Ричинский Арсен Васильевич

Арсен Васильевич Ричинский (* 12 (25) июня 1892 ( 18920625 ) , Тетильковцы, Кременецкий уезд, Волынская губерния - ? 13 апреля 1956, Джусалы, Карагандинская область, Казахская ССР) - волынский Украинским общественный, политический и церковный деятель, композитор, фотограф, краевед, основоположник украинской этнологии религии, святой исповедник, врач.


1. Жизнеописание

Семейная часовня Ричинского в селе Тетильковцы. 1927

Родился Арсен Ричинский 12 июня 1892 года в селе Тетильковцы Кременецкого уезда Волынской губернии в семье священника Василия Федоровича Ричинского и Веры Капитонивны Ричинского. Видимо именно отец на выбор будущей профессии сына. Начальное образование Арсен Ричинский получал в сельской церковно-приходской школе, следующих в Клеванской духовной школе и Кременецкой гимназии. Впоследствии поступил в Житомирской духовной семинарии, преподаватели и семинаристы которой внешне хоть и притворялись слуг российской политики в регионе на самом деле оставались традиционалистами.

"... Волынское духовенство по природе своей был украинским. Было это стихийное украинство, глубокой национального сознания наши родители не проявляли, украинство у них и у нас, их детях, оказывалось в том, что мы говорили на украинском языке, нашей родной. Всю жизнь священнических семей, семейно-бытовое, как и волынского крестьянства, было чисто украинское. Русификацийни воздействия сюда не достигли. Крепко хранились украинской традиции - церковные и народные " [1]

, - Писал в своих воспоминаниях профессор Волынской духовной семинарии Филимон Кульчинский.

В Житомире юный семинарист принадлежал к кружку по изучению истории, который вели члены "Общества исследователей Волыни", преподаватели семинарии. Сам Арсен Ричинский вспоминал о годах обучения в Житомире, когда он с единомышленниками:

Арсен Ричинский на берегу реки Тетерев в Житомире. 1927
"... Раз или два в месяц перекрадалися зимними вечерами на житомирские пригород на ступени подпольного украинского кружка школьной молодежи - только для того, чтобы из тверских рефератов знакомиться с родной историей и литературой. Должны оглядываться на школьное" начальство "и на полицию, - а уже больше страдала тогда, наверное вдова, которая за 2 рубля впускала нас на эти ступени к себе. " [2]

26 января 1907 года, когда Арсен Ричинский учился именно-но во 2 классе семинаристы совершили бунт. Все выходы и входы семинарских корпусов были перекрыты полицией и жандармерией. Семинаристы совершили сопротивление. Погасив свет, начали обливать представителей порядка водой из пожарного шланга, бросали мебелью. На помощь были вызваны подразделения регулярной армии, которые и заняли помещение. Обыск, который продолжался до 5 часов утра имел целью обнаружить следы "Украинского сепаратизма" и "мазепинства". 26 семинаристов были арестованы. Семеро передано в суд, из которых четверо приговорены к нескольким месяцам лишения свободы, трех до двух с половиной лет.

В 1911 году недоволен должности учителя церковно-приходской школы села Сидняркы Луцкого уезда Арсен Ричинский отправился получать профессию врача к Варшавского университета. В 1914 году в связи с началом Первой мировой войны переводится в Киевского Императорского Университета Святого Владимира. Выступает организатором студенческих литературных чтений и музыкальных вечеров, научных собраний, редактором рукописных журналов и стенгазет. После первого курса, из-за материальных затруднений в семье рядом со студиями работает учителем в фельдшерской школе.

Работники Изяславской школьной управы. Арсен Ричинский первый справа в первом ряду. 1920

В 1915 направляется на службу в Изяславского уездного земства, а затем участковым врачом в Хролин. Оттуда евакуйовуеться до села Васильевки Петровского уезда Саратовской губернии, затем до села Поповки Рыльского уезда Курской губернии, далее до села Вечеринки Полтавской губернии. Позже такие частые переезды отца дочь Людмила Ричинского объясняла не желанием привлекать особого внимания к своей персоне со стороны имперской власти, которая во времени войны была особенно обостренной.

В 1917 году возвращается в университет, 30 марта сдает экзамены, однако диплом врача получает лишь через полтора года - 20 сентября 1918 года.

