Надо Знать

добавить знаний



Религия Древнего Египта



План:


Введение

Религия Древнего Египта - религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Раннего, Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.


1. Основные сведения

Изображение многочисленных божеств, найденные в древних египетских монументальных сооружениях, вызывали ряд серьезных разногласий во мнениях по поводу вероисповедания первых обитателей этого региона. Религия Древнего Египта, по первому впечатлению политеистическая, в действительности была монотеизмом, как и другие крупные религиозные верования.

В настоящее время ученые пришли к единому мнению, что многочисленные божества египетских храмов следует считать посредниками или воплощением Высшего Существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского пантеона занимает единый Бог, вечный, невидимый и скрытый в скрытый в непостижимой глубине своей сути. Он порождает сам себя в бесконечности Вселенной и имеет все атрибуты божественности. В Египте поклонялись не множеству богов, а наоборот, под именем какого-либо божества - Богу тайному, не имевший ни имени, ни образа; доминирующей была идея единого Бога. Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе, Первопричина любой жизни; Отец отцов; Мать матерей". Они также говорили, что из него вытекает сущность всех других богов, по воле светит Солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его творении.

Однако, чтобы облегчить народу веру в единого Бога, жрецы выражали его атрибуты и его различные воплощения в виде чувственных представлений. Один из самых образов Бога был преставлена ​​в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Ра, что значит "скрытое солнце". Бог - это отец жизни, а все остальные божества - составные части его тела. Теологи этой религии утверждали, что высшее Существо если и единственная в своей сущности, то не единственная в своем воплощении. Он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном. Отец представляет собой творческую силу, а Сын - повторение Отца, подтверждает и выражает его вечные атрибуты. В каждой египетской провинции была своя триада тесно связанных между собой божеств, не нарушало божественного единства, как и разделение Египта на провинции не нарушал центральную власть.

Самая триада, или большая триада Абидоса, состояла из Осириса, Исиды и Гора. Эта триада была самая популярная во всем Египте, поскольку Осирис был воплощением Добра. Птица, Сехмет и Нефертум составляли Мемфисской триаду; Амон, Мут и Хонсу - фивську. Однако троица не была единственной из догм, хранившаяся в Египте из первичных откровений.

В священных книгах того времени встречается понятие первенца греха, искупления грехов, будущего воскресения во плоти. Каждая смена династий сопровождалась усилением монотеизма, что обеспечивало Высшей Существу господство над другими уважаемыми божествами.

Религиозной переворота Эхнатона предшествовал переворот Менеса, а задолго до него Осириса (V тысячелетие до н. н.э.). Некоторые ученые считают, что радикальные изменения в религии произошли в эпоху Осириса - фивського царя (4200 год до н. Н.э.), найтаемншого из всех правителей, при котором был повсюду утвержден монотеизм. Позже, в верованиях египтян, тот самый Осирис стал возглавлять всевышний суд над душами умерших. По ритуалоы "психостазии" (буквально - взвешивание души) - церемонии последнего суда над умершим, душа, после смерти тела, перевозилась на священном лодке по водам Елисейских полей. Путем лодка просвещал места, где находились олицетворение проклятых душ, и они радостно жестикулировали при виде просиявших им и до этого запрещенного света. Продолжая путь, лодка пересекал светлее место, которое более соответствует представлениям о чистилище и наблидувався в Верховный суд возглавляемого Осирисом и 42 судьями. Сердце умершего помещали на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший вдиям более добра чем зла, он оставался праведником и мог стать частью мистического тела бога Осириса, в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и телом гиппопотама и он терял всякую надежду на загробную жизнь. Праведник мог попасть в Ялы (в Елисейские поля). Краеугольным камнем религии была уверенность, что жизнь человека вечное, даже после физической смерти.


