Рене Магритт

Рене Магритт ( фр. Ren? Magritte ; 21 ноября 1898, Лессин, провинция Эно, Бельгия - 15 августа 1967, Брюссель, Бельгия) - бельгийский художник, представитель сюрреализма.


1. Биография и творчество

Музей Рене Магритта в Брюсселе

В 1916 - 1918 годах учился в Академии художеств Брюсселя. Ранний живопись отмечается влияние кубизма и футуризма ( 1918 - 1920), затем пуристов и Фернана Леже. В 1925 году, сблизившись с группой дадаистов, сотрудничал в основанном ими журнале "Езопаж" ( укр. Пищевод ). Знакомство с живописью Джорджо Де Кирико и поэзией сюрреалистов изменило творческие ориентации Магритта. В 1926 году он сторив свою первую сюрреалистическую картину "Заблудившийся жокей" ( Нью-Йорк, частная коллекция).

В 1927 - 1930 годах жил в Франции, где включился в деятельность объединения сюрреалистов. Здесь сложилась система концептуального живописи Магритта, которая оставалась почти неизменной до конца жизни художника. Живописная манера, намеренно безличная, сухая, обнаруживает парадоксальную способность к правдоподобного изображения немыслимой, невозможной реальности. Серия работ конца 1920 - начале 1930-х годов, в которых элементарная картинка, имитирующая иллюстрации к азбуке, сопровождается противоречащим ему надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа ("Пустая маска", 1926, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия; Предательство образов, 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств, "Ключ к сновидениям", 1930, Париж, частное собрание).

В картинах Магритта объекты, морфологически сходные, но относятся к разным классам, обмениваются качествами абр сливаются в гибриды ("Компаньоны страха", 1942, Брюссель, частная коллекция, "Объяснение", 1954, частное собрание). Ночной пейзаж мерцает под куполом дневного неба ("Царство света", 1954, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В правильно построенной перспективе возникают парадоксальные пересечения, уравнивающие твердые тела и пространственные промежутки между ними ("Достоверность пробела", 1965, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Раскрывая проблематичность зрительного восприятия и иллюзорного изображения, Магритт предпринял символов зеркала, глаз, окна, сцены и занавеса, картины в картине ("Фальшивое зеркало", 1935, частное собрание, "Недопустимо воспроизведение", 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бенингена, "Судьба человеческая", 1933, Вашингтон, Национальная галерея искусств, "Ключ к полям", 1936, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса, "Прогулка Евклида", 1955, Миннеаполис, Институт искусств, "Прекрасный мир", 1962, частное собрание). В игре отражений, в сопоставлении образов "внешних" и "внутренних", явных и скрытых проявился специальный интерес художника к гносеологических и психологических проблем. Он увлекался современной философией, литературой. Многие его работы насыщены литературными аллюзиями и философской метафорами ("великанши" <по Бодлером >, 1929-1930, Кельн, Музей Людвига, "Знание Арнхзейма" <по Эдгаром По >, 1938, частная коллекция, "Хвала диалектике", 1936, частное собрание, "Каникулы Гегеля", 1958, частное собрание).

В 1940-х годах Магритт сделал две попытки изменить свою манеру. Однако так называемый "стиль пленсолив" ("солнечный", или "ренуаривський", 1945 - 1947) и затем "вульгарный стиль" ( 1947 - 1948) не привели к плодотворным результатам, и художник вернулся к прежнему методу.

Известной и выдающейся картиной Рене считается "Сын Человеческий" написана 1964 года.

Магритт создал два фресковые циклы: "Колдовская царство" для казино в Кнокке-ле-Зут ( 1953) и "Необразованная фея" для Дворца искусств в Шарлеруа ( 1957). В этих монументальных композициях повторяются мотивы его станковых произведений. В скульптуре Магритт дублировал образы своей живописи, продолжая развивать тему соотношения ментальной и материальной реальностей ("Целитель", 1967, "Мона Лиза", 1967, обе - Хьюстон, собрание Мениль).


Литература

  • Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. - Энциклопедия: В 3 т.. - М.: Белый город, 2006.

См.. также