Нина Прокопович. 1918

От 31 мая 1917 года в 9 апреля 1920 исполняет обязанности врача Изяславской уездной больнице. Именно в Изяславе Арсена Ричинского застает начало освободительной борьбы, к которым он стремится приобщиться всей душой. В 1917 году избран на голову Изяславского уездного земства, следующего становится редактором вновь журнала "Новая дорога". Становится одним из активнейших деятелей Изяславской "Просвещения". Организует учительский хор, с которым дебютирует в роли дирижера. Прилагается к созданию на базе Острожской женской гимназии курсов "Украинизации", где преподает историю Украины. Там знакомится с Надеждой Прокопович и они взаимно влюбляются. Надежда Прокопович была учительницей в пригородных к Изяславу селе Васковцы, покинув свою первую жену Лидию Виленскую с Шепетовки Арсен Ричинский перебирается в Васковцы. Здесь его застает советская оккупация. Людмила Ричинского оставила такое воспоминание о тех событиях:

"В 1920 году пришли на Волынь большевики. Начали выявлять и арестовывать тех, кто был за украинскую идею. Особенно это напугало семью Кореневич, с которой имел тесные связи А. Ричинские. Пошел слух, что в городе расстреляли петлюровца, учителя еврея возле школы. Тогда мама спрятала Арсена Васильевича на крышу дома (...)

В Изяслав по диплом пришла Нина Павловна. Очевидно, она очень его любила. Рискуя жизнью, мама диплом спрятала в волосах. Сейчас зашла к дяде и узнала, что его расстреляли большевики. Папа на крыше с. Васковцы сидел с неделю, а потом пешком по ночам начал добираться до с. Тростянец, там большевиков не было. Это был смутное время ". [3]

Любовники снова объединились в Тростянце Луцкого уезда, где была семейная дом Покоповичив. Обвенчались 11 июля 1921 года, благо отец невесты был священником. В Тростянце Арсен Ричинский работает практикующим врачом до апреля 1922 года.

Арсен и Нина Ричинские на улице Владимира. 1930-е годы

Впоследствии направлен участковым, а затем назначен главным врачом Владимир-Волынской больнице (до апреля 1925 года).

В владимирский период Арсен Ричинский сотрудничает с такими выдающимися личностями, как архимандритом Поликарпом (Петром Сикорским), композитором, публицистом и политиком Михаилом Тележинская, историком и археологом Александр Цинкаловский, культурным и общественным деятелем Степан Смаль-Стоцкий, литературным критиком, публицистом и политиком Дмитрий Донцов.

Пишет тексты на церковную тематику: "Происхождение епископата: в связи с вопросом о благодатности иерархии Украинской Автокефальной Православной Церкви", "Современное состояние церковно-религиозной жизни украинской людности в Польше. Доклад произнесен на украинском православно-церковной съезде в Луцке 5 -6 июня 1927 "," Критическое рассмотрение постановления Св. Синода о запрещении украинской Церковного Съезда "," На обочине ". Подготовка сборника, где выступает в качестве композитора: "Всенародное пение в украинской церкви. Сборник обще-доступных церковных песнопений для сельских хоров, для школ и народа", "Украинский церковные песнопения", "Украинские колядки", "Скорбная мать. Сборник украинского церковно -народных песен с Богогласнике на смешанный хор "," Украинская Служба Вечерняя и Ранняя ". Во Владимире же появляется главный текст Арсена Ричинского "Проблемы украинского религиозного сознания? одновременно в украинской интеллектуальной истории, это первая попытка проанализировать украинский этнос с позиций этнологии религии. Посвящает отдельные работы краеведению и пластунства.

Занимается активной общественной, политической и культурной деятельностью. Основывает во Владимире и Владимир-Волынском уезде "Просвещение" (в 1928 - 1929 выступает ее главой), "Пласт" (запрещен местной администрацией в 1929 году), "Союз украинок", "райфайзенки" (на деле не начала деятельность через неутверждения окружным судом ее устава), "Возрождение" (запрещена староством в 1935 году).

С 1929 года член "Украинского Волынского объединения", Организации украинских националистов [4].

Редактирует журналы общекультурного и религиозного направления "На страже" (1925-26), "Родная церковь" (1927), "Наше братство" (1929).

Президиум Украинского церковного съезда. Арсен Ричинский третий слева. 1927
В это время красноречиво проявляется принципиальность Арсена Ричинского о необходимости приобретения украинской Церковью автокефалии. Он один из вдохновителей и организаторов украинской церковной съезда (5 - 6 июня 1927 года) в Луцке. В отличие от главы Польской православной церкви митрополита Дионисия, который под давлением российских общественных организаций признал проведение съезда "в церковном отношении нецелесообразным и ненужным" и запретил духовенству принимать в нем участие, светская власть разрешила проведение собрания, получившее название "съезда православных мирян украинский в церковных делах ". В съезде приняли участие 565 делегатов из всех уездов Волыни, Полесья, Холмщины и Подляшье. Прибыли числе более 200 гостей, 8 украинских послов в Сейма и сената, волынский вице-воевода и Луцкий городской староста [5].
Тогда же Арсена Ричинского был избран на голову "Православно-Церковного украинских Исполнительного Комитета в Речи Посполитой Польской". Съезд постановил шерег требований относительно украинизации Православной церкви на украинских землях. В частности требовалось введение украинских богослужебной и деловой речи, восстановление украинских церковных обычаев и обрядов, отмененных еще российскими властями, назначения на украинских землях епископов-украинский, реорганизация духовных консисторий и уездных протоиератив, которые были очагами русификации. В постановлении съезда отмечалось, что:
"... Все народы на земле призваны в царство Божье. Народов привилегированных христианство не знает, потому каждый народ, согласно принципам Православной Восточной Церкви и ее церковно-исторической традицией, имеет право до проявления своего религиозной жизни в своеобразных национальных формах, не только не разъединяют Христовой общины, но и обогащают Вселенскую Церковь своей многобарвнистю и своеобразным ароматом отдельных национальных культур и национальных характеров " [6]
.
В 1928 году Арсена Ричинского введен в состав Митрополии Совета Польской православной церкви. Такой шаг был лишь дипломатической игрой. На деле же требования украинизации Православной церкви на украинских землях игнорировались. 4 декабря 1928 в знак протеста против такой политики Арсен Ричинский сложил с себя обязанности члена Митрополии Рады.
1929 постановлением № 14 от 15 апреля Синод Польской православной церкви отлучил Арсена Ричинского от церкви.
Успенский собор. Владимир-Волынский

28 апреля 1929 в осажденном полицией владимирском Успенском соборе Арсена Ричинского была произнесена анафема.

Сам Арсен Ричинский в книге "Проблемы украинского религиозного сознания? писал об этой ситуации следующее:
"Неподготовленность нашей интеллигенции разило глаза, когда после анафеме, брошенное на автора, члены украинской Церковного Комитета, вместо отчетливо и твердо занять самостоятельную - единственно достойную зрелой нации - позицию, задумывались над тем, они еще могут" формально "совет держать вместе со своим "виклятим" головой " [7]
.

Вместе с тем занимается свитлярством. Снимки Арсена Ричинского владимирского периода нашли отражение в изданиях: "Альбом культуры в образах" ( 1932), работы А. Цинкаловский "Княжий город Владимир" ( 1935), альбоме "украинский сечевое стрилецтво" ( 1937).

Преследовался и трижды подвергался аресту со стороны польской власти. В 1925, 1935 (заключен в концентрационного лагеря в Березе Картузской) и 1939 года.

В 1940 году арестован уже советской властью. Семью депортировали в северо Казахстана, откуда Ричинские смогли вернуться лишь в 1946 году. В мае 1942 заочно приговорен к 10 годам ссылки в ГУЛАГа.

Быт Арсена Ричинского о ссылке несколько воспроизводят воспоминания жителя города Владимира В. Герун, что так же скитался по лагерям:

"В лагере строгого режима было два врача-украинской. Это Иван Васильевич Клименко и Арсен Васильевич Ричинский. Начальником санчасти был Арсен, а Иван Васильевич - хирургом. Я думаю, что в лагере тогда Ричинский был полусвободным. Поэтому и поставили его начальником санчасти. Очевидно , тюремные власти пошли на уступки, потому что не хватало врачей. Знаю, что Ричинского в зоне "прирезали", поэтому он после выздоровления плохо слышал. Многим украинским из Западной Украины Ричинский давал освобождения от работы, поэтому его ненавидели. Был на зоне националист Богданович, его уволили, а потом зарезали. Почему его хотели убить уголовные бандиты - не знаю. На врача Ричинского сердились россияне. Потому освобождал украинские от работы. С Ричинского судьба свела в июне 1946 года. Тогда я проходил медосмотр, а еще когда обратился к нему за увольнением , не мог ходить из-за травмы ноги. Часто в лагере говорили, когда кто-то из украинских оказывался не на работе: "Арксюша опять освободил хохлов" " [8]

В свободную от врачебной практики минуту Арсен Ричинский написал книгу на основе полесских легенд "Легенды первобытного леса". Сейчас рукопись считается утраченным.