2. Египетский пантеон

Самые боги:

  • Амон - главное божество в период Нового царства (столица в Фивах - современный Луксор)
  • Анубис - главный бог царства мертвых, покровитель бальзамирования и некрополей;
  • Апис - священный бык, божество плодородия;
  • Бастет - богиня любви и женской веселья;
  • Бес - покровитель семьи и материнства, охранник от злых сил;
  • Геб - олицетворение земли;
  • Исида (Изис) - жена и сестра Осириса, иметь Гора;
  • Мут - "Мать", жена Амона;
  • Осирис - владыка загробного мира, царь мертвых;
  • Птица - бог-творец, создавший мир с помощью слова;
  • Ра - бог Солнца, в период Древнего царства считался "отцом богов";
  • Сехмет - жена Птаха, богиня войны;
  • Хапи - бог Нила, дарующий жизнь Египта;
  • Хонсу - сын Амона и Мут, представитель "фивськои триады", бог Месяца, целитель;
  • Хор (Хорус, Гор) - бог неба, сын Исиды;
  • Шу - бог воздуха, отец Геба и Нут
  • Тот - бог мудрости и письма

2.1. Убийство Осириса

2.2. Война богов

2.3. Око Гора

3. Культ священных животных

В разных регионах Египта существовали культы солнца, неба и некоторых животных, обитавших в Египте. Только в более пизднию эпоху они приняли человеческие учеты, сначала их символами были растения и животные. Богиня Хатхор жила в дереве сикомора (смоковница) богиню Нейт, рожавшая детей, оставаясь девственницей, изображали в виде щита с двумя перекрещенными стрелами; Нефертум изображали в виде цветка лотоса. Однако чаще египетский бог являлся верующим в виде животного: Гор - ястреб; Тот - ибис; Бастет - кошка; Хнум - баран.

Апис, Лувр

Кроме отправления культа богам-животным, египтяне еще поклонялись животным как таковым, которые были наделены определенными качествами и отмечены особыми знаками. Этому примеру культ Аписа - священного быка, что почитается в Мемфисе. Чтобы быка признали священным, он должен обладать определенными характеристиками, которые могли знать только жрецы. После смерти Аписа, жрецы после длительного поста, начинали поиски нового Аписа, у которого на лобби должен быть белый треугольник, на шее пятно, напоминавшее орла и другое пятно в форме растущего месяца на боку.

В Мемфисе Апис жил в загоне перед храмом Птаха и там принимал подношения от тех, кто поклонялся ему, давал пророчества. К XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал их хоронить в общем некрополе в Серапеум.

В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы в земледелии, древние египтяне считали их также священными. В Саккара существует некрополь священных птиц - ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово черные председателя и шеи, синевато-серые лапы, великолепное белое перья с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту, после смерти его мумифицировали и клали в глиняную посуду.

В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там прирученный, вкрашений золотыми сережками и кольцами, принимаючы от всех знаки уважения и благоговения. Однако, по утверждению Геродота, не во всех городах Древнего Египта крокодил был священным животным. В Элефантине и его окрестностях мясо крокодила даже употребляли в пищу.

В египетской религии важная роль отводилась кошкам, которая называлась "мяу", звуконаслидуючим словом, которое перешло на все языка. Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла солнечное тепло. Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний Зигазиг), где был воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже случайное ее убийство вело к смертной казни. Огромное количество забальзамированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане.


4. Культ святых мест

5. Бессмертие души

Древние египтяне верили в бессмертие души. Пирамиды, мастабы и гробницы в разных долинах сооружались, чтобы поселить в них души умерших.

  • Домов - тело (мумия)
  • Ба - душа (суд Осириса)
  • Ка - изображения (рисунки на гробницах);
  • Рен - имя (тексты в пирамидах).

ХАТ-БА-КА-РЕН - Если эти четыре элемента сохраняются, то человек может пойти в рай, если нет то в ад


Многочисленные фрески с изображением бессмертия души и других религиозных сюжетов были обнаружены в кирпичных зданиях - жилищах фараонов. Все заупокойные храмы и гробницы расписаны сценами вечной загробной жизни, отсюда их название - "дома вечности".

Крест с петлей "Анх" также символизировал будущую жизнь с тремя ее атрибутами: мир, блаженство и безмятежность.


Литература

  • (Рус.) Крыжановский А. П. История древнего Востока: Курс лекций. - Киев.: Лыбидь, 1996.
  • (Рус.) Крыжановский А. П. История древнего Востока: Учебник. - Киев.: Лыбидь, 2000.
  • Весь Египет. - Флоренция : Centro Stalma Editoriable Djnechi, 2007. - С. 9-12. - ISBN 88-8029-353-2 (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам