвовать в спортивном соревновании, в музыкальном ансамбле и т.п.) и океаниець, выяснив заранее, что другой миссионер ему это позволяет, прощается со старой верой и принимает вторую, благо в селе и та, и другая церковь.

В Океании немало людей, меняли свое вероисповедание по два, три, четыре раза. Переход из одного вероисповедания в другое иногда происходит коллективно, всем селом. Так, на острове Бугенвиль миссионер-католик не желал расстаться с женой одному из влиятельных жителей села. Тот быстро сменил католическую веру на протестантскую (веслеянскую), а вслед за ним то же самое сделали все жители села. Религиозные верования океанийцев до прибытия к ним миссионеров при всех региональных различиях содержали в, себе нечто общее, присущее им всем.


Описание религии

Океанийцев обращались к духам предков, к богам, принося им жертвы и ожидая от них соответствующей помощи (по принципу "мы-вам, вы-нам"). Они рассчитывали получить эту помощь при жизни, в земном мире, а не после смерти, когда, согласно их верованиям, души мертвых пойдут в мир иной. Помощь духов предков или догов нужна в тех случаях, когда у людей в их земных делах не все образуется так, как им хотелось бы. Что касается загробной жизни, то океанийцев, веря в ее возможность, обычно не заглядывали так далеко вперед. По их представлениям, загробная жизнь в принципе такая же, как и земная, - там тоже будут огороды, "обряды инициации, вступления в брак, будет чередовання удач и неудач. Если живые на земле будут приносить мертвым предкам жертвы - хорошо .. не будут - плохо. Акцент в религиозных верованиях океанийцев делается прежде всего на земную жизнь. Недаром ряд исследователей характеризуют традиционную религию океанийцев как религию "материалистическую".

К духам предков и богам островитяне относились как равные к равным - перед богами, а тем более перед духами. предков они не уничтожались. . НЕ раболепствовал, если дух предка или бог выполнял просьбы и пожелания людей, люди берегли череп предка, деревянная резное изображение предка или бога, приносили им жертвы, выполняли определенные обряды. Если не выполнял - череп предка или его резное изображение выбрасывали и заменяли черепом или резным изображением другого предка. Не только духа предков, но и боги мыслились обитающими где-то недалеко. Люди приглашали их на празднование, ставили для них порции пищи, и, называя каждого по имени, говорили: "Это тебе, ели и вот тебе, ешь!" На всякий случай ставили несколько порций для духов предков или богов, которые могли, по забывчивости не пригласить.

Что касается региональных различий в традиционных верованиях, то здесь можно выделить две основные области:

  • Меланезию (кроме Фиджи)
  • Микронезию, Полинезию в первый: преобладала вера в духи предков, колдовство, совершенно отсутствовала идея загробного воздаяния, не было профессиональных служителей культа.

Для второй характерный политеизм, обожествление племенных вождей, обряды с человеческими жертвоприношениями, опять же колдовство, наличие жрецов-профессионалов. Религия полинезийцев отражала социальную стратификацию местного общества и защищала корыстные интересы племенной знати. Надо также отметить, что людей, связанных с каким-либо одним конкретным духом предка, в Меланезии насчитывалось не более нескольких десятков, в то время как в Полинезии людей, которые верят в один племенного бога, могло быть несколько тысяч. Вера в "великих богов" - Тангароа, Ту, Тане, ронго - зафиксирована на многих полинезийских архипелагах.

Заметив нежелание океанийцев отказываться от своих старых богов, миссионеры "переводили" их на должность дьявола. Это, пишет Ч.Роулы, "общая практика в процессе христианизации". Сами океанийцев предпочитали ставить своих богов на, место христианских персонажей. Так, на Тавайских островах христианская. троица долгое время выступал в воображении трех гавайских богов - Ку (бог-отец), Кане (бог-сын). Лоно (бог-дух святой). Для четвертого гавайского бога, Каналов, места хватало, и ему пришлось занять должность дьявола. Делать подобные замены время помогали сами миссионеры. Так, епископ Ж.Помпайе говорил маори, Хина (жена Мауи) - это дева Мария. На островах Самоа богиня войны Нафануа была включена-в пантеон христианских святых, где она выступала в новой роли - посланница бога.

Жители Маркизского архипелага отождествили свое старое божество. Только с христианским богом. На некоторых - островах местные бога превращались в пророков, в ангелов. Океанийцев не возражали и против превращения их в дьяволов: дьявол в их понимании - это не исчадие зла, а такой же бог, как и Яхве. Иногда они считали главным богом именно дьявола, а не Яхве. Папуас Марафы, живший в районе г. Маркхем на острове Новая Гвинея, создал вероучения, по которому настоящий бог - не Яхве, а дьявол, и молиться надо именно ему.


Смотрите также