Здесь находит себе новую жену от которой рождается сын Виктор.

Арсен Ричинский после освобождения из ГУЛАГа. 1949

После отбытия десятилетнего срока, Ричинского вместе с новой семьей, отправляют в бессрочное ссылку в Кызыл-Ордынской области Казахской ССР без права возвращения в Украину. Там он работает врачом районной больницы. В начале 1950 -х годов создает хор "Две хмаронька".

Время не складывается жизнь с новой женщиной и она бросает его на руках с сыном.

В 1952 - 1953 годах статьи Арсена Ричинского на медицинскую тематику печатались в журнале "Здоровье Казахстана".

Умер Арсен Ричинский 13 апреля 1956 года в результате кровоизлияния. Похоронили его на кладбище станции Джусалы Кызыл-Ордынской области.

В 2006 году останки Арсена Ричинского был перезахоронен в Тернополе.


2. Труда

Антон Малюца. Обложка книги А. Ричинского "К счастью, славы и свободы".

2.1. Религиоведение

  • Происхождение епископата: в связи с вопросом о благодатности иерархии Украинской Автокефальной Православной Церкви. Владимир Волынский 1926 [9]. Переиздание: украинский богослов. № 2, 2003, с. 29-51.
  • Современное состояние церковно-религиозной жизни украинской людности в Польше. Доклад произнесен на украинском православно-церковной съезде в Луцке 5-6 июня 1927 года. Варшава 1927.
  • Критическое рассмотрение постановления Св. Синода о запрещении украинской Церковного Съезда. Варшава 1927.
  • На обочине. Владимир Волынский 1932. Переиздание: украинский богослов. № 2, 2003, с. 19-28.
  • Проблемы украинского религиозного сознания. Владимир Волынский 1933. Переиздание: 2-е (2000), 3-е (2002) ,4-е (2009) (с запрещенными цензурой правками).

2.2. Духовная музыка

  • Всенародное пение в украинской церкви. Сборник обще-доступных церковных песнопений для сельских хоров, для школ и народа. Владимир Волынский 1925.
  • Украинские церковные песнопения. 1926.
  • Украинские колядки. 1927.
  • Скорбная мать. Сборник украинского церковно-народных песен с Богогласнике на смешанный хор. Владимир Волынский 1929.
  • Украинская Служба Вечерняя и Ранняя. Владимир Волынский 1929.

2.3. Краеведение

  • Старый город Волынь. Львов 1938.

2.4. Пластунство

  • К счастью, славы и свободы. Львов 1930.

3. Статьи

  • Мой ответ Св. Синоду Православной Церкви в Польше / / "Дело", 26.06.1929

4. Памяти

Мемориальная таблица Арсена Ричинского на лицевые фасады Кременецкого медицинского училища имени Арсена Ричинского.

24 мая 1999 года постановлением Кабинета министров Украины Кременецком медицинском училищу присвоено имя Арсена Ричинского [10].

14 октября 2006 года эксгумированы останки Арсена Ричинского были перевезены в Тернополя и перезахоронены на Микулинецком кладбище [11].

26 августа 2009 года во время заседания Архиерейского Собора УАПЦ принято решение засчитать исповедника веры Арсена Ричинского к местночтимых святых [12].

В январе 2009 года при Кременецком медицинском училище имени Арсена Ричинского открыт музей-экспозицию Арсена Ричинского [13].

26 октября 2010 года на фасаде хирургического отделения Изяславской районной больницы открыта памятная доска Арсена Ричинского [14].


Примечания

  1. Цит. по: Арсен Гудыма. Харизма Арсена Ричинского. Тернополь 2007. с. 11-12.
  2. Арсен Ричинский. К счастью, славы и свободы. Львов 1930. с. 26.
  3. Анатолий Писоцкий, Надежда Войтюк. Интеллигенция Волыни. Луцк 2009. с. 80.
  4. Визитов Ю. Пластовый Сениор А. Ричинские: "к счастью, славы и свободы" / / Арсен Ричинский: выдающийся украинский общественный деятель и ученый-религиовед. Киев-Чернигов 2007. с. 17-23.
  5. Костер Н. Арсен Ричинский и борьба за украинизацию православной церкви на Волыни; украинский церковный съезд в Луцке / / Народный вестник. 14 апреля 1927.
  6. Цит. по: Власовский И. Очерк истории Украинской Православной Церкви. Киев 1998. Т. 4. Ч. 2. с. 48-50.
  7. Приведенный отрывок был изъят польской цензурой. Тексты купюр вошли ни в переиздание труда. С ними можно ознакомиться в сборнике: Арсен Ричинский: выдающийся украинский общественный деятель и ученый-религиовед. Киев-Чернигов 2007.
  8. Анатолий Писоцкий, Надежда Войтюк. Интеллигенция Волыни. Луцк 2009. с. 110-111.
  9. Сомнительное авторство.
  10. О присвоении Кременецкого медицинского училища имени Арсена Ричинского - zakon.nau.ua / doc /? uid = 1060.735.0 Проверено 15-08-2010
  11. Кралюк П. М. Аристократ духа. Арсен Ричинский как мыслитель и общественный деятель - istvolyn.info / index.php? option = com_content & task = view & id = 1173 & Itemid = 1 Проверено 15-08-2010
  12. Состоялся Архиерейский Собор УАПЦ - www.uaoc.info/ua/news/news_/?pid=251 Проверено 15-08-2010
  13. Открытие музея-экспозиции Арсена Ричинского - prostir.museum / news / ua / detail? id = 8058 Проверено 15-08-2010
  14. Олег Тягнибок "Заметки" Сегодня в рамках избирательной кампании побывал на Хмельнитчине - vkontakte.ru/note84353150_10177809 Проверено 03-11-2010.

Источники

  • Арсен Ричинский - идеолог украинского православия. Наук. сборник. - К.-Т., 1998.
  • Арсен Ричинский - выдающийся украинский общественный деятель и ученый-религиовед. Научный сборник. Спецвыпуск "украинский религиоведения". Под ред. Колодного, А.Гудимы и П.Мазура. Вып. 41. - К.-Кременец, 2006.
  • Гудыма, Арсен. Харизма Арсена Ричинского. - М.: Ранок, 2007.
  • Светлый ум, благородное сердце. (Семья Ричинского: воспоминания, переписка). - Луцк, 2004.
  • Арсен Ричинский и проблемы поместной украинской Церкви: наук. сборник международных Ричинского чтений / Под ред. профессоров А. Колодного и А. Гудымы. - М.: Ред.-изд. отдел, Галицкий ин-т им. В. Черновола, 2008. - 105 с.
  • Ричинского Л. На отцовском пороге / / Наш город. - 2007. -21 Июня. - С. 4.
  • Михальчук Л.Повернення Арсена Ричинского / / Наш город. - 2007. - 27 июля. - С. 4.
  • Демьянчук Г. С. Изяславский вестник "Новая дорога" / / Великая Волынь: прошлое и настоящее. Хмельницкий - Изяслав - Шепетовка, 1994. С. 91-93
  • Шиманский П. Музыкальная культура Волыни первой половины ХХ в. - М.: РВВ "Вежа" Вол. гос. ун-та им. Леси Украинская, 2005.
  • Шиманский П. Композиторы Волыни начала ХХ века. / / Прошлое и современное Волыни. Краеведение: история, достижения, перспективы: тезисы докладов II региональной "Большая Волынь" и VI областной историко-краеведческой конференции. - Луцк, 1992.
  • Гищинська (Ковальчук) Р. Развитие бандуры на Волыни: краеведческий очерк, песни. - М.: Настирья, 2005.
  • Силюк А. Арсен Ричинский в документах и ​​материалах Волынского краеведческого музея / А.Силюк, Г.Бондаренко / / Прошлое и современное Волыни и Полесья: Ковель и ковельчани в истории Украины и Волыни: материалы ХИИ Всеукр. наук. ист.-краезн. конф., присвяч. 12-й годовщины Независимости Украины и 485-й годовщине предоставления Ковелю Магдебургского права. - Луцк, 2003. - Ч.2. - С. 57-60.
  • Петр Кралюк. Любомудры Лодомерии. Луцк 2009.
  • Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, 1954-1989 .

7. Смотри в сети