Надо Знать![]() |
Введение
Речь Посполитая или Речь Посполитая Обоих Народов ( пол. Rzeczpospolita Obojga Narodw - Республика) - феодальное государство, союз Польского королевства и Великого Княжества Литовского, которая была основана для лучшей борьбы с Московским царством. В нее входила большая часть современных литовских, белорусских и украинских (в те времена назывались русскими) земель - Галичина, Подолье, Волынь, Брацлавщина и Киевщина. Это государство было образовано союзным договором в г. Люблине - Люблинской унии 1569 года. Закончила свое существование во время третьего раздела Польши в 1795 году. 1. Государственный стройГосударственный строй Речи Посполитой оформился при короле Генриху Валуа ( 1573 - 1574), который занимал польский престол перед тем как стать королем Франции. Таким образом оформился государственный строй - республика с выборным королем. После короля был сейм (Сенат и Посольская Изба). После Сейма сеймики (собрание шляхты). 1.1. Парламентская властьВысшим законодательным органом был съезд шляхты - сейм или сейм, что выбирал короля. В период между сеймами король управлял государством вместе и по согласованию с выбранной сеймом Советом резидентов. При принятии решений сеймом существовало право " либерум вето "- каждый из участников сейма мог наложить вето на принятие определенного решения произнеся слова" Не позвалям "(Не позволяю). 3 второй половины XV в. в Польше сложилась двухпалатная структура сейма, который состоял из двух палат - сенаторов и послов; последняя представляла шляхту - избирателей. На элекционных сеймах сенат заседал в большом королевском шатре, который назывался навесом, а послы воеводств и земель - на площади, окруженной рвом, так называемом Коли. Присутствовавшая на элекции шляхта, участие которой в выборах не ограничивалась, собиралась в отдельных палатках, вне Колом. В частности, от шляхты правобережных воеводств, учитывая послов, присутствовавших на элекции 1632 г. было 186 человек. 1.2. Субъекты государстваВеликое княжество Литовское сохраняло определенную автономию в составе Речи Посполитой (имело свои органы административного управления, войско, финансы, судопроизводство велось на основе Литовских уставов). Во время обострения борьбы магнатских группировок за власть, феодалы Речи Посполитой создавали конфедерации. Открытые выступления конфедератов против короля назывались рокоша. 2. НаселениеВ обществе Речи Посполитой тех времен людей определяли многими факторами. Среди других это происхождение и принадлежность к определенной общественной прослойки, достаток, вера, народ и язык ("язык") и другие. По происхождению людей делили на благородных (шляхту, титулованными, выдающихся, заслуженных) и неблагородных. Этот раздел в те времена был распространен в том или ином виде по всему миру. Шляхты относили представителей княжеских и боярских родов Польского королевства, Великого княжества литовского, и разных русских Великих княжеств, которые образовались на обломках Великого Княжества Киевского (Киевской Руси). Представители других земель, царств и государств тогдашнего мира тоже могли быть приравнены к благородным по схожим критериям - принадлежность к правителей (царей, королей, князей, султанов, падишахов, ханов) или их ближайших сторонников. Среди вероучений выделяли - христиан, иудеев, магометан (мусульман) и язычников. Среди христиан выделяли католиков - латинян, представителей латинской, римской веры, еретиков (некатоликов) - представителей греческой или русской веры (православных), протестантов-лютеран, ариан и других. Магометан (мусульман) - сторонников ислама - вероучение пророка Магомета (Мухаммеда) называли также агарянами или измаилтянамы (согласно Св.Письмом - потомками Измаила, сына праотца Авраама от Агари). Всех остальных относили к язычникам, в частности жителей степей и стран Востока, население бывшей Монгольской Империи, хотя и не признавали над собой никакой церковной власти, но в действительности придерживались различных вероучений - были христианами (как казаки), буддистами, индуистами, верили в Небо ( как китайцы - даосы и конфуцианцы) и так далее. Также важное значение в обществе Речи Посполитой было разделение на "языки" (т.е. народы и племена, по терминологии тех времен). Среди других известных - поляки, немцы, русские (русины), жмудь, евреи (евреи), греки, армяне, татары, молдаване и др.. Интересно, что в те времена польская шляхта рассматривала себя как потомка древнего племени сарматов. Иностранцев - людей с иных (чужих) земель и стран определяли тем, с какой земле он происходит и подданным которого правителя он. Пример человек с Бургундской земли, подвергнут французского короля, или человек из Русской (Московской) земли, подвергнут московского царя. В ранней содружество Речи Посполитой не было доминирования поляков или католической религии. Вобрав в себя Украину и заключив конфедерацию с Литвой этнические поляки перестали быть большинством. Содружество состояла из преимущественно четырех наций: литовцев, поляков, белорусов и украинский. Жителей Великого Княжества Литовского время называли "литвинами", а белорусов одновременно с тем " русинами ", как и украинский. На момент заключения Люблинской Унии в 1569 г. общая численность населения составляла 7 млн. человек из которых около 4,5 млн. были этническими поляков, 2 млн. русинов (украинский и белорусов), 0,75 млн. литовцев и 0,7 млн. евреев. В 1618 году при заключении Деулинского перемирия 1618 население литовцев, 0,75 млн. пруссов, 0,5 млн. евреев и 0,5 млн. ливонцев. Теряя территории и населения во время кризиса содружества в 1717 году население составляло уже 9 млн. (4,5 млн. поляков, 1,5 млн. украинским, 1,2 млн. белорусов, 0,8 млн. литовцев, 0,5 млн. евреев, 0,5 млн. других национальностей). К Реформации в шляхты принадлежали как католики так и православные. Однако после завершения Реформации в 1540-х годах и провозглашение унии - все люди греческой веры считались униатами и вынуждены подчиняться Римской курии. Таким образом православные и их общины, которые отказались признать унию и передать религиозные сооружения в собственность Рима оказались вне закона. Это, с одной стороны, привело массовый переход русской шляхты в католическую веру, а с другой стороны, вызвало массовый протест людей, преимущественно неблагородных слоев населения, которые фактически отказались признать унию. 3. Войско
Войско Речи Посполитой состоял из ополчения и кварцяного войска. Согласно принципам тех времен носить оружие (меч) могли люди только благородного происхождения или те которые находятся на службе у таких. Поэтому существовали собственные, так называемые наружные, войска отдельных магнатов. Были рекруты ("избранные") из крестьян. Важно обратить внимание, что именно в середине XVI в. в войсках по всему миру, особенно в Европе начинает внедряться ручное огнестрельное оружие. Одними из первых кто стал массово вооружать огнестрельным оружием свои войска были русские магнаты на границах Речи Посполитой - Глинские, Вишневецкие и Острожские. Именно эти войска стали той основой на которой зародилось Войско Запорожское Низовое (Запорожская Сечь). 4. Войны и походыВ правление Стефана Батория, Сигизмунда ИИИ, Владислава IV, Яна II Казимира, Яна III Собеского, Августа II Речь Посполитая вела непрерывные войны против Московского государства, Османской империи, Швеции и многих других стран Европы. С конца 16 века в походах польского войска против турок принимали активное участие украинский казаки, иногда имело решающее значение для хода войны ( Хотинская война 1621 года, " Венский отпор " 1683 года). Летом 1635 года полковник Войска Запорожского Константин Вовк организовал, по приглашению короля Владислава IV, поход 30 чаек на Балтийское море. Балтийская казацкая флотилия пор успешно действовала против шведского флота и ускорила подписание польско-шведского перемирия. Следствием многочисленных войн, которые вела Речь Посполитая была ее ослабление. В конце 16 - 2-й половине 17 века в стране обострились классовые противоречия, набрали массового характера антифеодальные выступления крестьян и ремесленников. В Украине и Беларуси широко развернулась борьба народных масс за социальное и национальное освобождение (крестьянско-казацкие восстания под предводительством Косинского ( 1591 - 1593), Т.Федоровича ( 1630), И.Сулимы ( 1635), К.Скидана ( 1637), Я.Острянина ( 1638) и др..). Вследствие Хмельницкого ( 1648 - 1654) Левобережная Украина присоединилась к Московскому государству. В конце 17 в. и особенно в первой половине 18 в. Речь Посполитая переживала глубокий внутренний кризис: упадок торговля и ремесло, теряла силу королевская власть, укреплялась власть магнатов, росла феодальная анархия и бесправие населения. Попытка молодой польской буржуазии и передовых кругов шляхты реформировать государственный строй Речи Посполитой во 2-й половине 18 в. потерпела противодействия реакционной части магнатов, которых извне поддерживали Россия, Пруссия и Габсбурги. В результате трех разделов ( 1772, 1793 и 1795) Речь Посполитая прекратила существование. Правобережную Украину и Беларусь была присоединена к России, Галичину - к владениям Габсбургов. 5. Описание тех времен в художественных произведенияхОписание тех времен можно найти в произведениях многих писателей. Среди самых известных - украинский Зинаида Тулуб ("Людоловы"), Михаил Старицкий ("Богдан Хмельницкий"), польские Генрик Сенкевич ( "Огнем и мечом", "Пан Володыевский" и др.). Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |